Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Антимонопольные механизмы борьбы с монополистической деятельностью




Семинарское занятие № 4

Дополнительная

Основная

Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика». - М.: Омега-Л, 2008.

Варламова А.Н. Конкурентное право России. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2008.

Материалы сайта Федеральной антимонопольной службы, размещенного по адресу: www.fas.gov.ru.

Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). — М.: Городец-издат, 2002.

Практика антимонопольного регулирования в России (сборник учебных дел): Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.Е. Фонаревой; Сост. В.И. Мануйлова. - М.: Логос, 2005.

Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РДЛ, 2003.

Бурмистрова Т.В. Экономическая концентрация в России и госу­дарствах ЕС: антимонопольный контроль // Право и экономика. 2004. № 5. С. 13-25.

Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство. Экономика. 2005. № 7. С. 48—55.

Погодин А.А. Правовой статус и роль антимонопольных органов в деятельности промышленных хозяйствующих субъектов // Банков­ское право. 2002. № 3. С. 30—50.

Конкурентная Россия. Метаморфозы конкуренции. Конкурентная политика. Экономический рост. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие монополистической деятельности.

2. Запрет на осуществление монополистической деятельности.

3. Полномочия ФАС по предупреждению и пресечению монополистической деятельности.

4. Проблемы, с которыми сталкивается ФАС, при пресечении монополистической деятельности.

5. Особенность антимонопольного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке финансовых услуг.

Практические задания:

Задача № 1

Представители акционерных обществ «Молокомбинат», «Молзавод» и ассоциации «Брянскмолоко» на совместном совещании в устной форме договорились уста­новить и в дальнейшем поддерживать выгодный им уро­вень цен на молочную продукцию, поставляемую на товар­ный рынок г. Брянска.

Брянское территориальное управление федерального ан­тимонопольного органа, проанализировав действия произ­водителей молочной продукции и имеющиеся материалы, вынесло определение о возбуждении дела против наруши­телей антимонопольного законодательства России.

Нарушение, каких положений Закона о защите конкуренции усмотрело в действиях предприятий тер­риториальное управление антимонопольной службы?

Задача № 2

Администрация одной из областей России приняла постановление. В соответствии с ним для хозяй­ствующих субъектов, реализующих на территории области произведенную за ее пределами муку, устанавливается спе­циальный сбор.

Территориальное управление федерального антимоно­польного органа вынесло предписание о прекращении на­рушения антимонопольного законодательства, которое ис­полнено не было. Администрация ссылается на то, что по­становление после его утверждения областной Думой яв­ляется актом представительной власти и отмене по пред­писанию антимонопольных органов не подлежит.

Дайте правовую оценку возникшей ситуации. Допуще­ны ли областной администрацией какие-либо нарушения Закона о защите конкуренции? Обоснованны ли ее доводы?

Задача № 3

Регистрационно-лицензионная Палата горо­да предоставила предприятию «Полиграф» для осуществ­ления своей деятельности (множительные услуги, изготов­ление печатей, штампов, бланков, подготовка лицензион­ных документов) места в помещении Палаты без взимания арендной платы. Одновременно с этим Председатель Палаты издал приказ о запрещении аналогичной деятельности других предпринимателей в помещении Палаты и на при­легающей к ней территории.

Как следует квалифицировать изложенные факты с точ­ки зрения антимонопольного законодательства?

Задача № 4

Антимонопольные органы установили, что акционерное общество «Водоканал» злоупотребляет своим доминирующим положением и ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов.

Вправе ли антимонопольные органы наложить на это предприятие штраф за нарушение антимонопольного зако­нодательства?

Деловая игра «Кондитер»*

Цели игры:

1. Научиться подавать заявления в антимонопольный орган с изложением материалов, касающихся существа дела.

2. Научиться владеть методикой определения продуктовых и географических границ рынков.

3. Определить признаки нарушения ст. 5 Закона «О защите конкуренции».

4. Подготовить предписание по устранению выявленных нарушений.

Участник и игры: ЗАО «К», розничные торговые предприятия, антимонопольный орган.

Содержание игры: В территориальное управление поступило заявление от группы ди­ректоров розничных торговых предприятий. По мнению заявителей, действия кондитерской фабрики ЗАО «К» нарушают Закон «О защите конку­ренции» в форме злоупотребления ЗАО своим доминирующим положением на рынке. Отказ от заключения договора со стороны магазинов грозил последним остаться без конфет в период комплектования новогодних подарков и предпраздничной торговли.

Содержание заявления: В сентябре ЗАО «К» предложило магазинам заключить договор на поставку кондитерской продукции.

В условиях договора предусматривались следующие положения:

- предварительная оплата поставляемой продукции за 10 дней;

- отгрузка продукции на сумму, составляющую 90% объема предварительной оплаты, при этом 10% стоимость услуг по форми­рованию ассортимента и подготовке отгрузочной партии;

- ассортимент поставляемой продукции формируется ЗАО «К» в со­ответствии со структурой и номенклатурой производства надень отгрузки;

- магазины, подписавшие договор, должны рекламировать продук­цию ЗАО «К», а торговую надбавку устанавливать ниже, чем на продукцию конкурентов.

Характеристика продукта — предложение: Рынок кондитерских изделий сложен по своей структуре и представлен двумя основными группами: сахаристых и мучнистых кондитерских изделий. Сахаристые кондитерские изделия подразделяются на следующие товарные группы: шоколад, шоколадные батоны, карамель, ирис, восточные сладости, конфеты мягкие, глазированные шоколадом. В области N производством сахаристых кондитерских изделий занимаются несколько производителей, при этом 80% производства остается в области, остальное вывозится в другие регионы. Основную конкуренцию им составляют фирмы, ввозящие аналогичную продукцию из других регионов России и из-за рубежа. При презентации необходимо представить точки зрения обеих его сторон и изложить их, аргументируя цели.

 

Поставки кондитерской продукции на рынок области N,т

 

Компания Шоколад и батончики Конфеты мягкие фасованные Конфеты мягкие нефасованные Карамель
Торгово-посреднические компании   298,4 281,8 551,5 648,0
в том числе: ЗАО «Мастер Фудс» 80,8   200,0 -
ТОО «Фальстаф» 64,0 81,8 100,0 -
ТОО «Геба» 48,0 105,0 100,0 400,0
ЗАО «Синт» 20,0 45,0 100,0 78,8
ТОО «Фреш» 41,6 50,0   89,2
Другие 44,0   51,5 80,0
Компании-производи­тели в области 224,3 1401,7 7137,6 5763,0
в том числе:        
ЗАО «Ш» - 656,5 4951,5 -
ЗАО «К» - 698,0 1640,8 5467,0
ЗАО «П» 29,7 7,2 58,3
ТОО «А» 70,0 5,0 27,0 96,0
ОАО «С» 81,8 8,1 304,5 45,0
ООО «Л» 17,3 9,5 155,5 80,0
ООО «Ю» 25,5 17,4   65,0
Итого 522,7 1683,5 7689, 1 6411,0

Цели владельцем (директоров) магазинов:

1. Аргументировано представить мнение группы руководителем магазинов о монополистических действиях поставщика кондитерских изделий ЗАО «К», выразившихся в навязывании невыгодных для потре­бителей условий договора.

2. Опровергнуть мнение ЗАО «К» о необходимости дополнительном оплаты услуг по предварительной подготовке и подсортировке отгрузоч­ных партий товаров.

3. Объяснить причины приобретения кондитерской продукции у конкретного поставщика ЗАО «К» (широкий товарный ассортимент, необходимый для комплектования новогодних подарков).

4. Обосновать экономическую необходимость формирования опре­деленного уровня торговой надбавки и невозможность рекламировать продукцию поставщика за свой счет.

Цели ЗАО «К»:

1. Доказать необходимость дополнительной оплаты услуг в связи с зат­ратами по предварительной подготовке и подсортировке отгрузочных партий товаров.

2. Обосновать целесообразность предварительной оплаты поставля­емой продукции.

3. Объяснить порядок формирования ассортимента отгрузочной партии товаров.

4. Пояснить предложения ЗАО «К» о включении в договор с мага­зинами положения о рекламировании своей продукции, а размер тор­говой надбавки устанавливать ниже, чем на продукцию конкурентов.

5.Доказать отсутствие доминирующего положения ЗАО «К».
Цели антимонопольного органа:

1. Определить перечень информации, необходимой для рассмотре­ния дела.

2. Доказать наличие доминирующего положения ЗАО «К» на конкретном товарном рынке.

3. Выявить действия, имеющие своим результатом ограничение кон­куренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

4. Определить факты злоупотребления доминирующим положением ЗАО «К» и идентифицировать действия субъекта в соответствии с по­ложениями закона.

5. Сформулировать содержание предписания, которое выносит тер­риториальное управление.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Какую информацию должно запросить антимонопольный орган для рассмотрения дела?

2. Определите товарные границы рынка (продуктовые и географи­ческие).

3. Рассчитайте доли рынка. Определите хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

4. Существуют ли значительные барьеры для входа на рынок других хозяйствующих субъектов? Если да, то, какие?

5. Какое решение должен вынести антимонопольный орган по данному делу?

Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.