Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления культурной политики Австралии




Специфика образа и содержания досуга в мире ислама (Иран, Турция, Египет)

В арабском языке слово «уакт ал-фараг» обозначает понятие «досуг» и дословно переводится как «свободное время». Таким образом, досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не явля­ется его обязанностью. Подобный взгляд типичен для мусульманской этики и приводит к эклектике в понимании термина, ибо смешивает до­суг с игрой, отдыхом и просто бездельем.

Определение досуга в научной литературе мусульманского Востока можно условно разделить на две группы:

I. Наиболее традиционная концепция - досуг как пассивное созер­цание (типична для Ближнего и Среднего Востока). Традиция подобного времяпрепровождения, по преданию, была заложена самим основателем ислама пророком Мухаммедом, когда он уединялся для размышлений о Боге и всем сущем. Досуг при этом связывается с высоким интеллектом и выступает прерогативой мужчин.

II. Концепция досуг как деятельность т.е. форма активной социаль­но-культурной деятельности. Она находит признание в странах с высо­ким уровнем секуляризации - Турция, Египет, Индонезия.

Основные характеристики досуга в исламе включают:

- досуговые традиции определяются базовыми принципами ислама, поэтому образ жизни мусульман претерпевает изменения не столь силь­но, как на Западе, несмотря на широкое распространения в отдельных странах средств коммуникации и новых технологий;

- ведущей формой досуга выступает прикладное творчество, соче­тающее отдых и труд по благоустройству быта. Ограничения и запреты на изображения людей и животных, существующие в исламе, привели к развитию самобытных направлений в прикладном искусстве - орнамен-талистике и каллиграфике;

- отмечается явная недооценка рекреативно-развивающего потен­циала свободного времени (пропагандируемая религиозно-экстатическая любовь к богу гасит другие интересы личности: стремление к самообра­зованию, самореализации через те или иные виды искусства, к физиче­скому самоусовершенствованию);

- преобладают пассивные виды и формы отдыха. Экстремальные климатические условия, особенно в летний период, способствуют затра­те больших физических сил в течение дня, поэтому много времени ухо­дит на восстановление сил: популярны послеполуденный сон, просмотр телепередач (особенно популярны египетские телесериалы, полные лю­бовного мелодраматизма), встречи и общение с друзьями, соседями и родственниками. Спортивные игры и развлечения, популярные на Запа­де, не приживаются на мусульманской почве в силу того, что существует запрет на обнажение тела как для женщин, так и для мужчин, а без соот­ветствующей экипировки занятия практически теряют смысл;

- отмечается негативное отношение к формам развлекательно-игрового досуга, принятым на Западе, поскольку в Коране существует запрет на алкоголь, азартные игры, обнажение тела. В силу этого в странах мусульманского Востока не получили распространения казино, тотализа­торы, дансинги, дискотеки, бары и т.п. (исключение составляют крупные города Египта и Турции, где уровень секуляризации достаточно высок);

- сохраняется культурная дистанция между полами, вследствие че­го имеются значительные различия в содержании досуга мужчин и жен­щин. Как правило, мужской досуг предусматривает практически еже­дневные встречи и общение в определенном месте, по-разному называе­мом у тех или иных народов - чайхана, макга, дом холостяков и т.п. Та­кие уличные или деревенские клубы, как правило, представляют собой многофункциональный комплекс, состоящий из просветительной, рекреационно-развлекательной, общественной деятельности. Так, во многих исламских странах функционирование подобных клубов приводило к изменениям в общественно-политической жизни страны - возникая спонтанно, впоследствии они перерастали в широкие идеологические движения. Вне зависимости от степени политизированности, их общей чертой следует считать элемент позитивной направленности, выражен­ной в сплоченности, солидарности и взаимопомощи людей.

Основную аудиторию посетителей выставок, фестивалей, лекций, литературных чтений и театральных постановок также составляют муж­чины. Женщины больше заняты домашним хозяйством и детьми, они более набожны и склонны соблюдать предписания Корана. Другими словами, сферы досуговых интересов мужчин и женщин традиционно мало пересекаются, хотя в странах с высоким уровнем секуляризации распространены семейные выезды на природу, в парки и зоны отдыха, туристские поездки.

19. «Эпоха культуры» как концепция постмодернизации в Японии.

За последние сто лет Япония неоднократно переживала периоды так называемой интернационализации, причем каждый из них был специфи­чен: вестернизация (период модернизации конца XIX в. - начала XX в., когда Япония перестала быть «закрытой» страной), американизация (пе­риод после второй мировой войны), японизация (период японского эко­номического «бума» 70-х годов). В 80-е годы Япония вступила в новый, постмодернизационный период своего развития.

Всякий раз на попытку вторжения чужой культуры японцы отвечали не только активным восприятием и синтезом, но и активным отторжени­ем, которое выливалось в «бум национального самоанализа», подразу­мевающий фетишизацию исторического прошлого, призывы вернуться к национальным японским традициям, к затворничеству.

В 70-е годы - последняя волна националистического «бума», когда Япо­ния творчески переработала достижения западной культуры и получила зва­ние «страны № I». На гребне экономических успехов появились концепции уникальности японского национального характера и превосходства японской культуры. Действительно, японизация имела резонанс во всем мире: повсюду открывались школы японских боевых искусств, оригами, икэбана, получил распространение дзэнбуддизм. на европейских и американских предприятиях предпринимались попытки ввести японскую форму и этику патерналистских взаимоотношений между начальником и подчиненным.

Несмотря на живой интерес к «японскому чуду», к концу 70-х годов во многих странах мира проявилось усиление антияпонских настроений. Выяснением причин непопулярности японцев занялись не только прави­тельственные организации, но и частный бизнес. Стало понятно, что су­ществование на прежних позициях - невосприимчивости чужих культур -уже невозможно: это принесло бы проигрыш в экономическом развитии.

Важным фактором перестройки должна была стать культура. На пра­вительственном уровне выработалось понимание того, что поддержка культуры - не вынужденная подачка, но взаимовыгодный процесс, по­скольку культура оказывает корректирующее воздействие на рыночные кризисы. Вложения в культуру в долгосрочном масштабе являются вло­жениями в экономическую эффективность. В 1979 г. глава кабинет Охира издал специальный документ «Эпоха культуры», где изложил официаль­ный курс внутренней и внешней жизни Японии на перспективу.

Основная суть документа сводилась к следующим направлениям деятельности:

1. Культура должна стать важным объектом капиталовложений японских монополии.

Одной из первых корпораций, вложивших деньги в популяризацию японской культуры, была корпорация «Мацусита дэнки»: была создана галерея японской живописи, выделены фанты американским ученым, работающим над традиционным японским искусством.

Особого внимания заслуживает деятельность фонда Тойоты. Он был основан в 1974 г. и с начала 80-х годов ориентировал свою деятельность на развивающиеся страны:

- программа «Узнай своего соседа» включала взаимные визиты, симпозиумы по гуманитарным вопросам и самобытности культур;

- издание словарей и переводов японской литературы;

- организация совместных археологических и этнографических экспедиций;

- реставрация храмов;

- симпозиумы по проблемам социализации и обучения детей в би-культурной среде.

2. Другое направление деятельности - межнациональное общение на уровне личностных связей предполагало:

- обмен студентами и преподавателями других вузов;

- расширение курсов и кафедр японского языка в других странах;

- формирование общественного мнения средствами массовой ин­формации. Япония занимала ведущее место в развитии сети спутниково­го телевидения, значительная часть телецентров в странах региона ос­нащена японским оборудованием, не говоря уже о бытовой аудио-, ви­део- и телетехнике. Таким образом, в сознании народов закреплялся об­раз Японии как страны, дающей возможность приобщиться к многообразию современного мира;

- активный культурный обмен. Гастроли театра Кабуки и Но, вы­ставки японской живописи, нецке и пр. способствовали тому, что тради­ционное искусство утрачивало свою закрытость, происходило рассекречивание тайн икэбаны, чайной церемонии, воинского искусства и даже японского стихосложения. В различных странах мира появились после­дователи, причем не японцы. Таким образом, традиционное искусство превратилось в достояние мировой культуры, а не японских монополий;

- еще один аспект развития межличностных контактов - помощь в передаче технологий через волонтеров. Организация «Волонтеры со­трудничества Японии с зарубежными странами» имела многолетний опыт помощи развивающимся странам, осуществляя передачу технологий культивирования риса, ирригации, сферы обслуживания и культуры. Помимо этого японцы всегда уделяли много внимания психологическим факторам и внедрению японской культуры труда - общая форма одеж­ды, гимн предприятия, этика псевдосемейных отношений в фирме пере­носились ими не менее эффективно, чем технологические процессы.

 

 

В Австралии ни на федеральном уровне (правительство Австралий­ского Союза), ни на уровне штатов нет четко сформулированного и зафик­сированного документально плана культурной политики, хотя в офици­альных программах основных политических партий отражены практиче­ски все проблемы, относящиеся к этой области. Культурные учреждения и фонды формулируют свои предложения по вопросам развития культуры и ее финансирования, составляют программы осуществления тех или иных проектов и указывают на приоритетные направления, а правительствен­ные структуры принимают соответствующие решения.

Население страны - многонационально, причем в последние годы неуклонно увеличивается численность австралийцев, родившихся за пределами Австралийского Союза, а также иммигрантов, подданных других государств. Поэтому первоочередной задачей культурной поли­тики федерального правительства является обеспечение права этниче­ских меньшинств на самостоятельное культурное развитие. Наибольшее внимание уделяется: поощрению национальных талантов (выявление особо одаренных людей и оказание им всемерной поддержки; стимули­рование каждого индивида к совершенствованию в той или иной сфере);

просветительской работе среди различных групп населения о непрехо­дящем значении любого культурного наследия. Важно, что в обществе растет осознание тесной взаимосвязи между сохранением национальной самобытности и общим уровнем развития культуры в стране.

В наибольшей степени делами культуры занимается Министерство культуры, спорта, по вопросам окружающей среды, туризма и террито­рий. Однако другие министерства также имеют отношение к во­просам культуры: например. Министерство иностранных дел, в том числе отвечающее за программы по куль­турному обмену. Министерство иммиграции и по делам этнических групп. Кроме того, прави­тельство Австралийского Союза специально учредило ряд государствен­ных должностей, призванных курировать отдельные направления куль­турного развития (сохранение культурного наследия, расширение сети национальных галерей, усовершенствование национального радиовеща­ния и телевидения и пр.).Важную роль в культурной политике Австралии играют правитель­ства штатов. Они не только принимают деятельное участие в националь­ных программах культурного развития, но и составляют собственные, изыскивая средства на их осуществление. В последнее время заметно и» авизировались муниципальные организации.В Австралии ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов нет специального законодательства в области культуры. Принимаются от­дельные нормативные акты, регламентирующие деятельность тех или иных культурных организаций, государственных служб или конкретных л и II. Важное место в законодательстве страны занимают принятые Авст­ралией Международная конвенция об авторских правах, и государствен­ный билль о защите авторских прав, а также нормативные акты в области культуры, принятые министерством культуры, спорта, по вопросам окружающей среды, туризма и но делам территорий.В Австралии ни на федеральном уровне, ни на уровне внеправительственных структур не составляются планы культурного развития I граны. И, тем не менее, в этой области наблюдается хорошая организа­ция. Этим занимаются: Объединение по культурным мероприятиям Ко­миссии по австралийским фильмам, финансирование программ, направленных на при­общение австралийцев к искусству кино, помощь в проведении форумов, семинаров, конференций по различным проблемам культуры, эстетики, национального кино и видеопроизводства и пр.); Национальная библио­тека Австралии (координация деятельности публичных библиотек стра­ны по формированию коллекций и в области управления; в будущем предполагается создание единого библиотечного фонда Австралии, ча­стью которого станут и коллекции Национальной библиотеки); Мини­стерство культуры, спорта, по вопросам окружающей среды, туризма и по делам территорий (реализация программ по сохранению и пропа­ганде культурного наследия страны, в первую очередь; национальных коллекций; совершенствование информационной деятельности в области культуры); Объединение по культурному развитию землячеств при Ав­стралийском Совете (ССОН; создание условий для активного участия национальных общин и землячеств в развитии коренных культур; со­ставление программ обучения, в том числе традиционным ремеслам;совершенствование теории и практики культурного развития этнических меньшинств; поддержка местных организаций, этнического радио и те­левидения).Развитие индустрии культуры и сферы досуга является прерогативой. правительства. Так, в 1988 году на нужды многочисленных служб, ве­домств и агентств, занятых в этих областях, а также на производство рекламных товаров и сувениров правительством было выделено более 14 млрд. долларов США (общие же федеральные расходы на организа­цию отдыха и культуру составили 3,5 млрд. долларов США). Центральным органом, контролирующим развитие индустрии культуры, является Австралийское Бюро Статистики. Соглас­но разработанной им структуре, 10 категорий «объектов», в свою очередь, состоящих из 16 более крупных и 54 более мелких подразделений) сферой индустрии культуры охвачены: памятники и «музеи под открытым небом»; литера­тура и библиотеки; музыка; сценические искусства; изобразительное искусство и музеи; кино- и видеопродукция; общественные и прави­тельственные организации, занимающиеся вопросами культуры и досу­га; спорт, развлечения; службы, отвечающие за безопасность; естествен­ная природная среда.

21. Опыт организации культурно-досуговой деятельности с подростками в скаутских организациях. Важную роль в социальном воспитании подрастающего поко­ления на Западе играют различного рода неформальные доброволь­ные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании (1907г. полковник англ. армии Баден Пауэлл), скаутское движение распространилось по всему миру. В 1915 – 1917гг. перешло в Россию. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, приви­тие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей сре­де, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов че­ловек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием опре­деленной части современной западной молодежи сковывать себя же­сткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скау­тов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и со­циально-психологического порядка. Но основной причиной следует считать трудности переходного периода российской действительно­сти. По всей вероятности, российское общество еще не готово к вне­дрению форм и методов, требующих значительных материальных и финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, не­обходимые средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция ро­дителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пя­тая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и яв­ляются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомят­ся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, прини­мают участие в дискуссиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.