Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная философия в системе социально-гуманитарного знания




Спектр способов описания и представления общественных явлений (впрочем, как и квалификации явлений в качестве общественных) достаточно широк и разнообразен. Вопрос о способах описания мира всегда остается открытым и проблематичным. Каждая культура, эпоха, народ порождают и формируют определенную систему представлений (в конечном счете соответствующую образу жизни людей) о мире, в том числе и о мире социальном. При этом используются выработанные в данной культуре средства выражения и закрепления своей специфичности, будь то традиции, обряды и обычаи или какая-либо знаково-символическая форма, например, система понятий и категорий, методология и методика исследования и описания тех или иных социальных реалий.

В философско-социологических воззрениях в теоретической форме выражались познавательные, нравственно-этические, социально-управленческие установки конкретно-исторической эпохи и культуры, их цель – воссоздание картины социального мира через изучение системы отношений между людьми или социальными группами, и тем самым обозначение принципов и норм человеческого общежития, условий его существования и законов преобразования. Социальные мотивы и нормы в любой философской системе носят ярко выраженный прагматический характер.

Задание 1. Выясните, в чем заключается прагматический характер социально-философского знания.

Социальная философия, будучи разделом философии, сохраняет основные черты философского подхода к исследованию своего предмета. Связь человека и мира получает особое описание через призму анализа общества как рода бытия, которое человек воспроизводит посредством своего специфического мироотношения. Социальная философия органично связана со всем корпусом философских учений и дисциплин, опираясь в своем исследовании на выработанные ими знания и методы исследования.

Социальная философия взаимодействует с многочисленными науками, изучающими общество: социологией, политологией, экономической теорией, юриспруденцией, культурологией, искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками. В развитии своих представлений социальная философия использует общие понятия этих наук, их эмпирическую базу. Другим источником, помогающим социальной философии создавать целостную картину социального бытия, являются науки о природе: физика, география, биология, астрономия и др.

Социальная философия является самостоятельной областью знания, которая имеет собственную историю развития, логику размышлений и специфический подход к исследованию своего предмета. Что представляет собой социальность как особая надприродная реальность? Что такое общество? Какова его сущность, проступающая в многообразии конкретных проявлений в пространстве и времени? Закономерно ли развитие общества? Какие факторы обусловливают его изменчивость? Какое место занимает общество в жизни человека? К какой области бытия относится общество? – эти и другие вопросы составляют прерогативу социально-философского познания. Его объектом является общество как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром.

Социальная философия отличается от других разделов философии и различных наук об обществе тем, что исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая уникальность общественной жизни, представляя ее в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место. Социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной форме знания об обществе, кроме нее.

Особенностью философии общества является то, что рефлектируя над целостностью существования и развития общества, она не только анализирует общие закономерности бытия людей, но и выявляет его ценностную природу. Будучи ценностным знанием, социальная философия концептуализирует отношение людей к переживаемой и осмысливаемой ими социальной реальности. В ценностном анализе действительности философская мысль стремится выстроить систему идеальных предпочтений и установок в осуществлении совместной жизнедеятельности, сформулировать представление о возможном, необходимом и должном в настоящем, чтобы обозначить цель дальнейшего развития общества, инициировать личностную и общественную рефлексию относительно его смысла.

В отличие от всех других отраслей знания об обществе, в социальной философии нет раз и навсегда заданных решений, и в ней постоянно обсуждаются, казалось бы, одни и те же проблемы. Философия общества – развивающееся знание, которое постоянно обогащается новыми подходами и концепциями в решении вечных проблем человеческого существования.

Итак, выявляя специфику собственно философского взгляда на общественную жизнь, необходимо обратить внимание на такие характерные для него моменты:

- глобальный охват общественной жизни в ее закономерном изменении и развитии как целостности особого рода;

- выявление природы социальности и способов ее системного представления и выражения в философско-социологическом знании;

- попытка выявления перспектив развития и судеб человечества;

- описание социальных процессов, общих принципов установления и построения социальных институтов и их взаимодействия;

- разработка методологии философско-социологического исследования общественной жизни, истории общества, перспектив его развития.

Задание 2. Подумайте, как связаны эти моменты с рационалистическим подходом к объяснению общества в западноевропейской философской традиции.

Применение различных методик и методологий описания состояний социальной реальности, ее динамики и вероятных состояний в будущем дает довольно пеструю картину. Показательны в этом отношении современные культурологические, сциентистско-социологические, технократические, эмпирико-социологические концепции, составляющие особый класс социального знания и, строго говоря, выходящие за рамки социальной философии. В каждой из них дается картина тех или иных общественных явлений через призму определенного способа описания, который, в свою очередь, предполагает определенную онтологическую схему социального мира. Для философского анализа и осмысления они интересны тем, что в них проявляются определенные познавательные и прагматические интенции (установки) человеческого сознания.

Задача философского осмысления этих видов социологического знания состоит в том, чтобы выявить онтолого-гносеолого-методолого-методические, а вместе с тем и праксеологические моменты духовно-практического бытия человека в мире, в обществе, в социуме. Философская мысль, имея это многообразие видения, описания, представления и выражения реалий общественной жизни, культурно-исторических типов, видов, родов жизнедеятельности людей различных эпох и народов, предпринимает попытку осмыслить многообразие форм проявления общественной жизни. Не является ли в таком случае философская мысль в ее истории и в ее современном состоянии вариациями на одну и ту же тему – тему Человека в его духовно-практическом исполнении в Универсуме?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.