Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории сценарного терминология




Ключевые понятия.

Массовый праздник — комплекс мероприятий различ-ных видов и зрелищных форм разных жанров; многофунк-циональное явление, отражающее эпоху, жизнь общества и его культуру; самое древнее и самое действенное средст-во массовых коммуникаций.

Поскольку праздник явление социальное, его главная тема всегда определяется одной, а возможно, и нескол ь-кими из общественных проблем. То есть тема есть пробле-мау и тезис этот справедлив для праздников всех типов: общественно-политических, исторических, профессио-нальных, разнообразных фестивалей искусств и других.

Праздники календарного годового цикла в этом отно-шении также не являются исключением. Современный хле-бороб, используя новейшие достижения цивилизации, собирает хороший урожай и при достаточно неблагопри-ятных условиях. Но при этом проблема урожая остается неизменной во все времена.

11 Ясный взгляд на жизненную проблему, четкое опреде-ение темы праздника рождают замысел и идею будущего

||ценария. Формирование замысла - творческий процесс, |1ротекающий очень индивидуально у каждого сценари-|;та-режиссера. Он связан с осмыслением ландшафтных и 1архитектурных условий на месте действия в городе или |реле; его исторического или этнографического прошлого; ф наличием творческого потенциала среди жителей кон-1фетного населенного пункта; наконец — со степенью «по-1гружения» сценариста в художественный, документальный или научный материал, призванный «питать» его вообра-

1%ение. В итоге замысел - возможность и необходимость

Эу слышать во времени и увидеть в пространстве разреше-ние волнующей проблемы.

Идея кристаллизует замысел, придавая ему образную конкретность. С.М.Эйзенштейн, один из первых экспери­ментаторов в области зрелищ, великий режиссер и теоре­тик кинематографа, предлагает очень ценную справку:

«Идея.,, (ионическ.) — 1) вид, наружность; 2) образ, род, способ изложения; форма и род речи; 3) идея, пер-Еообраз, идеал».*

«...Лишний раз напомнить о генетической неразрывно-ти... идеи (3), способа изложения (2) и наружности, вида I.), — если это и не ново, то принадлежит к тем истинам, которые надо повторять себе ежедневно и перед завтра-ом, и перед обедом. А кто не ужинает - и перед сном, лавным же образом наяву!

... В идеологии «экспликации» наврать всегда можно. А |на деле не выйдет. Форма — всегда идеология.»

В этом не лишенном юмора замечании Мастера мы ви-Цшм прямое указание на то, что в идею изначально зало-1ь;ено образное видение будущего творения, будь то сцена-ий фильма, театральная пьеса или сценарий праздника.

1 Выражение идеи и основных тенденций массового те­атрализованного праздника осуществляется главным обра­зом через тематическое представление (зрелище) как фор­му, способную наиболее эмоционально и убедительно воз­действовать на зрителя, внушая авторскую мысль. Являясь Цключевым звеном или главным «блоком» в композиции |праздника, представление призвано точно и ярко пере­дать смысл событий с помощью.образных поэтических ршосказаний: метафоры, аллегории, символа. (Отметим, что в праздниках народного календаря такая функция от-|водится основному обряду).

и Действенная структура самого представления - это раз-рвитие борьбы внутри каждого его эпизода и от предыдущего щ следующему. Ход ее определяет события и строит свое­образный «монтаж кульминаций». Тут мы подошли к глав­ному: способу выражения борьбы и выявления конфликта в представлении.

В отличие от сюжетного спектакля, где конфликт об­наруживает противостояние конкретных групп или инди-

 

видуумов, а в отдельных случаях - внутреннюю борьбу одного лица, в представлении или зрелище конфликт мо­жет быть выражен при полном отсутствии словесного спо­ра (агона, как говорили древние греки). Здесь приоритет семантики пластической, музыкально-звуковой и цвето­вой. Этого требуют иные пространственные измерения и композиционные особенности данного жанра.

Первое и главное условие жанра представления (зре­лища) состоит в том, что конфликт обнаруживается на стыке эпизодов или номеров в рамках данного эпизода, что в обязательном порядке должно учитываться при их монтаже. В противном случае действие замкнется внутри одного эпизода и не получит своего развития. Именно дра­матургия борьбы, ее цель, направление, смысл определя­ют цветовые и музыкально-пластические перемены, уча­ствующие в формировании образного строя сценической композиции.

Образ же — единство трех начал: музыкального, пла­стического, художественно-декоративного или символи-ко-цветового. Это «триединство» и служит как раз основа­нием метафоры зрелища. То есть мы можем предположить, (а в дальнейшем и доказать), что образная метафора заро­ждается в истоках борьбы или «вызревает» из конфликт­ной ситуации.

Образное триединство никогда не остается однажды заданным и неподвижным. Как развивается и изменяется звучание основной музыкальной темы, так соответствен­но меняются пластико-цветовые сочетания, происходит трансформация символических предметов. Как правило, это связано с необходимостью смысловых повторов об­разных элементов действия. Осознанные повторы опреде­ляют понятие «сценарный (при постановке — сценарно-ре-жиссерский) ход». Ш?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.