Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, роль и применение устного и письменного инструктажа в производственном обучении профессии НПО




Устная форма инструктажа широко распространена в методи­ке производственного обучения. Основная форма общения с уча­щимися при устном инструктаже — словесная. Устное объяснение мастер сопровождает показом способов и приемов выполнения

операций.

Путем устного объяснения проводится вводный, текущий и

заключительный инструктаж.

Вводный инструктаж. Цель вводного инструктажа — подготовка учащихся к предстоящей учебно-производственной деятельности.

Методика вводного инструктажа различна. Она зависит от объема инструктажа, его содержания и структуры. В свою очередь, эти параметры зависят от времени изучения темы и вида учебно-про­изводственных работ. Если методическая ситуация складывается так, что учащиеся хорошо ориентируются в теоретических вопросах, если виды учебно-производственных работ не новы для них и целью урока является совершенствование практических умений и навыков, то мастер производственного обучения ограничивается напоминанием основных операций. Если методическая ситуация иная, то мастеру необходимо детально рассмотреть структуру тру­дового процесса, т. е. применить полный инструктаж.

В процессе разработки методики вводного инструктажа важно: ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы; проанализировать инструкционную карту, технологическую документацию;

ознакомить учащихся с электроинструментом; объяснить правила безопасности при работе с электроинст­рументом; разъяснить структуру трудовой деятельности; показать способы выполнения отдельных операций; предупредить о возможных ошибках.

Все вышеперечисленное входит в полный инструктаж, кото­рый проводится перед изучением новой темы.

При вводном инструктаже применяются следующие методы: показ трудовых действий, алгоритмический, диалогический.

В результативности вводного инструктажа большую роль игра­ют такие факторы, как мастерство мастера производственного обучения, опыт прежней трудовой деятельности учащихся, отно­шение учащихся к предмету.

Методически правильно проведенный вводный инструктаж нацеливает учащихся на практическую деятельность. Вводный инструктаж, как правило, носит фронтальный или групповой характер, если все учащиеся группы будут выполнять одну и ту же учебно-производственную работу.

Текущий инструктаж. Цель текущего инструктажа — контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Текущий инструктаж занимает значительное время у мастера на уроке производственного обучения. Как правило, во время теку­щего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов. Первый целевой обход проводится для контроля начала работы, второй — для проверки организации рабочих мест учащихся. Третий целе­вой обход мастер проводит, чтобы убедиться в том, что учащиеся соблюдают технику безопасности электромонтажных работ. В про­цессе четвертого целевого обхода мастер наблюдает за правильно­стью выполнения вспомогательных операций. Далее название це­левых обходов совпадает с названием основных операций выпол­няемого трудового процесса.

Для контроля процесса формирования профессиональных уме­ний и навыков мастера производственного обучения применяют различные методы, в частности наблюдение за индивидуальной работой каждого учащегося или бригады. Мастер производствен­ного обучения наблюдает, правильно ли учащийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачи, которые перед ним ставятся, может ли он работать в коллективе. Мастер должен быть постоянно готов к тому, чтобы провести индивидуальный инструктаж, если учащийся начал допускать ошибки. Для того чтобы предотвратить брак в работе, мастер пе­реходит к беседе с учащимся и объясняет причину ошибок или технологию производственного процесса. В этом случае применим диалогический метод в сочетании с методом показа трудовых дей­ствий, так как необходимо еще раз показать правильное выпол­нение операций.

Индивидуальная работа с учащимися требует от мастера не только профессионального мастерства, но и большого такта и тер­пения. Иногда учащийся повторяет ошибки, после того как ему несколько раз показали выполняемые операции. В этом случае важно найти причину ошибок. Можно выявить несколько факторов, влияющих на правильность выполнения учебно-производствен­ных работ. Часто источником ошибок являются незнание теорети­ческого материала, невнимание во время вводного инструктажа. Эти причины легко выявляются и устраняются. Иногда причины ошибок обнаруживаются в особенностях физиологического раз­вития учащегося: памяти, зрительного восприятия, выносливос­ти и т.д. Не следует забывать еще

 

Третий вид беседы, проводимый для проверки знаний учащихся, используется при контроле и оценке результатов производственного обучения. Такие беседы целесообразно проводить в развернутой форме, когда все учащиеся вовлекаются в работу, задавая вопросы отвечающему. Исправляя и добавляя его ответы.

в) Письменное инструктирование

Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты - задания, информационные карты и т.д.

При разработке инструкционных материалов следует учитывать. Что они не являются простой памяткой. А служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции лучше заменить картами со схематическими рисунком. Схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Это не только сокращает размеры карт, но и способствует большой четкости в обозначении и запоминании последовательности действий.

Кроме письменных инструкций широко используются различные виды производственно - технической документации -чертежи, схемы. технические условия, технологические карты, инструкции по настройке наладке оборудования и т.д. В этом случае учащиеся должны уметь пользоваться дополнительной литературой, в частности техническими справочниками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.