Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

If Г 14 3 страница




Используя понятие синтаксической зависимости между словами, можно установить, что некоторое слово вместе со всеми своими зависимыми (и опосредованными зависимы­ми) обычно образует одну составляющую. Например предло­жение (1) Эти школьники скоро будут писать диктант по рус­скому языку состоит из 9 слов; как они последовательно объ­единяются в более крупные единицы — составляющие? Дос­таточно очевидно, что зависимое писать вместе со своей вершиной будут образует некоторую более крупную едини­цу. Границы составляющих принято отмечать квадратными скобками: [будут писать]. Вершина школьники образует, по-видимому, целую составляющую вместе со своим зависимым эти: [эти школьники]. Точно так же образует составляющую и существительное языку вместе со своим зависимым прила­гательным: [русскому языку]. Составляющая [русскому языку] состоит из двух слов, из которых одно непосредственно, а другое опосредованно зависит от предлога по. Следователь­но, оба зависимых слова можно объединить в одну более крупную составляющую с вершиной-предлогом: [по [русско­му языку]]. Но вся эта составляющая в каком-то смысле «оп­ределяет» существительное диктант. Следовательно, [дик­тант [по [русскому языку]]] — это тоже составляющая, вклю­чающая в себя не только отдельные слова, но и две вложен­ные одна в другую «сложные» составляющие (т. е. такие, ко­торые включают в себя более одного слова). Наконец, и предложение (1), «вбирающее» в себя все перечисленные единицы, может быть признано целой составляющей.

Эту информацию о структуре составляющих в (1) для наглядности удобно представить в форме диаграммы, кото­рая так же, как и структура зависимостей, является деревом:

Эти школьники скоро будут писать диктант по русскому языку.

(2)


Каждая точка, выделенная в дереве кружком, называ­ется узлом, и каждый узел представляет некоторую со­ставляющую. В (1) мы выделили 15 составляющих — именно столько и кружков в дереве. Таким образом, (2) сообщает о том, что синтаксическими единицами в предложении (1) являются не только отдельные слова, но и целые сочетания слов, или группы: [эти школьники], [будут писать], [русскому языку], [по [русскому языку]], [диктант [по [русскому языку]]], Наконец, в диаграмме (2) отражен и тот факт, что само пред­ложение (1) является составляющей — ей соответствует кор­невой узел дерева. В диаграмме (2) узлы обозначены кружка­ми; однако, поскольку расположение узлов ясно из самой структуры дерева, — узлы возникают в вершине и в основа­нии дерева, а также в точках, где пересекаются два или более ребра, — в дальнейшем кружки применяться не будут.

Сразу же обратим внимание на то, что составляющие не могут пересекаться, но могут «вкладываться». Это означа­ет, что если один и тот же материал (например, одно слово или некоторое множество слов) входит одновременно в две составляющие, то одна из них целиком входит в другую.

Итак, основываясь на интуитивных соображениях, уда­ется установить иерархию составляющих, которая может быть изображена в виде дерева.

ЗАДАНИЕ 1. Опираясь на интуитивные соображения, постройте структуры составляющих для предложений 1—3 Задания 1 главы I и для следующих предложений. Отметьте трудности, с которыми при этом при­ходится столкнуться:

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»),

2. Потрясенный Никанор Иванович, неожиданно для себя ставший участником какой-то театральной программы, опять оказался на своем месте на полу (Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

3. И как та кочерга из присказки, в тёмной избе неосторожно на-ступленная ногою, с семикратной силой ударила олуха по лбу, так революция расправилась с пробудившей её русской интелли­генцией (Солженицын, «Образованшина»).

4. К числу таких положений относится признание в качестве обя­зательного условия успешности анализа процессов понимания необходимости выхода за рамки лингвистики прежде всего в об­ласть экстралингвистических знаний индивида. ЗАДАНИЕ 2. Объясните двузначность (синтаксическую омонимию) следующих предложений, используя для этого структуры составляющих: 1. Вели ему помочь.


2. После совещания в кают-компании состоялся обед.

3. Машина поехала прямо в аэропорт.

4. Работа по новому расписанию начинается завтра.

5. Юдина... была найдена убитой на окраине Элисты 8 июня сот­рудниками республиканского управления ФСБ («Известия» 11.06.1998).

ЗАДАНИЕ 3. Составьте предложения или словосочетания, которые бы соответствовали следующим структурам составляющих:

3.

6.

Попытаемся теперь ответить на вопрос, какие со­ставляющие относятся к одному и тому же, а какие - к раз­ным грамматическим классам. Например, интуитивно ясно, что эти и школьники — составляющие не одного и того же типа. Эти скорее относится к тому же классу, что мои (мой), другие (другой), такие (такой) и т. д., а школьники - к тому же классу, что и люди, мальчики, кошки и т. д. Традицион­ный способ описания сходств и различий между синтакси­ческими свойствами слов состоит в том, что различные сло­ва причисляются к различным грамматическим классам, или частям речи. Так, мой, другой, этот... относятся к классу ме­стоименных прилагательных, а школьник, диктант, человек, стол... ~ к классу существительных. Далее, видно, что слово по относится к тому же грамматическому классу, что и в, с, на, к..., т. е. к классу предлогов. Слово писать принадлежит к той же части речи, что говорить, идти, спать..., т. е. явля­ется глаголом. Слово будут является, скорее всего, вспомо­гательным глаголом, так как в данном случае оно не имеет собственного лексического значения, а лишь указывает вре­мя, вид, лицо, число и наклонение в сочетании с поднознач-ным глаголом писать (так же, как, например, слово был в


словосочетании был написан). Наконец, слово скоро объеди­няется в один класс с быстро, легко, хорошо..., т. е. входит в класс наречий.

Составляющие, которые включают более одного слова, называются группами (англ, phrase).

Собственно, phrase означает 'словосочетание', однако в русской грамматической традиции за термином «словосочетание» закреплен дру­гой смысл. Это понятие восходит к В.В. Виноградову, который, развивая идею А.А. Шахматова о разфаничении учения о словосочетании и учения о предложении, предложил называть словосочетанием непредикативную (т. е. не образующую предложение) синтаксическую единицу, которая возникает в результате распространения одного слова другим. Например, словосочетанием по Виноградову является белая лошадь, но не Лошадь ~ белая (предложение) и не лошадь и осел, поскольку однородные члены не распространяют друг друга (см., например, [Виноградов 1975аб (1954)]). Понятие «группа» охватывает все три случая.

Впрочем, в русистике достаточно авторитетно и другое понимание термина «словосочетание», восходящее к А.М. Пешковскому и близкое к тому, что здесь называется «группа», например, в [Сухотин 1950; Гвоздев 1973; Скобликова 1979; 1990]; высказывался и компромиссный взгляд, со­гласно которому словосочетаниями признаются любые непредикативные группы [Белошапкова 1977] или, что по сути то же, соединения слов, не входящие в «грамматическую основу предложения» (Крылова и др. 1997].

Подобно тому, как отдельные слова-составляющие подразделяются на части речи, составляющие-группы также образуют небольшое множество грамматических классов. Например, когда говорится, что в предложении можно вы­делить группу подлежащего и группу сказуемого, ясно, что эти два грамматических класса включают в себя целые группы, а не отдельные слова. Такими же грамматическими класса­ми можно считать и придаточное предложение, и инфинитив­ный оборот, и (дее)причастный оборот, и некоторые другие употребительные понятия.

Желательно, чтобы номенклатура синтаксических групп, так же как и номенклатура частей речи, представляла собой классификацию, т. е. разбиение объектов на непере­секающиеся множества, так, чтобы одна и та же группа не относилась более чем к одному множеству. Основанием для такой классификации может служить часть речи, к которой принадлежит вершина группы, т. е. слово, соответствующее корневому узлу в том фрагменте структуры зависимостей, который характеризует группу; если слово X — вершина


группы Y, будем также говорить, что X возглавляет Y. Клас­сификация групп, основанная на частеречной принадлежно­сти их вершин, согласуется с важнейшим наблюдением тра­диционной синтаксической науки - выбор распространяю­щих средств определяется главным образом частью речи, к которой принадлежит распространяемое слово.

Интуитивно ясно, например, что к одному синтаксиче­скому классу относятся группы [эти школьники] и [диктант по русскому языку] (отвлекаясь от того факта, что они стоят в разных падежах и числах); сюда же можно отнести [боль­шой дом], и [учебник английского языка], и [убийство Цезаря Брутом] и др. Во всех таких группах вершиной является су­ществительное, поэтому синтаксические группы этого клас­са называют группами существительного, или именными груп­пами, сокращенно — ИГ. Можно заключить также, что груп­пы [очень красивый], [на удивление легкий], [гораздо более не­приятный]..., вершинами которых являются прилагательные, относятся к одному классу — группе прилагательного (ГПрил), а другие единицы вроде [очень красиво], [на удивле­ние легко], [так же неприятно], [еще вчера]..., возглавляемые наречиями, относятся к классу наречной группы (НарГ). Да­лее, группы [из этого города], [со своей матерью], [в окно, ко­торое выходит в сад]... и им подобные, вершиной в которых является предлог, относятся к классу, называемому предлож­ной группой (ПрГ). Сочетание главного глагола со вспомога­тельным назовем глагольной группой (ГГ; в дальнейшем мы увидим, что этот термин обычно употребляется в другом значении). Наконец, есть еще класс предложений (П).

Классы групп, определенных на основании граммати­ческих свойств своих вершин, называются категориями групп, или фразовыми категориями'. Таким образом, фразо­выми категориями являются, в частности, и именная груп­па, и предложная группа, и группа прилагательного, пони­маемые как обозначения соответствующих классов синтак­сических единиц. «Фразовыми категориями» часто называют также конкретные группы, принадлежащие к той или иной фразовой категории, и такая двузначность термина, не-

1 Этот термин представляет собой неудачный, но, к сожалению, уже устано­вившийся перевод английского термина phrasal category, от phrase «группа, грамматическое словосочетание». Беда в том, что по-русски «фраза» — со­всем не то, что phrase, а «категория» редко употребляется в том же основ­ном (лингвистическом) значении, что и category {«часть речи»).


смотря на ее неудобство, укоренилась в синтаксической ли­тературе. Группа — представитель фразовой категории состо­ит из вершины, т. е., например, существительного в ИГ, прилагательного в ГПрил и т. д., и зависимых слов.

Свойства группы часто совпадают со свойствами от­дельно стоящей вершины, лишенной зависимых слов. На­пример, группа большой дом по грамматическим свойствам очень похожа на отдельно стоящую вершину дом; группа очень большой ~ на отдельно стоящую вершину большой; группа построил очень большой дом — на построил и т. д. (подробнее см. в п. 4). Поэтому вершины, лишенные зави­симых слов, ниже будут называться нераспространенными

группами.

Заметим, что в дереве составляющих (2) нет информа­ции о том, к какой категории принадлежит каждая из них. Однако включить такую информацию в дерево легко — для этого каждому узлу присваивается обозначение грамматиче­ского класса составляющей - категориальный символ. В ре­зультате такой маркировки возникает размеченное дерево — формальная модель категориальной структуры составляющих:

(3)

П

Прил С Нар Всп Г С Пр Прил С
Эти школьники скоро будут писать диктант по русскому языку.

Категориальные символы могут быть помещены рядом с узлами, как это и сделано в (3), но чаще для наглядности ставятся на месте самих узлов. Части речи, к которым отно­сятся отдельные слова, отображенные с помощью узлов в основании дерева, обозначены как Прил — прилагательное, С — существительное, Нар - наречие, Всп — вспомогатель­ный глагол, Г — главный глагол, Пр — предлог.

ЗАДАНИЕ 4. Постройте размеченные деревья составляющих для следующих предложений:

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»).



(8)

[иг пшеница, [п которая [Прг в [иг темном чулане]] хранится [Прг [иг доме, [п который построил Джек]]]]]

ПрГ

ИГ.

 

С ССл Пред Прил С Г Пред С ССл Г С
пшеница, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

При построении структур составляющих мы исходим из того, что существительное всегда входит в ИГ, даже если эта ИГ является нераспространенной группой, т. е. состоит из одного-единственного слова: [иг [с Джек]], а глагол всегда входит в глагольную группу (в п. 4 будет обосновано, почему целесообразно принять именно такое решение). В дереве (8) хорошо видно, что одноименные составляющие (т. е. относя­щиеся к одной и той же категории) могут быть вложены од­на в другую: именная группа ИГ\ вложена в предложение П^ П! вложено в именную группу ИГ2, а та, в свою очередь, в предложение П2. П2 вложено в еще одну именную группу ИГ3 (8). Способность некоторой фразовой категории вклю­чать в себя составляющие той же фразовой категории назы­вается ре курсивы остью. Из (8) видно, что рекурсивностью об­ладают, в частности, предложение и именная группа.

Пример (9) показывает три уровня последовательного вложения именных групп. Они могут быть вложены одна над другой непосредственно, например, в конструкции с ро­дительным падежом ([иг золотые пряди [иг... красавицы...]]), либо через посредствующие фразовые категории — причаст­ный оборот, который в (9), для простоты приравнивая при­частия к прилагательным, обозначим как группу прилага­тельного (ГПрил), и ПрГ.


(9)

[иг золотые пряди [иг (гприл склоняющейся [ПрГ за [иг редкой // ве­щью}] красавицы, [щрил роющейся [ПрГ меж [иг коробок}}] (Брод­ский, «Декабрь во Флоренции»)

Прил С Прил Пред Прил С С Прил Пред С
золотые пряди склоняющейся за редкой вещью красавицы, роющейся меж коробок

(Ю)

[п Я не мог [ГИнф решиться [ГИнф поручить ему [ГИнф пойти [ГИнф просить вас [ринф пожаловать к нам [ринф отобедать]]]}]]} (при­мер С.О. Карцевского, цит. по [Апресян 1966: 85]):

(И)

ГИнф

ГИнф

г г с г г с г '— « г

решиться поручить ему пойти просить вас пожаловать к нам отобедать


В диаграмме (11) отражено пятикратное и непосредст­венное вложение инфинитивных оборотов в (10); они обозна­чаются здесь как ГИнф («группа инфинитива»), хотя можно рассматривать их как разновидности предложения (П)).

Итак, можно, опираясь на интуитивные соображения, разделить предложение на структурные синтаксические еди­ницы - составляющие. Составляющими являются не только отдельные слова, но и более крупные синтаксические едини­цы — группы. Далее можно более или менее однозначно опре­делить, какие множества таких структурных единиц (составля­ющих) относятся к одному и тому же грамматическому клас­су. Все эти соображения могут быть суммированы в структуре составляющих. Она изображается одним из двух эквивалент­ных способов — в виде (размеченного) дерева или (размечен­ной) скобочной записи, в полной или в сокращенной форме.

2. Система составляющих

Перейдем к более строгому определению понятия соста­вляющей. Рассмотрим цепочку (линейно упорядоченное мно­жество) слов S. Системой составляющих на S является такое множество С отрезков S, которое содержит в качестве элемен­тов само S и каждое слово, входящее в 5, причем любые два отрезка, входящие в С, либо не пересекаются, либо один из них содержится в другом. Элементы С называются составля­ющими. Если цепочка 5является предложением, то Сказыва­ется системой составляющих предложения £ Размеченной сис­темой составляющих на S называется множество пар <с, k>, где с — элемент системы составляющих S, a k — элемент ко­нечного множества категориальных символов К, причем каж­дый элемент с входит не более чем в одну такую пару.

Рассмотрим теперь некоторые структурные отношения между составляющими. Наиболее простым видом отношения является отношение включения (вложения), или доминации. Составляющая А доминирует над составляющей Д или, что то же, А включает в себя В, или, что то же, В вложено в А, если В является частью (подмножеством) А и В отлично от А.

Введем также термин «непосредственная составляю­щая». Если А и В — составляющие системы С, то выражение «В является непосредственной составляющей А», или, что то же самое, «В непосредственно вложена в А», или, что то же


самое, «А непосредственно доминирует над В» означает, что А доминирует над В и что в С нет составляющей, которая до­минирует над В и над которой доминирует А.

Например, в (9) составляющая [роющейся меж коробок] является непосредственной составляющей [склоняющейся за редкой вещью красавицы, роящейся меж коробок]], а в (2) со­ставляющая [эти школьники] является непосредственной со­ставляющей предложения.

Отношение непосредственной доминации иногда рас­сматривают как более элементарное и определяют через не­го отношение доминации. Поэтому структуры составляю­щих часто называют структурами непосредственных состав­ляющих (НС-структурами), а систему составляющих - НС-показателем (англ, phrase marker).

Определение системы составляющих было дано для цепочки слов. Однако более распространенной является точка зрения, что элементарной составляющей является не слово, а морфема. Весьма важный вопрос о том, могут ли синтаксические отношения быть распространены на мор­фологию, и если да, то с какими оговорками, мы оставляем в стороне.

Отношения между составляющими часто для удобства описывают в терминах родственных отношений между людьми, используя применительно к дереву составляющих метафору родословного древа. Если составляющая А непо­средственно доминирует над составляющей Д то А называ­ют матерью В, а В — дочерью А', если А непосредственно до­минирует над В и С, то В называется сестрой С (и, конечно, С — сестрой В). Если при этом С непосредственно домини­рует над Д то А называют бабушкой Д a D — племянницей В; если D при этом непосредственно доминирует над Е, то Е назовут правнучкой А и т. д. Эти отношения могут быть на­глядно представлены в дереве составляющих (12):

[предисловие [собирается [съел
книге]]] родственника]]] сыром] ] ]
[к [этой [встретить [своего [бутерброд [с

(12) А

а. б. в.


В составе группы можно выделять не только вершины, но и зависимые. Зависимым вершины ^составляющей Умы будем называть всякую сестру Х\ например, в (12) С — зави­симое В, D — зависимое F и т. д. Вершинами в силу опреде­ления всегда являются слова, т. е. терминальные категории (точнее, их представители), а зависимыми обычно выступа­ют фразовые категории, например, С — ПрГ в (12а), ГИнф в (126) и ИГ в (12в).

Кроме отношения доминации, в синтаксисе важную роль играет отношение командования составляющих (англ. constituent command, сокращенно c-command), в дальнейшем просто командования. Составляющая А командует составляю­щей В, по определению, тогда, когда составляющая, которая непосредственно доминирует над А, также доминирует над В, и ни А, ни В не доминируют одна над другой.

Другими словами, А командует В только в одном из двух случаев: 1) если В является сестрой А или 2) если В яв­ляется составляющей сестры А любой глубины вложения. Например, в (12) В командует С и С командует В\ fk D то­же командуют друг другом; /'командует Е и G и т. д. Напри­мер, в (12а) [предисловие] командует составляющими [к этой книге], [к], [этой книге], [этой] и [книге]) и т. д. Можно ука­зать и такие пары составляющих, в которых первая не ко­мандует второй. Например, А не находится в этом отноше­нии ни к одной другой составляющей в (12), так как доми­нирует над всеми. D не командует В, потому что та состав­ляющая С, которая непосредственно доминирует над Д не доминирует над В; G не командует ни одной другой состав­ляющей в (12), кроме Ей т. д.

Роль отношения доминации в синтаксисе очевидна: именно это от­ношение имеют в виду, когда говорят, например, что сложноподчиненное предложение «включает в себя» придаточное, или что инфинитивный оборот «включает в себя* дополнение и т. д. Но как может использовать­ся отношение командования составляющих? В главе XII будет показано, какую важную роль играет отношение командования в порождающей грамматике Н. Хомского. Неформально общий смысл этого понятия мож­но разъяснить следующим образом. Для того чтобы две составляющие могли быть связаны некоторой грамматической связью, они должны на­ходиться в определенном структурном отношении. Например, в русском языке сказуемое может согласоваться с подлежащим в роде, числе и ли­це: Он пришел; Мальчик умен и т. д. Но при этом подлежащее и сказуемое должны принадлежать к одному и тому же элементарному предложению; невозможно согласование с подлежащим другого элементарного предло-


жения, хотя бы и синтаксически связанного с данным: * Известен, что эк­замен назначен на 10 часов. Как согласование, так и многие другие грам­матические связи между составляющими, которые предполагают различие контролера (грамматически активной составляющей) и мишени (той соста­вляющей, форма или позиция которой зависит от контролера), имеют ме­сто либо между составляющими-сестрам и, либо тогда, когда мишень (сколь угодно глубоко) вложена в сестру контролера. Однако при другом структурном соотношении (например, когда контролер вложен в сестру мишени), грамматическая связь между составляющими часто бывает не­допустима:

(13)
а.

Командование есть б. Командования нет


Г remembers помнит,

С John 'Джон

__ Mary bought. что Мэри купила'

Роль командования можно пока кратко проиллюстрировать на од­ном факте грамматики английского языка. В английском языке вопроси­тельная группа (представленная, например, вопросительным местоимени­ем) может придать вопросительное значение только тому отрезку предло­жения, которым она командует. Например, в конструкции с придаточным косвенного вопроса вопросительная ИГ занимает такое место в структуре составляющих, при котором она командует придаточным, но не главным предложением (14). Соответственно этому только придаточное, но не главное предложение оказывается вопросительным. Если же вопроситель­ная ИГ командует составляющими главного предложения, все предложе­ние (15) становится вопросительным:


 

Вопросительное местоимение what, как это и свойственно место­имениям, занимает место не терминальной, а фразовой категории - ИГ, ср. в той же позиции другую вопросительную ИГ:... [ИГ which book] Mary bought.

иг What что
bought? Мэри купила

(15) П

does

ВСПОМ Джон помнит

'Про что Джон помнит, что Мэри это купила?', букв.: Что Джон помнит, (что) Мэри купила?

В структурах (14-15) затенены фрагменты, которыми командует во­просительная ИГ, и именно та часть предложения, которая соответствует этим фрагментам, находится в сфере вопроса.

ЗАДАНИЕ 7. Определите, какие пары узлов в следующих деревьях находятся, а какие не находятся в отношении командования:

1.

D I
С Н

В» G


ЗАДАНИЕ 8. Будем говорить, что составляющая А асимметрически командует составляющей В, если А командует В, но В не командует А.

Переформулируйте определение асимметрического командования в терминах (непосредственной) доминации.

Укажите по нескольку пар узлов деревьев в Задании 7, которые на­ходятся или не находятся в отношении асимметрического командования.

Размеченная система составляющих по данному выше определению есть множество пар, состоящих из отрезка и приписанного ему категориального символа - метки неко­торой синтаксической категории, к которой он относится. Одному и тому же отрезку по определению размеченной си­стемы не может быть присвоено больше одной метки, т. е. отрезок не может принадлежать одновременно двум грамма­тическим классам. Однако рассмотрим, например, отрезок (16) Уходи!. Он является не только предложением [п Уходи!], но и глаголом [г Уходи!\, причем глагол, вероятно, вложен в предложение [п (г Уходи!]], как это имеет место и в^более очевидных случаях, например, (17) [п [г Уходи] домой!\, где отрезки, соответствующие предложению и глаголу, не сов­падают. Важен порядок, в котором отрезок получает катего­риальные символы, так как структура (17) сообщает о том, что глагол входит в состав предложения, но предложение не входит в состав глагола. Чтобы допустить возможность при­своения нескольких категориальных символов одному и то­му же отрезку и одновременно отразить порядок их присво­ения, усложним определение размеченной системы состав­ляющих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.