КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н.Г.Чернышевский как представитель радикального направления в социально-философской мысли России
В 60-е годы XIX века в жизнь выходит новое поколение — «разночинцы», которые сразу же встали в оппозицию не только к правительству, но и к либералам, проповедуя культ естествознания вместо спекулятивно-отвлеченных умозрений, «принцип пользы» вместо добра, реализм вместо романтизма. -. Место былых кумиров заняли политически ориентированны® радикалы, «революционные демократы», «мыслящие реалия-сты», как они себя называли. Это была знаменитая троица:: Н.Г.Чернышевский (1828—1889), отличавшийся разносторонностью и философской глубиной, талантливые литератур"? ные критики Н.А.Добролюбов (1836—1861), Д.И.Писарев (1840—1868) и их единомышленники. Н.Г. Чернышевский — человек необыкновенных способностей, которому в годы учебы в семинарии прочили быть светилом духовенства. Тем не менее ему удалось поступить в Петербургский университет, который он закончил в двадцать два года. Чуть позже он защитил магистерскую диссертацию «Эстетитические отношения искусства к действительности» (1855). К тому времени он уже пользовался репутацией выдающегося публициста в качестве ведущего сотрудника журнала «Современник». В печатных откликах на работу оппоненты, выступившие анонимно, категорически отвергли основные принципы диссертации, которые их привели в «неподдельный ужас». Более всего критиков возмущало утверждение Чернышевского о том, что единственная цель и значение большей части произведений искусства — дать возможность хотя бы в некоторой степени познакомиться с прекрасным в действительности тем людям, которые не имели возможности насладиться им на самом деле. Кощунственной представлялась критикам вся система аргументации Чернышевского, исходившего из материалистического понимания природы искусства и человека. Еще более ожесточенную полемику вызвала публикация статьи «Антропологический принцип в философии» («Современник». 1860. № IV). Главным управлением цензуры отмечалась неблагонадежность самого издания, пропагандирующего материалистические философские взгляды.
Чернышевский называет себя «рационалистом». Этим самым он программно отрицает «романтизм» и «сентиментализм» как идеализм настроения, а также «философию умозрений», выставляя против них культ «пользы», культ естественных наук. Если его предшественники критически относились к «субъективизму» Канта, то Чернышевский просто отбрасывает его как «метафизическую бессмыслицу» и отцом новой философии считает Л.Фейербаха (1804—1872). Некритически следуя ему, мыслитель исходит из единства всего сущего, рассматриваемого в его многообразных связях. Человек — составная часть, включенная в единый порядок природы. Чернышевский разъясняет: «Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека. Философия видит в нем то, что видят медицина, физиология, химия; эти науки доказывают, что никакого дуализма в человеке не видимо, а философия прибавляет, что если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась бы в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет»'. Идею о неизменности «натуры», в которой все происходит «по одному и тому же закону», Чернышевский, используя термин Фейербаха, называет «антропологическим принципом». Он «состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру...чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность всего его организма, от головы до ног включительно, или если он оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом»1. Критерием эффективности общественной системы является реальная полнота возможностей для реализации индивиду цельности собственной «натуры». Так, антропологический принцип становится у Чернышевского достаточным основанием для критики существующих взаимоотношений человека и общества. В его построениях «требования человеческой натуры», «человека вообще... без всяких подразделений» более всего выражены в интересе большинства общества, «простолюдинов».
По сути дела, протагоровская идея «человек есть мера всех вещей» у Чернышевского в более конкретизированном виде («реальный человек — мера всех вещей») становится методологической основой аргументации о необходимости практической реформации существующих социальных отношений в направлении к «истинной жизни — цельной жизни ума и сердца». Исходя из антропологического принципа, Чернышевский провозглашает «разумный эгоизм» основой новой этики. Для него бесспорно, что сущность человека заключается в эгоизме. Он лежит в основе всех человеческих поступков. «... Надобно бывает только всмотреться попристальней в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, в основе их все-таки лежит все та же мысль о свободной личной пользе, личном удовольствии, личном благе, лежит чувство, называемое эгоизмом». Но если идти до конца и признать единственным мотивом деятельности людей только личную выгоду, то общество распадается на враждующих друг с другом индивидов. Поэтому Чернышевский вводит в свою теорию идею доминирования, приоритета общего интереса над частным, получившую название «разумного эгоизма». Основная его идея заключается в том, что тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья нет». Поэтому естественное стремление к счастью осуществляется только в том случае, если каждый будет бороться против всего, «что неблагоприятно человеческому счастью». На этой теории Чернышевский основывает свою шкалу ценностей: общечеловеческий интерес выше, чем интересы одного народа;
всенародные интересы выше интересов какого-либо сословия; интересы государства измеряются количеством заинтересованных в счастье его граждан. Но каково все же соотношение эгоизма и альтруизма, остается неясным. А что такое счастье? —Жизнь, «какой она должна быть по нашим понятиям». Так путеводный антропологический принцип философствования Чернышевского «замыкается» на себе же: «реальный человек», т.е. изначально нормальный, здоровый, обладающий структурированной системой «правильных» ценностей человек оказывается «мерой» человеческого мира. Уязвимая в философско-теоретическом смысле концепция Чернышевского была для своего времени программой действий для молодого поколения радикалов. Роман «Что делать?», написанный в Петропавловской крепости (опубликован в 1863 г.) оказал сильное влияние на студенческую молодежь, которая нуждалась не столько в разработках философских основ теории социальных преобразований, сколько в конкретном примере общественных преобразований, которые она нашла в романе. Произведение сделалось своего рода знаменем для русской революционной молодежи. Самому Чернышевскому его социальный «утилитаризм», который распространялся на все сферы, и искусство тоже (от него он требовал «прямой непосредственной пользы»), не помешал еще в 1856 году оценить талант великого русского пи-. сателя Льва Николаевича Толстого, раскрывшийся в «знании человеческого сердца, способности раскрыть перед нами его тайны». «Диалектика души» героев писателя, о котором с упоением писал Чернышевский, в еще большей мере была присуща личности Толстого-художника и мыслителя.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |