Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация для анализа. Современная этика: дело Э.Ф




 

Современная этика: дело Э.Ф. Хаттона 2 мая 1985 г. Уолл-Стрит впал в состояние шока, узнав, что пятая в США по величине брокерская фирма “Э. Ф. Хаттон энд Ко” признана виновной в 2000 подделок почтовых и телеграфных отправлений. Фирма согласилась уплатить штраф в размере

2 млн. дол., возместить издержки в связи с государственным расследованием и возместить убытки банкам, ставшим жертвами мошенничества; призналась в систематическом завышении остатков на своих счетах в 400 банках и получении таким путем для краткосрочного использования 10 млрд. дол. без выплаты процентов; избежала продолжительного судебного процесса, признав себя виновной. Однако широко распространившаяся информация о случившемся повредила прекрасной до того времени ее репутации. Вскоре, после признания своей вины, она начала терять клиентов.

В дополнение к обвинениям в уголовном преступлении гражданская жалоба была направлена и против процедур, которые, по мнению министерства юстиции, были незаконными и широко применяемыми и другими компаниями, что стало предупреждением о недопущении выписывать чеки на неинкассированные суммы.

Министерство юстиции в своих обвинительных материалах не назвало по имени ни одного виновного, хотя, по словам прокурора, в мошенничестве участвовали 25 работников фирмы, т. е. действовал, скорее, “корпоративный механизм”, а не группа сговорившихся между собою преступников, поэтому государство решило не наказывать конкретных лиц.

Фирма наняла бывшего министра Гриффина Белла для анализа своей практики контроля и регулирования денежных операций, однако его отчет был раскритикован многими сторонними наблюдателями, поскольку он, по их мнению, окончательно запутал ответ на вопрос, кто конкретно отвечает за злоупотребления. Высшее руководство фирмы побуждало начальников отделений увеличивать доходы от системы контроля и регулирования денежных операций. Тех, кто добивался этого, хвалили. Однако в период расследования руководство утверждало, что начальники отделений действовали так без ведома высшего звена. Внутренняя документация показала, что руководители высшего уровня, в том числе президент фирмы Джордж Болл, не могли не знать о крупных овердрафтах. В своем отчете Д. Белл отказался от ответственности, поскольку контроль и регулирование денежных операций не были в его ведении, а сам он не делал, по его мнению, ничего противозаконного.

Ревизорская фирма “Артур Андерсен энд Ко,” ранее проанализировавшая систему контроля и регулирования денежных операций на фирме “Э. Ф. Хаттон,” запросила письменное мнение относительно легальности этой системы. Поверенный от имени компании отказал в ответе, оспаривая законность указанных действий.

У многих возникли сомнения в правоте министерства юстиции, обвинившего фирму в целом, но не ее конкретных работников. Помощник генерального прокурора США Элберт Мюррей, выполнявший длительное расследование, сказал: “Оказалось исключительно трудно доказать, что люди из главной конторы знали о происходившем, поскольку руководители региональных и отраслевых отделений наделены значительной свободой в выборе способов ведения своих операций”. Он указал также, что не хотел формирования ситуации, в которой “несколько человек понесли бы наказание за методы, ставшие результатом распространившейся в компании философии”. Некоторые специалисты министерства считают, что сотрудников корпорации нельзя обвинять в преступлениях, если они не имеют личной выгоды от незаконных операций. Другие же полагают, что таким путем министерство юстиции хочет заключить сделку с теми, кто совершает серьезные корпоративные преступления. Профессор права Ллойд Уэйнреб из Гарвардского университета заявил: “Есть смысл в том, чтобы не судить такие дела слишком сурово, когда их проворачивают люди в тройках и дорогих галстуках”.

Дело фирмы “Э. Ф. Хаттон” показывает, что общество обращает внимание и на этику, и на жесткое соблюдение законов, и потому руководителям корпораций следует придерживаться наивысших стандартов

ответственности.

В о п р о с ы:

1. Сотрудники министерства юстиции решили обвинить в преступлениях только фирму “Э. Ф. Хаттон”, а не кого-то из ее конкретных работников. Согласны вы с таким решением или считаете, что конкретные виновники должны отвечать за свои действия? Поясните свой ответ. Что фактически сообщает принятое решение работникам фирмы “Э. Ф. Хаттон” и других компаний?

2. Согласны ли вы с тем, что Джорджа Болла нельзя считать ответственным, поскольку контроль и регулирование денежных операций находились вне его ведома и он не контролировал бухгалтерско-ревизорскую систему? Поясните свой ответ.

3. Когда ревизорской фирме было отказано в ответе на запрос о законности установившейся системы, что она могла бы предпринять?

4. По словам Джорджа Болла, отчет Гриффина Белла показал, что он ничего не знал о противозаконных действиях. Означает ли это, что отсутствовали неэтичные действия? Какова разница между теми и другими?

5. Какие добровольные действия могла бы предпринять фирма “Э. Ф. Хаттон”, чтобы стать более социально ответственной организацией?

Тренинг

 

«Производственные ситуации»

Ц е л ь: развить навык этико-административного решения управленческих задач.

З а д а н и е. В предложенных ситуациях: а) установите соответствие

между вариантом решения и стилем руководства; б) выберите предпочтительное для вас решение, объясните свой выбор. Задачи определяют следующие четыре типа позиций, склонностей или ориентации руководителя на:

Д – дела;

П – отношения с людьми, психологический климат в коллективе;

О – официальную субординацию;

С – себя.

 

Ситуация 1

Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.

А. Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться

должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

В. Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника,

предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания,

поручаемые ему без согласования со мной.

Г. В интересах дела предложу подчиненному выполнять начатую работу.

 

Ситуация 2

Вы получили одновременно два срочных задания: от непосредственно-

го и вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий нет, необходимо срочно начать работу. Какие вы пред- примете действия в первую очередь?

А. Выполню задание того, кого больше уважаю.

Б. Выполню задание, на мой взгляд, наиболее важное.

В. Выполню задание вышестоящего начальника.

Г. Выполню задание своего непосредственного начальника.

 

Ситуация 3

Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой разобраться и поддержать его позицию.

А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные

взаимоотношения – это их личное дело.

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей

общественных организаций.

В. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта

и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

Ситуация 4

В самый напряженный период завершения производственного задания в отделе совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего работа выполнена без должного качества. Руководителю отдела виновник не известен, однако выявить и наказать его надо.

А. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания

выполнения производственного задания.

Б. Заподозренных в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

В. Сообщу о случившемся тем рабочим, которым наиболее доверяю,

предложу выяснить конкретных виновных и доложить.

Г. По окончании рабочего дня проведу собрание коллектива, публично потребую выявления виновных и их наказания.

 

Ситуация 5

Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется

несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими

качествами:

А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.

Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение

отношений, «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

В. Третий работает строго по правилам, всегда аккуратен в вы-

полнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда доводит дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

 

Ситуация 6

Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются

друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с выше-

стоящим начальником:

А. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его задания.

Б. Второй делает то же самое, но только в том случае, если руководитель авторитетен для него.

В. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знания-

ми, хороший специалист, умелый организатор, но неуживчив, труден в

контакте.

Г. Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но любит самостоятельность и независимость в работе, не терпит, когда ему мешают.

 

Ситуация 7

К чему вы более склонны, когда случается общаться с сотрудниками

или подчиненными в неформальной обстановке – во время отдыха?

А. Вести разговоры, близкие вам по деловым и профессиональным

интересам.

Б. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, от-

стаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

В. Разделять общую тему разговоров, не навязывать своего мнения,

поддерживать общую точку зрения, не выделяться своей активностью,

а только выслушивать собеседников.

Г. Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, непринужденным и внимательным к другим.

 

Ситуация 8

Подчиненный второй раз не выполнил задание в срок, хотя обещал и

давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы

поступили?

А. Дождавшись выполнения задания, сурово поговорю наедине, предупредив в последний раз.

Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорю с ним о причинах повторного срыва, добьюсь результата, накажу рублем.

В. Посоветуюсь с опытным, авторитетным работником, как поступить

с нарушителем. Если такого сотрудника нет, вынесу вопрос о его недисциплинированности на собрание коллектива.

Г. Не дожидаясь выполнения задания, передам вопрос об оценке по-

ведения сотрудника его коллегам. В дальнейшем повышу требовательность и контроль за его работой.

Ситуация 9

Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-

своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что

ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность,

применю обычные административные меры наказания.

Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

В. Обращусь к активу коллектива, чтобы приняли меры общественного воздействия.

Г. Попытаюсь разобраться, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

 

Ситуация 10

В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

А. Прежде всего установить деловой контакт со сторонниками ново-

го, а не старого порядка, направить работу по внедрению новшеств,

воздействуя на противников силой своего примера и других.

Б. Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников

прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействовать на

них убеждением в процессе дискуссии.

В. Выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по

нормализации обстановки в коллективе, опираясь на поддержку администрации и общественных организаций.

Г. Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества

выпускаемой продукции, поставить перед ним новые задачи совместной трудовой деятельности, опираясь на лучшие достижения и традиции, не противопоставляя новое старому.

 

Ситуация 11

В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы, а у отсутствующего она также должна быть выполнена в срок. Как вы поступите в этой ситуации?

А. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь:

«Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать это».

Б. Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из

создавшегося положения».

В. Попрошу ответственных лиц высказать свои предложения, предварительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.

Г. Вызову к себе самого опытного и надежного сотрудника и попрошу его выполнить работу отсутствующего.

 

Ситуация 12

У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что при-

чины этого не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, что-

бы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь?

А. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.

Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении

по отношению к нему.

В. Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.

 

Ситуация 13

Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 ч. 15 мин. вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин.

Подчиненный пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при

встрече?

А. Независимо от своего опоздания сразу потребую его объяснений

о нарушении дисциплины.

Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу: «Как

вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»

Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время. Ситуация 14

Вы работаете начальником отдела уже второй год. Молодой рабочий обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием.

– Почему на четыре? – спрашиваете вы.

– А когда женился Иванов, вы ему разрешили на четыре, – невозмутимо отвечает рабочий и подает заявление.

Согласно действующему положению вы подписываете заявление на три дня. Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня.

Как вы поступите?

А. Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику,

пусть он решит.

Б. Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной.

Скажу: «Иванов тоже отрабатывал».

В. Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто)

ограничусь публичным замечанием.

Г. Возьму ответственность за его прогул на себя и скажу: «Так по-

ступать не следовало». Поздравлю, пожелаю счастья.

 

Ситуация 15

Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же теперь делать. Как вы ответите на звонок?

А. «Действуйте согласно инструкции, прочтите ее, она у меня на

столе, и сделайте все, что требуется».

Б. «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра раз-

беремся».

В. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вы-

зовите врача».

 

Ситуация 16

Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего. Какая? А. Первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

Б. Второй: «Все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

В. Третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

Г. Четвертый: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе

являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

 

Ситуация 17

Вы – директор фирмы. После реорганизации необходимо срочно перекомплектовать несколько отделов согласно новому штатному расписанию. По какому пути вы пойдете?

А. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников

фирмы, предложу свой проект на собрании коллектива.

Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа.

В. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания

всем заинтересованным лицам, создам комиссию по комплектованию

новых отделов.

Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые отделы, затем

поручу этим людям подать свои предложения по составу сотрудников.

 

Ситуация 18

В вашем коллективе имеется работник, который, скорее, числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?

А. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам понять, что ему

лучше уволиться по собственному желанию.

Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением

«сократить» эту единицу.

В. Предложу своему заместителю обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения, как поступать с этим человеком.

Г. Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю консультанта, усилю контроль за его работой.

Ситуация 19

При распределении коэффициента трудового участия (КТУ) некоторые

работники отдела посчитали, что их незаслуженно «обошли». Это явилось

поводом жалоб директору фирмы. Как бы вы отреагировали на его месте?

А. Вы отвечаете жалобщикам примерно так: «КТУ утверждают и распределяют ваши сотрудники, я тут ни при чем».

Б. «Я постараюсь разобраться в этом вопросе с начальником вашего отдела».

В. «Не волнуйтесь, вы получите деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме».

Г. Пообещав помочь установить истину, сразу же пройдете в отдел и

побеседуете с начальником, другими членами коллектива. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложите руководителю перераспределить КТУ в следующем месяце.

 

Ситуация 20

Вы недавно начали работать начальником современного цеха на промышленном предприятии, придя на эту должность с другого завода. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, видите рабочих цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 мин., перед вами та же картина. Как вы себя поведете?

А. Остановлюсь, дам понять рабочим, что я новый начальник цеха. Вскользь замечу, что беседа их затянулась и пора браться за дело.

Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник, вызову его к себе

в кабинет.

В. Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор, затем представляюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации,

после этого предложу пройти в цех на рабочее место.

Г. Прежде всего представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их бригаде, как загружены работой, что мешает трудиться ритмично, возьму

этих рабочих на заметку.

 

Тест для самооценки

 

«Что вам говорят мимика и жесты»

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный

момент;

б) дополнение к речи;

в) «предательское» проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?

а) радостно кричите: “Привет!”;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Мимика и жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно

и то же, когда...

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

Дайте три ответа.

5. Какая часть тела “выразительнее” всего?

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна? (Дайте два

ответа):

а) лоб;

б)брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) уголки рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше

отражение, на что обращаете внимание в первую очередь?

а) как сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот ру-

кой, в вашем представлении это означает, что...

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это признак...

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает, потому что...

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней

заговорили;

в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить

от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем “сигналам”, которые можно уловить из его мимики и жестов.

Чему вы больше поверите?

а) словам;

б) “сигналам”;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды, вроде Мадонны, представляют публике “жесты”, имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

а) просто фиглярство;

б) “заводят” публику;

в) выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту.

Что с вами происходит?

а) смотрю совершенно спокойно;

б) реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы “изъясняетесь” преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов:

а) “подсмотрены” у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас природой.

19. Если у человека борода, для вас это признак...

а) мужественности;

б) что он хочет скрыть черты своего лица;

в) что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у

них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.