Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование цвета (рубрикация, выделение цветом существенных деталей




Конспект печатных текстов или конспектирование - продукт учебной деятельности студентов. В процессе конспектирования развивается логическое мышление, совершенствуется культура речи, тренируется зрительная память. Конспект состоит из плана, тезисов, дополненных фактическим материалом (цифры, схемы, таблицы, примеры), аналогиями, сравнениями и др.

Методические приемы поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся в процессе устного изложения

Требования к речи преподавателя

1. Литературно и техническая грамотность

2. Живая разговорная манера

3. Естественность и ясность произношения «чистота речи»

4. Умеренная мимика и жестикулярность

5. Умело владеть голосом

6. Эмоциональная окраска

7. Оптимальная громкость и скорость

8. Умение варьировать громкость и скорость речи в ходе изложения

9. Умелое использование паузы и смысловых акцентов

1. Примечание индуктивного (от частного к общему) и дедуктивного (от общего к частному) способов объяснения новых факторов, явлений, закономерностей, событий.

2. Сочетания слова с демонстрацией наглядных пособий, опытов, трудовых приемов, кино и диафильмов, прослушивания звукозаписей, с записями и зарисовками в тетрадях схем, графиков, таблиц.

3. Проблемное построение изложения.

4. Разнообразие приемов и форм работы уч-ся на уроке, высвобождения наиболее продуктивной части урока для изложения пробного учебного материала.

5. Побуждения уч-ся задавать вопросы преподавателю.

6. Постановка по ходу изложения (логических) вопросов, т.е. Вопросов которые преподаватель ставит, и сам на них отвечает.

7. Применение разрядок напряженности внимания уч-ся (примеры на практике, из жизни) переход на изложение более легкого для усвоения материала, уместная шутка.

8. Выделение основных моментов изучаемого, поэтапно подытоживания излагаемого материала.


28. Конспектирование - одна из основных форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Конспект (лат.”обзор”) - краткое письменное изложение содержания чего-либо (лекции, статьи, книги), включающее в себя основные положения и их обоснование с помощью фактов, примеров. Различают конспекты устной речи и печатных текстов.

Существуют различные приемы конспектирования:

- сокращение слов, словосочетаний, терминов (а/ гипераббревиаутура, когда начальная буква термина обводят линией, забирается в круг, овал; б/ кванторизация, когда начальная буква часто употребляемого слова переворачивается; в/ иероглифика; г/ пиктографика (работа рисунками); д) различные способы записи окончаний слов;

- переработка фразы путем пространственной записи с использованием длины и ширины листа бумаги;

. Виды составления конспекта:

* текстуальный конспект (деление текста на части - микротемы), близкий к тексту, когда используются слова из текста; это краткое переписывание содержания текста, выделение ключевых слов в главных частях;

* свободный конспект (разбивка текста на микротемы, поиск ключевых слов) - вольное, свободное изложение содержания текста ("своими словами") с использованием цитат из текста;

* сложный конспект объединяет несколько видов записи (тезисы по каждой части текста, план, критические замечания - ваши мысли, сведения из других источников).

* конспект по ключевым словам, состоящий из ключевых слов передающих смысл предложений, абзацев, параграфов, всего текста.

Запоминание

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на основе элементарной способности к запечатлению и восстановлению данных.

Одним из приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, является мнемотехника, основанная на образовании дополнительных ассоциаций. Специально разработанная система для удержания в памяти любой информации получили название “мнемоника” или “мнемотехника” (“мнемо” с греческого означает память) Мнемотехника предполагает создание фиксированного ряда опорных образов и его постоянное хранение в активированной памяти. Мнемотехника опирается на создание зрительных ассоциаций с опорными образами. Кроме мнемотехники существуют и другие методы, заставляющие память работать лучше. Рекомендации по улучшению запоминания можно привести к следующим основным методам.

1. Управление вниманием. Для улучшения памяти, прежде всего, необходимо научиться контролировать внимание на нужной информации и выделять из нее только существенные сведения. Внимание – есть сосредоточенность психики на определенные источники информации: как внешние, так и внутренние. Внимание человека устроено так, что оно легко привлекается яркими признаками предметов, звуками и т.д. Поэтому сфокусировать внимание на необходимую информацию представляет трудность. Необходимо приложить усилия на концентрацию внимания. Емкость кратковременной памяти ограничена, поэтому в запоминаемой информации нужно выделить лишь значимые сведения, внимание должно работать подобно фильтру, который позволяет проникать в краткосрочную память только существенные данные и блокирует ее от перегрузки второстепенными деталями из мира информации.

2. Структуирование информации. Способность и прочность запоминания нового материала зависит от того, насколько мы умеем быстро и качественно подготовить их для хранения в долговременной памяти. Приемы структуирования информации включают в себя:

а) Смысловое расчленение.

б) Выделение смысловых опорных пунктов.

в) Использование наглядных образов.

г) Соотнесение с уже известными знаниями.


23. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Система учебно-производственных площадей и оборудования, выступающих условием профессионального обучения (средой); совокупность материальных, вещественных элементов, которые используются в профессиональном образовании.

Включает: учебно-производственные мастерские, лаборатории, специализированные кабинеты, снабженные основным и вспомогательным технологическим оборудованием (узлами машин и механизмов, инструментами, приспособлениями, принадлежностями, технологической оснасткой), которые служат для формирования трудовых умений и навыков по управлению машинами, обслуживанию и ремонту машин); включает также инвентарь и учебную мебель
26. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

· лекция;

· беседа;

· рассказ;

· инструктаж;

· демонстрация;

· упражнения;

· решение задач;

· работа с книгой;

по источнику получения знаний:

1. словесные;

2. наглядные:

3. демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

4. использование технических средств;

5. просмотр кино- и телепрограмм;

6. практические:

7. практические задания;

8. тренинги;

9. деловые игры;

10. анализ и решение

11. конфликтных ситуаций и т.д

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

· объяснительный;

· иллюстративный;

· проблемный;

· частичнопоисковый;

· исследовательский

по логичности подхода:

1. индуктивный;

2. дедуктивный;

3. аналитический;

4. синтетический [9, с 97].

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод;

- репродуктивный метод;

- метод проблемного изложения;

- частичнопоисковый, или эвристический, метод;

- исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер,

а) Смысловое расчленение. Запомнить большой по объему материал очень трудно, т.к. объем кратковременной памяти очень маленький. Обычно любой учебный материал несет несколько главных мыслей и микротем. Поэтому при запоминании необходимо выделить основные микротемы и согласно им, расчленить материал на части. Далее усваивать материал по частям. Такое расчленение удобно проводить с помощью составления “планов для себя” или блок-схем, в которых отражаются основные мысли и связи между ними. Структуирование материала облегчается при опоре на внешние признаки: заголовки, подчеркнутые или выделенные ключевые предложения, начало новых мыслей с красной строки. Этот метод легко запомнить по-английски как “5W и H” (Who, What, Where, Why, When and How)

 

б) Выделение смысловых опорных пунктов. Смысловые опорные пункты представляют собой пункты (элементы) составляемых “планов для себя” или блок-схем. В качестве смысловых опорных пунктов могут выступать:

заголовки текста;

краткие тезисы;

самостоятельно придуманные названия разделов;

вопросы;

схематические рисунки;

примеры;

цифровые данные;

незнакомые термины (слова).

Число смысловых опорных пунктов не должно превышать объема кратковременной памяти – 7 ± 2 единицы. Лучше если их будет 5–7.

в) Использование наглядных образов. Продуктивность запоминания можно резко увеличить, если отразить смысл учебного материала и выделенные в нем смысловые опорные пункты с помощью зрительных образов в виде рисунков, схем и т.д. Такие образы характеризуются исключительно большой плотностью информации. Каждый из нас способен разработать собственные опорные сигналы, выражающие “личное видение” учебного материала. Причем собственная наглядность иногда более благотворна для запоминания, чем рисунки и схемы, предлагаемые учебником или учителем.

г) Соотнесение с уже известными знаниями. Важным условием большой эффективности запоминания является соотношение запоминаемых сведений с данными, которые уже находятся в памяти. Английское слово “goal” –“цель” само запоминается после его сравнения с русским словом – “гол”. Таким образом, происходит включение новых данных в информационные структуры долговременной памяти. Ведь объяснить – выразить неизвестное через известное. То, что необходимо прочно запомнить, следует рассматривать с разных сторон, привлекая для интерпретации новые сведения, максимальное количество уже имеющиеся в памяти понятий и образов.

3.Рациональное повторение. В отношении повторения люди делают следующие типичные ошибки:

пренебрегают повторением

при изучении нового материала, люди подменяют повторение его повторным восприятием

ошибка связана с временным режимом повторения

Если нам важно эффективно удержать информацию на несколько дней, скажем для сдачи экзамена, то повторять необходимо через 15–20 мин. После изучения материала, через 8–9 часов, на второй день, на 40-й день, на 7-й день.

4. Использование семантических вставок. Когда информация плохо логически организована, большинство людей прибегают к механическому заучиванию. Это и долго и утомительно. Чтобы облегчить ввод в память мало связанных сведений и их последующее воспроизведение, используется построение словесных мостов. Создание слов и целых предложений из начальных букв запоминаемого материала является хорошим средством вспоминания отсутствующих связей в его структуре. Об эффективности семантических связок свидетельствует факт, что мы все отлично помним расположение цветов в спектре солнечного света с помощью выражения: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”

5. Целенаправленное воображение. Запечатление информации в ярких и живых зрительных картинах – еще одно направление повышения прочности памяти. Здесь идет речь об образах максимально приближенных к естественному восприятию. Воображение – творческий психологический процесс, продукты которого могут выходить далеко за пределы реальности. Именно эта черта и обеспечивает его большую запоминаемую силу. Воображение можно тренировать

т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях [28, с 214].

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется

Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

И сследовательски й метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования


30. Лабораторно-практические работы.

При подготовке в УПО по ряду профессий (электротехнических, профессий, связанных с обслуживанием производственных установок) программой производственного обучения предусмотрены лабораторно-практические работы.

Однако эта форма производственного обучения может быть ис­пользована и при подготовке по другим профессиям.

Ценность данной формы заключена в большой самостоятель­ности обучающегося, он становится исследователем, осуществляет поиск каких-либо закономерностей в производственном процессе.

Прежде всего необходимо создать условия для успешного прове­дения лабораторных работ:

1. подготовить соответствующее оборудование, приспособле­ния, инструменты;

2. иметь руководство или методическое пособие по проведению
лабораторных работ.

Руководство по проведению лабораторной работы должно со­держать:

наименование темы и формулировку целей работы;

перечень оснащения, необходимого для выполнения работ;

некоторый теоретический материал, связанный с работой;

порядок выполнения работ;

форму составления отчета о выполненной работе.

Лабораторно-практические работы могут иметь:

опытный характер (опытная проверка заранее известного ре­зультата);

исследовательский характер (приступая к работе, обучающий­ся заранее не знает, какой получится результат. После окончания
лабораторно-практической работы делается вывод о наличии какой-либо закономерности или зависимости).

При наличии большого объема лабораторных работ в програм­мах производственного обучения в учреждениях профессионально­го образования создаются специальные лаборатории. Организация выполнения лабораторных работ может быть фронтальной или бри­гадной, индивидуальной в определенной очередности.

Методы производственного обучения.

Классификация методов производственного обучения

В настоящее время в педагогике нет однозначного взгляда на классификацию методов обучения. Это объясняется различием под­ходов к определению их сущности.

Одни определяют метод как путь или способ. Другие - как спо­соб совместной работы мастера и обучающихся. Третьи — как сово­купность приемов и способов, применяемых педагогом в процессе обучения. Четвертые - как систему целенаправленных действий мас­тера, организующего познавательную и практическую деятельность учащихся.

Методы производственного обучения классифицируются с раз­личных позиций.

С позиции источника информации:

СЛОВЕСНЫЕ

Рассказ-объяснение

Беседа
НАГЛЯДНЫЕ

Показ трудовых приемов 2. Демонстрация наглядных пособий
ПРАКТИЧЕСКИЕ

Метод упражнений

Практикумы

Самостоятельная работа обучающихся


31. С позиции активности мыслительной деятельности обучающихся: РЕПРОДУКТИВНЫЕ (знания передаются в готовом виде);

ПРОБЛЕМНЫЕ (перед учениками ставится проблема, которую они должны разрешить самостоятельно или с помощью учителя)-

ЧАСТИЧНО ПОИСКОВЫЕ (ученикам предлагают найти какое-либо дидактическое решение);

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (знания приобретаются путем иссле­дования какого-либо процесса или явления).

С позиции направленности мыслительной деятельности

ИНДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (от частного к общему).

ДЕДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (от общего к частному).

Все методы должны применяться в сочетании друг с другом. Они призваны способствовать развитию мыслительной деятельнос­ти, памяти, речи, формированию знаний, умений и навыков. Рассказ-объяснение

Рассказ — это простое повествование о предметах, событиях, фактах.

Объяснение - это такое изложение материала, когда использу­ются различного рода доказательства, сравнения, обобщения и вы­воды.

В производственном обучении эти два метода рассматрива­ются в единстве. При их использовании желательно соблюдение следующих педагогических требований:

1. важно, чтобы рассказ-объяснение сопровождался показом, де­монстрацией (т. е. наглядностью);

2. само объяснение должно быть логичным, т. е.:

а)краткое вступление; б)последовательное изложение содержания с акцентом на главное; в)краткое обобщение рассказанного;

3. в производственном обучении объяснение должно быть не­ продолжительным по времени, но доступным для понимания;

4. в ходе объяснения следует соблюдать требования к речи:

4.1. речь должна быть грамотной, некоторые технические и на­учные термины должны быть разъяснены;

4.2. темп речи должен меняться: главное - медленнее, второсте­пенное ~ быстрее;

4.3. интонация также должна меняться (с помощью интонации выражают свое отношение к содержанию);

4.4. речь должна сопровождаться умеренной мимикой и жеста­ми;

4.5. при рассказе-объяснении нужно избегать «слов-паразитов» (например, «так сказать», «ну» и др.).

Метод беседы

В основе этого метода лежит диалогическая речь.

Беседа - это такой метод, когда мастер задает вопросы обуча­ющимся и, анализируя их ответы, подводит учеников к усвоению новых знаний и понятий или к повторению и закреплению ранее изученного.

Данный метод требует от педагога более тщательной подготов­ки, импровизации. Беседа должна отличаться от опроса большей ак­тивностью всех обучающихся. Максимальная эффективность будет достигнута при соблюдении следующих педагогических условий:

1. мастеру необходимо знать, какой информацией владеют у­чащиеся, каков их жизненный опыт;

2. вопросы при беседе должны быть четкими, конкретными и не требующими продолжительного ответа;

3. очень важно расположить обучающихся к участию в беседе, они должны быть раскрепощены;

4. мастер должен обобщать ответы и переходить от одного вопроса к другому, используя стимулирующие приемы (одобрение);

5. сами вопросы должны быть различными по сложности:

а) вопросы на выявление знаний;

б) вопросы, связанные с оценкой факта;

в) вопросы на выявление умений и опыта обучающихся (Как пос­тупить в данной ситуации? Как будешь обрабатывать эту деталь?);

г) вопросы, требующие сложных рассуждений (Почему станина у станка из чугуна?);

д) меньше должно быть вопросов, требующих ответов «да» или «нет»;

6. в случае возникновения у учащихся затруднений необхо­димо изменить вопрос;

7. не задавать вопросы, в формулировке которых уже содержится ответ (Безлошадные крестьяне не имели чего?);

8. беседа, в ходе которой обучающихся подводят к новым знани­ям (понятиям), называется эвристической.


51. Подготовка новых рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.

Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства.

Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоении рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется в высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть не рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ (по договорам за счет средств предприятия).

Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.