Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика письменного инструктажа




Во время производственного обучения следует формировать у учащихся навыки работы с различными формами письменных инструкций. Такой вид инструктажа является выражением в пись­менной форме перечня выполняемых операций, а также после­довательности и способов выполнения каждой операции. Кроме этого, письменная инструкция содержит различные чертежи, ри­сунки, информирующие исполнителя об условиях выполнения задания.

В методике производственного обучения успешно применяют­ся различные формы письменных инструкций, рабочие карты, содержащие информацию, необходимую для выполнения комплексной работы: перечень материалов, инструментов, операций с точным указанием их последовательности. Операционная карта содержит указания, касающиеся проведения одной операции.

1. Инструкционно-технологические карты содержат задания, све­дения о материально-техническом оснащении, необходимом для выполнения задания, перечень и последовательность операций, способов выполнения каждой операции, элементы контроля, средства наглядности: чертежи, схемы, таблицы и т.д. Много­численность и многообразие письменных инструктажей указы­вают на их большую значимость в методике профессионального обучения.
35. Тестирование как форма стандартизированного контроля в профессиональном обучении: место тестового контроля среди других его форм, его назначение и особенности.

Виды контроля Методы контроля (устного контроля и письменного) Средства контроля
Текущий Проверка и оценка выполнения домашнего задания, устный и письменный опрос на заключительном этапе урока, проверка и оценка выполнения упражнений, проверка и оценка решения задач; проверка и оценка результатов выполнения других видов учебной деятельности учащихся на уроке, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках Комплекты тестовых заданий; задания для контрольной работы; вопросы для собеседования; домашнее задание, контрольные тренировочные упражнения, вопросы для зачета; критерии оценки тестов, заданий, задач и упражнений, устных ответов, программа наблюдения за деятельностью учащихся на уроках
Тематический контроль Зачет, собеседование, тестирование, письменная контрольная работа Вопросы для зачета, темы для собеседования, тестовые задания, задания для письменной контрольной работы
Промежуточный Административная письменная контрольная работа; собеседование, проверка и оценка выполнения зачетных работ в процессе производственного обучения, проверка и оценка результатов проведения конкурса профессионального мастерства, защита рефератов по дисциплине, проверка и оценка результатов проведения олимпиады по предмету Задания для контрольной работы, вопросы для собеседования по теме, форма отчета, структура отчета и требования к содержанию отчета по практике; перечень зачетных и пробных работ и задания по всему перечню; задания для проведения конкурсов; темы рефератов и требования к структуре, содержанию и оформлению рефератов, олимпиадные задания, критерии оценки всех перечисленных видов работ
Итоговый Устный итоговый экзамен по дисциплинам профессионального цикла, выполнение практической квалификационной работы по профессии, защита письменной экзаменационной работы Экзаменационные билеты, перечень и содержание заданий для выполнения практической квалификационной работы по специальности, тематика письменных экзаменационных работ и требования к их структуре и содержанию; критерии оценки выполнения выпускниками практически квалификационных работ и письменных экзаменационных работ

 


36.

Тестирование – форма стандартизированного контроля, метод объективного контроля уровня усвоения знаний и умений учащихся.

Тест – стандартизированное задание, рассчитанное на проверку определенного уровня усвоения (степени обученности учащегося) знаний и умений. Тест – задание, по результатам выполнения которого судят об уровне усвоения знаний и умений или о степени обученности.

Структура теста (формула тестового задания) Т= З+Э+Р, где Т – тест; З – задание, Э – эталон ответа; Р – число существенных операций, необходимых для выполнения тестового задания. В эталоне содержится число существенных операций, необходимых для выполнения теста. Зная число существенных операций (р) и проверив ответ учащегося, по эталону можно определить число правильно выполненных операций (а) и вычислить коэффициент усвоения (К).

Оценку в условиях тестирования выставляют через коэффициент усвоения.

Коэффициент усвоения – показатель уровня (степени)обученности учащегося. Коэффициент усвоения вычисляется по формуле: К= а: р.

Требования к тестовым заданиям

Измерители – средства выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения обучающимися уровня учебной подготовки, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта, с помощью которых оценивается готовность обучающихся к определенным видам действий [43].

К измерителям мы относим контрольные вопросы и задания для опроса (устного и письменного) с целью проверки, вопросы для собеседования, задачи, задания для письменной контрольной работы, задания для практической работы, тестовые задания, контрольные упражнения и другие.

Одним из путей объективизации контроля обучения выступает разработка и применение дидактических тестов. Под тестом понимают стандартизованное задание, рассчитанное на проверку заданного уровня усвоения, состоящее из содержания проверочного задания и эталона ответа.

Тесты должны быть сконструированы с учетом планируемого уровня усвоения УЭ и уровня абстракции как параметров качества подготовки. Тестовые задания должны отвечать ряду требований, главными из которых являются: валидность (содержательная и функциональная), определенность, простота, однозначность, надежность.

Содержательная валидность обеспечивается соответствием характера задания содержанию информации, которая давалась на занятиях.

 

Функциональная валедность обеспечивается проверкой того уровня, который сформулирован в учебном процессе.

Определенность соблюдается, если все учащиеся, читая тест, одинаково понимают его содержание и смысл, т.е. какую деятельность они должны выполнить, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.

Требование простоты теста выполняется, если задание имеет четкую формулировку, составленную на деятельность одного уровня.

Однозначность означает, что различные преподаватели и эксперты оценивают решение теста одинаково, поэтому теста не заканчивается формулировкой задания, а предполагает создание эталона, определяющего систему измерения и оценки.

Требование надежности обеспечивается, если при использовании тестов ответы дают постоянные результаты.

Число существенных операций, необходимых для выполнения теста – это единица, определяющая качество выполнения определенной деятельности учащимися.

Если набор тестов сконструировать в виде последовательных тестов различного уровня, то получим «тест-лестницу». В «батареях» тестов фигурирует набор тестов 1 уровня, позволяющих судить об общей осведомленности учащегося, а не о качестве знаний.

Классификация тестов


37.

Рейтинг (от англ. rating - оценка, класс, разряд) - индивидуальный числовой показатель знаний и деятельности, система баллов, полученных студентами в ходе обучения, накапливается по модулям и блокам дисциплины.

Рейтинг – числовая величина, выраженная по многобалльной шкале, интегрально характеризующая учебные достижения студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинговый контроль - процесс установления индивидуального числового показателя учебной деятельности студента, характеризующего класс достижений студента по результатам обучения дисциплине или системе дисциплин.

Аспекты рассмотрения рейтингового контроля:

l психологический

l методический

l экологический

l управленческий

Рейтинговая система оценки знаний студентов:

l основывается на интегральной (суммарной) оценке процесса и результатов учебной деятельности студентов всех ее видов в течение семестра;

l предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов;

l используется в качестве средства информационного обеспечения управления учебным процессом в вузе;

l выступает механизмом саморазвития студентов.

Структура рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов

l учебная программа по дисциплине

l рабочая (модульная) программа

l процессуальная модель диагностики обученности студентов

l контрольно-измерительные материалы

l математическая модель расчета рейтинговых показателей

l шкалы по оценке обученности студентов

Методика осуществления рейтингового контроля учебных достижений студентов:

l цели рейтингового контроля

l условия рейтингового контроля

l этапы осуществления рейтингового контроля

l методы контроля

l средства контроля

Цели рейтингового контроля:

l Повышение качества профессионального образования.

l Усиление учебной мотивации и дисциплины студентов.

l Активизация самостоятельной учебной работы.

l Побуждение к совершенствованию знаний и умений.

l Обеспечение индивидуализации обучения и контроля.

l Осуществление объективного контроля качества процесса и результатов обучения.

l Получение достоверной информации о характере учебной работы студентов и результатах обучения.

Условия рейтингового контроля

l Наличие средств, обеспечивающих проведение контроля(положения, инструкции, перечень учебных работ, таблицы трудоемкости учебных работ, вспомогательные таблицы, учетные и другие формы).

l Возможность повышения рейтинга на определенных условиях.

l Другие условия.

 

Методы и средства контроля

 


39. Типы уроков теоретического обучения

Тип урока Основная дидактическая цель Типовые структуры урока
Усвоения новых знаний Восприятие и первичное осмысление учебного материала; запоминание основных существенных фактов, понятий, закономерностей Сообщение темы и раскрытие цели урока, проверка выполнения домашних заданий, последовательна изложение нового материала или самостоятельная работа учащихся с книгой, ответы на вопросы учащихся, проверка усвоения нового материала и дополнительные разъяснения, выдача домашних заданий
Закрепления и совершенствования знаний и умений   Вторичное осмысление изучаемого материала путем воспроизведения и применения знаний; достижение прочности знаний   Фронтальная беседа с учащимися по ранее- изученному материалу темы; проведение лабораторно-практических работ; упражнения в решении различных задач, разработке технологических процессов, изучении документации и т.д.; выполнение различных видов самостоятельных работ; работа с применением программирующих устройств и средств обучения на основе ЭВМ
Повторительно-обобщающий Систематизация знаний; восполнение пробелов в знаниях учащихся; более глубокое раскрытие узловых вопросов темы   Обзорно - обобщающая лекция по изученному материалу; развернутая беседа с учащимися, самостоятельное выполнение учащимися упражнений воспроизводящего и творческого характера по материалу темы в целом
Контрольно-проверочный   Выявление степени осознанности и глубины знаний учащихся; получение данных для оценки успеваемости Устный опрос по теме, разделу, курсу в целом; письменные, графические или практические контрольные работы; проверка знаний с применением контролирующих технических устройств; проведение зачетов
Комбинированный   Восприятие, закрепление, совершенствование, применение и контроль знаний и умений учащихся в комплексе   Структурные элементы урока: подготовка учащихся к изучению учебного материала, сообщение преподавателем или самостоятельное изучение учащимися учебного материала, первичное закрепление, текущий контроль, упражнения и самостоятельная работа учащихся по совершенствованию знаний, обобщающее повторение, контроль и оценка (могут варьироваться в зависимости от содержания, цели, педагогического замысла урока, исходного уровня учащихся

 

Формы контроля в профессиональном обучении
Традиционный контроль Стандартизированный контроль Инновационный контроль
1. Зачет 2. Экзамен 3. Контрольная работа 4. Собеседование 5. Наблюдение 6. Анализ результатов практической деятельности учащихся 7. Другие формы Тестирование Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся по дисциплине, курсу производствен-ного обучения

Недостатки традиционного контроля – негативное воздействие на состояние человека. Субъективизм педагога в процессе контроля может привести к снижению умственной деятельности учащихся, к возникновению психической напряженности, может вызвать их недоверие и закрытость. Необходимо взвешенно пользоваться своим правом на оценку учащихся, не нарушая принципов саморазвития учащихся, когда педагог сохраняет оптимистический взгляд на возможность исправления низкой оценки. «Не навредить» в процессе контроля – важная задача педагога. В процессе осуществления традиционного контроля некоторые педагоги переносят свое отношение к учащихся на процесс оценивания знаний и умений учащихся. Процесс оценивания также может зависеть и от состояния педагога. В процессе контроля осуществляем индивидуальный подход и ориентируемся на предельные возможности учащихся.

 

Виды рейтингового контроля Методы рейтингового контроля Средства контроля
Текущий контроль • Выступления на семинарах • Выполнение лабораторных работ • Выполнение индивидуальных заданий • Критерии оценки устных ответов • Вопросы изучения темы семинара • Вопросы для обсуждения • Задания для ЛПР • Критерии оценки выполнения индивидуальных заданий
Виды рейтингового контроля Методы рейтингового контроля Средства контроля
Промежуточный контроль Письменная контрольная работа Задания смешанной формы: Ø развернутый ответ на вопрос Ø практическое задание на анализ, оценку, моделирование, проектирование
Виды рейтингового контроля Методы рейтингового контроля Средства контроля
Рубежный контроль (конец семестра) Зачет (экзамен) Зачетные билеты смешанной формы: Ø тесты Ø задачи, требующие развернутого решения Ø практические задания на анализ, на проектирование
Виды рейтингового контроля Методы рейтингового контроля Средства контроля
Итоговый контроль (завершение изучения дисциплины) Экзамен (зачет) Экзаменационные билеты смешанной формы: Ø Тесты Ø Задачи Ø Задания

27. Устное изложение

Основные методы устного изложения:

1. Рассказ – повествовательная форма сообщения учебного материала. Применяется в тех случаях, когда изучаемый материал имеет в основном описательный характер и логическую стройность.

2. Объяснение – устное изложение учебного материала, в процессе которого преподаватель применяет различного рода рассуждения: сравнение, сопоставление, обоснование, вывод закономерностей.

3. Лекция – целостное и последовательное изложение материала, по крупным принципиально важным вопросам учебных программ. Различают лекции вводные, тематические, обзорные, заключительные.

Общие требования к устному изложению:

1. Высокая идейность содержания

2. Научно техническая достоверность

3. Логическая стройность

4. Доходчивость и доступность

5. Доказательность и убедительность

6. Образность

7. Стимулирование внимания и активности уч-ся

8. Четкость и явность главной мысли на каждом этапе

9. Эмоциональность по форме и содержанию высокая техника речи преподавателя




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.