Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Коммуникации в управлении изменениями 1 страница




 

Информация является одним из важнейших инструментов управ­ления изменениями. Анализируя и передавая информацию, полу­чая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, ре­гулирует, координирует, мотивирует и контролирует процесс изме­нений.

Под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от принимающей информацию стороны точного понима­ния отправленного сообщения.

Процесс коммуникации включает ряд этапов: отправление со­общения, его передача и получение. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступают отправитель (коммуни­катор), сообщение, каналы передачи, получатель и обратная связь.

Эффективность передачи сообщения зависит от средств, кото­рые для этого используются. Выбор носителя во многом зависит от характера управленческих проблем. Для простых, рутинных и очень доступных сообщений должны использоваться простые средства, например, докладные записки, объявления на досках, дающие ограниченную информацию. Для сложных, нерутинных сообщений необходимо использовать сложные средства, напри­мер, личное общение, которое дает немедленную обратную связь, позволяет расширить объем получаемой информации за счет не­вербальной составляющей.

Не следует отождествлять отправку сообщения и ёго передачу. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реаль­но получил сообщение.

Получение сообщения. Тот, кому адресовано послание и кого оно достигло, называют получателем.

Получатель декодирует (переводит, расшифровывает) сообще­ние. Декодирование — процесс превращения сообщения в имею­щую смысл форму. Декодирование включает восприятие сообще­ния получателем (что получил), его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Коммуникация успешна, когда получа­тель получил, понял и принял отправленное сообщение. Чем бли­же декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.

Результаты декодирования зависят от навыков, установок, зна­ний, ожиданий, социокультурной среды получателя.

Обратная связь. Заключительным элементом коммуникацион­ного процесса выступает обратная связь. Она присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю — кивок, под­разумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электрон­ной почте и т.д. Обратная связь дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.

Когда получатель отвечает отправителю, роли сторон меняют­ся. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообще­ние. В этом случае устанавливается двусторонний коммуникаци­онный процесс.

Для построения эффективной обратной связи следует: разработать комплекс правил, чтобы сотрудники знали, о чем информированы руководители;

определить и настроить каналы, по которым пойдет инфор­мация;

создать фильтр, с помощью которого отсеиваются ненужные сведения. Этим может заниматься либо обученный специалист, либо отдельная служба, которые предварительно проверяют и от­рабатывают информацию, после чего она поступает адресату — ру­ководителю или в соответствующие подразделения;

разработать правила наказания нарушителей и довести их до каждого сотрудника, чтобы система была прозрачной;

Каналы обратной связи в компаниях могут быть самые разно­образные:

негласные информаторы среди сотрудников; горячие информационные линии (пейджер, телефон); периодические опросы;

анкетирование;

коллективные обсуждения.

В большинстве случаев комбинируют различные способы информирования.

Эффективная обратная связь в процессе изменений должна об­ладать следующими характеристиками:

1) направленность, адресность и предметность информации;

2) конкретность, конструктивность. Эффективная обратная связь должна обеспечить получателей конкретной информацией о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, как исправить сложившуюся ситуацию;

3) описательный характер. Эффективная обратная связь долж­на не оценивать деятельность работника, а объективно описывать, что он реально сделал;

4) полезность. Эффективная обратная связь предоставляет ин­формацию, которую работник может использовать для улучшения качества своего труда;

5) своевременность. Чем скорее осуществляется обратная связь, тем лучше для дела;

6) желание и готовность работников к восприятию обратной связи. Если работникам навязывают обратную связь, она оказыва­ется значительно менее эффективной;

7) ясность, четкость выражения, понятность получателю. По­лучатель обратной связи должен ясно ее понимать, например при визуальном контакте отправитель может следить за выражением лица получателя;

8) надежность и достоверность. Эти качества характеризуют, насколько получатель доверяет полученной по обратной связи ин­формации и насколько верно она отражает реальное состояние дел. Искажение при передаче может повлечь за собой как неверную ре­акцию руководителя, так и последующие неверные изменения в действиях подчиненного.

Классификация коммуникаций. Коммуникации, осуществляе­мые в организациях, могут классифицироваться по различным ос­нованиям.

В зависимости от средств коммуникации различают коммуни­кации, осуществляемые с помощью технических средств и инфор­мационных технологий, и межличностные коммуникации.

Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий (электронной почты, теле- коммуникационных систем, управленческих информационных технологий), в современных условиях приобретают важнейшее значение.

Эффективность межличностных коммуникаций во многом за­висит от обратной связи. С ее помощью отправитель может узнать, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято получателем.

Получатель должен быть убежден в компетентности отправите­ля. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же со­общение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.

Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности — также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на пе­редачу сообщения.

В отношении ожиданий получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Не­ожиданная информация может не восприниматься.

На эффективность межличностных коммуникаций влияет со­вместимость любого рода. Психологическая несовместимость от­правителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, ко­торые формулируются в сообщении, разрушают коммуникацию.

Статус отправителя может быть по-разному воспринят получа­телем. Получатель может признавать его и тогда он выполняет ука­зания отправителя, переданные в сообщении, а может восприни­мать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.

Межличностные коммуникации зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различ­ных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в не­вербальном общении.

В зависимости от форм общения различают вербальные и не­вербальные коммуникации.

Вербальные коммуникации осуществляются с помощью устной речи.

спонтанность и возможность широкого использования не­вербальных сигналов одновременно со словами.

Невербальные коммуникации — сообщения, посланные отправи­телем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими.

С помощью вербальных коммуникаций передается информа­ция, а невербальные коммуникации передают отношение к парт­неру по сообщению.

В зависимости от вида канала общения коммуникации подраз­деляются на формальные и неформальные.

Формальные коммуникации позволяют упорядочивать и ограни­чивать информационные потоки. Они определяются регламен­тами:

организационными (например, схемой организационной структуры);

функциональными (например, положением об отделах и службах).

Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления.

Неформальные коммуникации — социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребно­сти в общении. Они дополняют формальные коммуникации.

Неформальную систему коммуникаций часто называют «вино­градной лозой». Информация в ней обычно распространяется с по­мощью слухов. Различают следующие виды слухов: «мечты и чая­ния», слухи «пугала», «вбивание клиньев» и финальные слухи. Установлено, что по меньшей мере на 75% слухи являются точной информацией.

В зависимости от направленности общения различают нисхо­дящие и восходящие коммуникации. Нисходящие коммуникации направлены сверху вниз — от руководителя к подчиненным, восхо­дящие — снизу вверх — от подчиненных к руководителю.

В зависимости от пространственного расположения каналов различают коммуникации вертикальные, горизонтальные и диаго­нальные.

Горизонтальные коммуникации направлены на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и под­разделений на одних и тех же уровнях иерархии организации. Они способствуют повышению эффективности использования всех ви­дов ресурсов организации.

Вертикальные коммуникации предназначены для передачи ин­формации между уровням управленческой иерархии, или же по вертикальной цепочке создания стоимости товара — от поставщи­ков ресурсов до потребителя.

Диагональные коммуникации осуществляются работниками от­делов и подразделений различных уровней иерархии. Они исполь­зуются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, по­сланная отправителем без использования слов. Основное назначе­ние невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуни­кационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Невербальное поведение поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Оно выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесика — изучение собеседника по его жес­там, мимике, позам, походке, взглядам.

Жесты — разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл от­дельных жестов различен в разных культурах. При общении часто наблюдаются следующие жесты:

жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указа­тельного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; встава­ние и прохаживание; наклоненная голова;

жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидя- щего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кула­ки, лодыжки при этом сведены вместе;

жесты запрета: сложенные или скрещенные на груди руки; корпус отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широ­ко расставленными ногами, дужка очков во рту;

жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

жесты доминирования: выставление больших пальцев рук напо­каз; резкие взмахи руками сверху вниз;

жесты неискренности и сомнения: защита рта рукой, прикосно­вение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, поче­сывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

жесты разочарования и враждебности: сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать на столе, на коленях при сидячем положе­нии или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика — движения мышц лица. В специальной литературе встречается более 20 ООО описаний выражения лица. Следует отме­тить, что главной характеристикой мимики выступает ее целост­ность и динамичность. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость — все движения лица скоординированы.

Поза — положение человеческого тела, типичное для конкрет­ной среды, культуры; является единицей пространственного пове­дения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к ста­тусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их под­чиненные. Главное смысловое содержание позы состоит в разме­щении индивидом своего тела по отношению к собеседнику и сви­детельствует либо о закрытости, либо о расположенности к обще­нию. Различают «закрытые» и «открытые» позы. В первом случае человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, что воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательно­сти, психологического комфорта. Различают также позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя) и позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку). Есть «наполеоновская» поза: а) стоя, когда руки скрещены на груди и б) сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походка — стиль передвижения. Самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» — при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка — при страдании.

Взгляд — наиболее естественное средство невербального обще­ния. Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направ­лено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т.е. пока­зывает, как собеседник относится к сообщению.

Взгляд используется для установления взаимоотношений. Ко­гда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с со­беседником, он ищет его взгляд. Слишком долгий взгляд в ваши глаза настораживает.

Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с гла­зами собеседника около 60—70% всего времени общения. Меньшее время контакта свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не ре­комендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник подумает, что его разглядывают в упор. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают централь­ное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Продолжительность взгляда, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общаю­щихся.

Просодические и экстралингвистические средства общения. Характеристики голоса и речи относят к просодическим и экстралин­гвистическим средствам общения. Просодика — это общее назва­ние таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстра­лингвистическая составляющая речи — включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологические проявления чувств: плач, кашель, смех, вздох.

С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают речевые выска­зывания, выражают эмоциональные состояния.

Высоким голосом обычно передаются радость, энтузиазм, не­доверие, гнев, страх.

Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушен­ным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее при­влекательна в общении.

Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспоко­енности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состоя­ние, горе, высокомерие или усталость.

Очень важна в деловом общении «энергетика речи»: ее экспрес­сия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая ма­нера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией. Зачастую именно в интонации кро­ется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.

С помощью паузы говорящий может привлечь внимание и вы­звать интерес у собеседников. Если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он вы­деляет его. Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.

Такесические средства общения. К такесическим средствам об­щения относят динамические прикосновения в форме рукопожа­тия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что они являются биологи­чески необходимой формой стимуляции общения. Использование этих средств общения определяется рядом факторов, таких как ста­тус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.

Выделяют три типа рукопожатия: доминирующее (когда рука сверху, а ладонь развернута вниз), покорное (когда рука снизу, а ладонь развернута вверх), равноправное (когда обе руки остаются в вертикальном положении).

Пожатие прямой, не согнутой рукой — признак неуважения. При этом человек стремится сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Пожатие кончиков пальцев аналогично пожатию прямой, не согнутой рукой. Инициатор такого рукопожатия хочет держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии.

Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отно­шений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения выполняют функцию индика­тора статусно-ролевых отношений, символизируют степень близо­сти общающихся людей.

Проксемические средства общения. Пространство выступает в качестве особой знаковой системы и несет смысловую нагрузку. «Проксемика» — это близость. Это та дистанция, которую соблю­дают люди при общении. У разных народов эта дистанция разная. Например, у японцев интимная зона составляет 25 см, а у амери­канцев — до 50 см; американцы считают, что азиаты фамильярны и чрезмерно «давят», азиаты считают, что американцы «холодны и слишком официальны».

К проксемическим характеристикам общения относится не только дистанция, но и взаимное расположение людей в простран­стве. Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людь­ми (люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют), от индиви­дуальных особенностей человека (так, интроверты плохо перено­сят слишком близкую дистанцию).

Позиция углового расположения, характерная для людей, заня­тых дружеской непринужденной беседой. Позиция «друг против друга» — оборонительная позиция. Независимая позиция — распо­ложение по диагонали, а при деловом взаимодействии следует рас­полагаться рядом друг с другом по одну сторону стола.

На создание психологической атмосферы при общении суще­ственное влияние оказывает не только расположение собеседни­ков за столом, но и форма самих столов. Квадратный или прямо­угольный стол, являющийся обычно рабочим столом, следует ис­пользовать для деловых бесед, переговоров, брифингов. Круглый стол следует использовать для непринужденной, неофициальной атмосферы; он хорош, если вам необходимо достичь соглашения.

Взаимоотношения людей осуществляются не только в про­странстве, но и во времени. Как человек распоряжается своим и чу­жим временем, является важным социальным знаком. Точность и пунктуальность поведения говорит об уважении к другому челове­ку. Если вы заставляете другого ждать, то тем самым вы заявляете о своем праве распоряжаться ситуацией.

Эффективные коммуникации предполагают, что получатель понимает и принимает все, что собирался передать ему отправи­тель.

Коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательст­ва в процесс коммуникации на любом из его участков, искажаю­щие смысл сообщения, называются барьерами.

Источники помех могут быть самыми различными: личност­ные, физические, семантические, языковые, организационные, культурные и др.

Личностные барьеры — коммуникативные помехи, обуслов­ленные личностными характеристиками отправителя или получа­теля.

Физические барьеры — коммуникативные помехи, возникаю­щие в материальной среде коммуникаций.

Семантические барьеры — коммуникативные помехи, возни­кающие вследствие неправильного понимания значения симво­лов, используемых в коммуникациях. К символам общения отно­сят, в частности, слова, действия.

Языковые барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие, языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов ис­пользуемого языка, но и интерпретировать их в контексте исполь­зования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутри- групповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные груп­пы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

Организационные барьеры — коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.

Различие в статусе также может стать барьером на пути комму­никации. Лицо более низкого уровня иерархии может восприни­мать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его. „

Культурные барьеры — коммуникативные помехи, возникаю­щие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, систе­мы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

Временные барьеры — коммуникативные помехи, возникаю­щие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

Коммуникативные перегрузки препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.

Успех коммуникации во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Причем необходи­мо не только слушать, но и слышать собеседника.

Потери информации в случае, если говорящий не ориентирует­ся на собеседника, а лишь на себя, могут составлять от 50 до 80%. По некоторым оценкам, руководитель затрачивает на слушание до 80% своего рабочего времени.

В то же время исследования показывают, что не более 10% лю­дей умеют выслушать собеседника. Слушание — это сложный про­цесс, требующий определенных навыков и общей коммуникатив­ной культуры. Эффективное общение включает как понимание, так и необходимость быть понятым. У руководителя должно закре­питься осознанное желание слушать.

Слушая собеседника, не следует делать вид, что слушаете, не притворяйтесь. Вас быстро разоблачат. Старайтесь соблюдать сле­дующие рекомендации:

1) не перебивайте собеседника без надобности;

2) не подчеркивайте своим поведением, что вам слишком труд­но слушать;

3) не спешите принять решение, не разобравшись в сути про­блемы;

4) не отвлекайтесь, когда говорит ваш собеседник;

5) не давайте вашим эмоциям, установкам, стереотипам влиять на оценку собеседника и его сообщения;

6) не делайте поспешных возражений, не выслушав говорящего внимательно и до конца;

7) не отвергайте с ходу новую для вас идею только потому, что она нова для вас и выглядит сомнительной или вы с ней не соглас­ны;

8) не задавайте одновременно слишком много вопросов — это подавляет собеседника и вынуждает занять оборонительную пози­цию;


10) не делайте поспешных выводов.

Линия, связывающая две организационные единицы, называ­ется каналом. Совокупность каналов передачи или обмена инфор­мацией связывающих несколько организационных единиц, обра­зует коммуникационную сеть. В коммуникационной сети в процессе коммуникации происходит соединение определенным образом людей с помощью информационных потоков.

«Шпора»

Сети могут быть открытыми и закрытыми.

Открытой считается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел.

«Вертушка»

В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана. Однако точка возврата необяза­тельно будет исходной, сообщение может поступить в замкнутую сеть извне.

Модели коммуникационных сетей в группах представлены на рис. 8.1.

«Дом»

«Цепочка» — линейная связь. Поток информации идет по пря­мой от А к В, С, Д, Е, и наоборот. «Цепочка» эффективна при вы­полнении повторяющихся, стандартных, рутинных операций, но плохо подходит для работы в постоянно изменяющихся условиях. Горизонтальные связи — элементы децентрализации.

«Звезда». Вся информация стекается к сотруднику, занимающе­му центральное положение (точка Е). Силовые линии исходят из центра. В сетях типа «звезда» представлена формальная централи­зованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществля­ют коммуникации друг с другом через своего начальника. Инфор­мация из центра одновременно посылается во все точки. Здесь все­гда ясно, кто несет ответственность, достигается больше порядка. Это наиболее устойчивый тип сети, в ней трудно образовать нефор­мальный канал.

«Игрек» аналогичен «звезде», но включает три уровня; руково­дитель (позиция А) старше всех. Он несет ответственность за всю организацию, его контрольные функции (подлинная власть) в большей степени зависит от действий в промежуточной позиции В — центре реальной власти в «модели».

Данная модель используется для снижения информационной перегрузки центра, отмеченной в «вертушке» и может быть эффек­тивна при решении несложных проблем.


 

 

«Круг»

 

 

«Тент»

 

Рис. 8.1. Модели межличностных и межгрупповых коммуникаций в организации

«Вертушка» используются в ситуациях, когда группы осуществ­ляют коммуникации по кругу. Здесь возможен обмен мнениями, хотя есть опасность искажения информации при ее интерпре­тации.

«Круг» — коммуникации осуществляются между людьми, расположенными рядом друг с другом. В «круге» более благоприятный климат, но он менее устойчив, чем «звезда».

«Всеканальные» сети полностью децентрализованы. В них фор­мальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет. Этот тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Здесь каждый при желании имеет воз­можность высказать свое мнение. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. В ней обес­печивается равноправный доступ ко всей информации. Достовер­ность и надежность информации высока, ее контроль более тща­тельный, он может осуществляться из нескольких точек.

К основным недостаткам всеканальной сети можно отнести опасность группового единомыслия, неадекватность оценки труд­ностей, возникает угроза нарушения стабильности и порядка, по­является опасность необъективного подхода к выбору лидера.

Во вторичных сетях типа «тент», палатка», «дом» позиции В и С, Е и Д находятся на одних организационных уровнях. Стрелки показывают направление силовых линий, информация идет в обо­их направлениях.

«Тент». Здесь две разные силовые линии идут от руководителя (позиция А), который организует и обрабатывает информацию. Это очень сильная и устойчивая сеть при условии четко определен­ной власти и ответственности. В такой сети возникает минимум неформальных взаимодействий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.