КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалогичность бытия по Бахтину
Критика диалогической философии Ю. Бохеньским Ю. Бохеньский (1902—1995), польско-швейцарский философ: в диалоге самом по себе не заключено ничего особенно таинственного или «философского». Некоторые философы превратили диалог в настоящее суеверие. Речь идет о явном предрассудке. «Диалогическое» суеверие часто встречается у проповедников, журналистов, интеллектуалов и им подобных. Одним из главных источников этого суеверия является концепция экзистенциализма Согласно данной концепции: человек существует лишь тогда, когда вступает с кем-либо в «коммуникацию». Да, наши понятия действительно связаны со словами, а слова мы употребляем именно в диалоге Однако, из этого вовсе не следует, что человек не может существовать — и вести при этом насыщенную жизнь — без какого-либо обмена мыслями с другими людьми. Великие люди иногда совершали свои деяния в одиночестве Следовательно, именно в одиночестве их существование было наиболее насыщенным. «Диалогическое» суеверие импонирует людям слабым, испытывающим потребность в других «Диалогическое» суеверие свойственно людям, не ощущающих себя достаточно сильными, чтобы самостоятельно бороться с судьбой. Такие люди воспринимают заблуждение, связанное с диалогом, с большим энтузиазмом. К этому приводит еще одна причина — коллективизм, чрезмерный упор на общество Людям постоянно внушают, что без поддержки общества они — ничто, следовательно, они ничто и без диалога. "ДИАЛОГОВЕДЕНИЕ" М.М.БАХТИНА
Бахтин Михаил Михайлович ((1895 – 1975) российский литературовед, теоретик искусства. Его историко-теоретические труды посвящены эпосу, роману,, языку, становлению и смене художественных форм.
Бахтин исследовал полифоническую форму романа («Проблемы поэтики Достоевского) и «смеховую» куль туру Средневековья («Франсуа Рабле…»)
Откуда я могу знать, какой я: хороший, плохой, добрый, злой, умный, глупый, красивый, некрасивый? И зачем мне это знать? — Живу, и ладно. Если бы я был один — единственный на свете, все эти оценки (красивый—некрасивый и т.д.) не имели бы для меня никакого значения. Сам по себе (и для себя) я был бы "никакой". А "никакой" — это значит:
Значит, выходит, "самого по себе" меня просто не может быть?! Мое бытие становится определенным благодаря существованию других. Это с их точки зрения я выгляжу:
Благодаря оценкам других, благодаря отношению других ко мне я получаю определенность, становлюсь чем-то. И эти оценки меня другими небезразличны мне. Я соглашаюсь с ними или отвергаю их. От них зависит моя жизнь. Оценки выражают отношение людей ко мне Оценки препятствуют или способствуют моему существованию, осуществлению моих целей. Оценка другим человеком
Однако я жив, еще не закончен и постоянно пытаюсь сломать ограничивающие меня рамки.
Находясь среди других людей, общаясь с ними диалогически, вступая с ними в определенные отношения я становлюсь самим собой Я становлюсь самим собой, а значит, чем—то определенным, "имеющим место" в бытии. Даже избегание контактов, чуждание людей — тоже определенная форма отношения Потому российский философ и филолог Михаил Михайлович Бахтин утверждает: "Быть — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Два голоса — минимум жизни, минимум бытия"
Феномену диалога Бахтин придает универсальное значение. Диалогические отношения людей — не просто "одно из" проявлений их бытия Диалогические отношения - это явление, пронизывающее:
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |