Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чтобы охватить личность в целом, нужна позиция вненаходимости




М.М.Бахтин нашел в сочинениях Достоевского наиболее подходящие модели для философского осмысления феномена диалога.

Феномен полифонии в диалогической концепции М. Бахтина

 

Свою диалогическую концепцию бытия Бахтин развивает, опираясь па литературные произведения Ф.М.Достоевского.

Этот писатель создал, по определению Бахтина, принципиально новую — полифоническую — форму романа.

Достоевский представляет читателю своих героев совершенно особым способом

Писатель:

не манипулирует ими как объектами
не судит своих героев, пользуясь своей привилегией автора (как бы "бога", возвышающегося над сотворенным им миром),
а дает героям самим высказать себя, свою правду о мире, свое видение других людей и себя самих среди людей.

 

Слово героя тут не служит рупором авторского голоса.

Сознанию каждого героя противостоят равноправныесознания других героев

Ни у кого из них нет привилегии на единственную правду, каждый человек — носитель собственной правды.

Читатель не столько "видит" героев, сколько слышит их "голоса"

Читатель как бы подслушивает диалоги между ними и их внутреннюю речь ("микродиалоги").

Таким образом Достоевский создает полифонию (многоголосие)

Его задача:

1. не судить героев с "единственно правильной", авторской, точки зрения,
2. а сводить героев друг с другом в "большом диалоге'' в мире произведения.

 

Бахтин характеризует творчество Достоевского словом "диалоговедение"

Однако Достоевский, скорее, моделировалхудожественными средствами диалоги

А исследование диалогов (" —ведение") как предмета научного анализа осуществлено уже Бахтиным

Таким образом, термин "диалоговедение" более подходит к творчеству самого Бахтина.

Рассмотрим основные моменты бахтинского "диалоговедения".

 

 

"Завершение" личности с позиции вненаходимости

 

Понимание человеческой личности, как показывает Бахтин, возможно только благодаря диалогу.

Человек изнутри самого себя

не может ни понимать себя
ни даже стать собой

 

Мой дух изнутри себя

не "видит" своих границ,
не имеет образа себя

 

Только других я вижу как объекты — в целом и среди других объектов, т.е. вижу их границы, имею их образы.

Сам для себя я не могу быть объектом.

Я не вхожу в свой собственный кругозор.

Даже когда смотрю на себя в зеркало, поражаюсь нереальности видимого

Я чувствую раздвоение, несовпадение

меня видимого в зеркале
меня, переживаемого изнутри.

Только другие люди видят меня в целости.

Я вижу мир, вижу других в мире, но не себя в мире

Другой видит меня в мире и обладает, таким образом, избытком видения по сравнению со мной.

При встрече с другими мой дух (и дух другого) выявляет свои границы и тем самым оплотняется в душу.

Изнутри меня самого души как целого нет.

Я вхожу в мир как главное действующее лицо

Я вызываю у других удивление, восхищение, испуг, любовь, вижу у других выражение этих отношений ко мне, но себя не вижу.

Мы ловим отражения нашей жизни в сознании других людей.

Можно сказать, что другие дарят мне меня как нечто цельное и определенное

 

Но каким образом с позиции вненаходимости можно познавать личность, особенно ее внутреннюю жизнь?

М.М.Бахтин показывает несостоятельность двух типичных подходов к познанию личности.

Один из них предполагает, что душу другого человека можно понять путем "вчувствования", "вживания" в него.

Этот путь, характерный для "философии жизни"

Этот путь ведет познающего к "слиянию" с переживаниями другого

Но при этом познающее "я" должно забыть, потерять себя, "утонуть" в другом.

В результате "я" утрачивает

1. позицию вненаходимости
2. и способность видеть другого в целом

 

"Чистое вживание" несостоятельно

"Чистое вживание" должно выступать в единстве с объективацией, т.е. отделением другого индивида от себя и взглядом на него извне как на объект.

 

 

Диалогическое познание "внутреннего человека"

 

Второй критикуемый Бахтиным метод познания личности заключается как раз в однобокой объективации, "овеществлении" человека, односторонне — объективном" его познании.

Такой подход характерен для механистической психологии.

Изъяны "объектного" безучастного анализа человека Бахтин усматривает в двух аспектах.

I Во —первых, этот метод проходит мимо самого существенного в человеке —его свободы, незавершенности, несовпадения с самим со­бой.

В любой момент своего существования человек имеет в себе помимо того, что мы в нем "объективно" видим, еще и возможности

Возможности человека – это то, что еще объективно не существует: нечто желаемое, предполагаемое, воображаемое)

Человек как бы живет своим будущим (мгновением, часом, веком)

Человеческое будущее скрыто от нашего взгляда и суда.

Поэтому человек никогда не совпадает с самим собой, с тем, что он "уже" есть

Человек способен опровергнуть данную ему другими или самим собой характеристику.

"Пока человек жив, он живет тем, что еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова".

Потому—то " подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собою, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, "заочно"

 

Примером такого "вещного" подхода являются сцены следствия и суда над Дмитрием Карамазовым в романе Достоевского: следователь, прокурор, судьи видят Дмитрия уже "готовым", вполне определенным, как вещь

Однако он, как подлинная личность все время пребывает на пороге внутренних решений и кризисов, и настоящим судом герой сам себя будет судить.

 

II Во —вторых, приверженцы механистической психологии стараются рассматривать человека не взглядом другой живой конкретной личности, а с позиции безучастного, бесстрастного "сознания вообще".

Такие попытки и ложны, и малопродуктивны.

Ложность состоит в том, что безучастное "сознание вообще" невозможно. Любой исследователь (в том числе и сторонник механистической психологии) — "живой человек"

"Живой человек" всегда подвержен своим пристрастиям и антипатиям,

"Живой человек" накрепко связан со своим фактическим, единственным и неповторимым индивидуальным бытием.

 

 

Претендовать на безучастное видение мира и другого человека можно лить в абстракции, т.е. в отвлечении от того, что каждый из нас может видеть мир лишь своими собственными, человеческими, участными в мире глазами.

"Никто не может занять нейтральной к я и другому позиции..."

Каждый человек — центр, из которого только и возможно видение мира

А "сознание вообще", не привязанное к личности — центру, невозможно.

Малопродуктивность "безучастной" психологии состоит в том, что она, полагаясь лишь на "объективные данные", пренебрегает откровениями личности о самой себе.

Станете ли вы "открывать душу" человеку, который проявляет к вам непробиваемую "безучастность"?

Много ли о вас может понять такой "безучаст­ный" исследователь?

Достоевскому, как подчеркивает Бахтин, такая "безучастная" психология в корне чужда. "...

Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, — с ними можно только диалогически общаться.

Думать о них — значит говорить с ними

Иначе они тотчас же поворачиваются к нам своей объектной стороной: они замолкают, закрываются и застывают в завершенные объектные образы"

Итак, "внутреннего человека" нельзя раскрыть:

1. ни как объект безучастного нейтрального анализа
2. ни путем вчувствования

"Внутренний человек" должен сам раскрыться в диалоге благодаря общению с ним.

"И изобразить внутреннего человека, как его понимал Достоевский, можно, лишь изображая его общение с другим"

 

 

Диалогическая "идеология" Бахтина

По мысли Бахтина, диалог — не только путь познания личности и выражения ее внутреннего мира, ее установок и идей

Диалог – это и также условие самого существования идей у личностей.

"Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека, — оставаясь только в нем, она вырождается и умирает.

Идея начинает жить, то есть формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, только вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями".

Идея интериндивидуальна и интерсубъективна

Сфера бытия идеи - не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями.

Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний

Говоря о диалогическом способе существования идеи, Бахтин полемизирует с монологической "идеологией" Нового времени

Монологическая "идеология" Нового времени выражена, в частности, в философии Гегеля.

Не может быть идеи, которая существовала бы и развивалась "сама по себе" и была бы истинной "сама по себе"

Не может быть идеи вне конкретного бытия индивида, живущего среди других конкретных индивидов, иначе говоря, не может быть идей вне события человеческих индивидов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.