Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля – это сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели




Физиологической основой воли является взаимодействие второй сигнальной системы с первой. Характеристика волевых действий бывает различной. Если действие новое, трудное, оно требует значительных волевых усилий. При обычных автоматизированных действиях воля выражена слабо, а при аффектированных состояниях волевой контроль может быть либо ослаблен, либо полностью потерян.

Волевые действия разделяют на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Уровень сформированности воли человека характеризует сложные волевые действия и поступки, например, осуществление мечты, овладение профессией и др. Сложное волевое действие включает в себя три звена: осознание и постановка цели, планирование, исполнение. Таким образом, волевое действие – это сознательный акт, стимулом которого являются различные потребности, преобразующиеся в желания. Желание выражает хорошо осознанный мотив, однако наряду с осознанностью важную роль играет доступность решения поставленной задачи, т.е. использование имеющихся знаний, умений, навыков, способностей. Важно также, чтобы поставленные цели требовали волевых усилий, преодоления трудностей, т.е. проявления таких черт личности, как решительность, настойчивость, самостоятельность. Развитие перечисленных волевых свойств личности достигается главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно с формированием убеждений, мировоззрения, идеалов.

Как отмечалось, воля развивается и формируется в процессе воспитания и обучения. Уже в дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей выявляются волевые действия. Дошкольники умеют контролировать своё поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами, осмысливают целесообразность и правильность волевых действий. С момента школьного обучения происходит значительное совершенствование воли у ребёнка, так как специфика учёбы обязательно требует волевых усилий и действий, таких, как целенаправленность восприятий, внимание, усидчивость, организованное наблюдение и др. Важным фактором воспитания воли у ребёнка является его активное участие в жизни коллектива, так как он стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в общества.

Изучение волевых качеств личности у умственно отсталых детей (Н.Л. Коломинский, И.П. Лаужикас, М.Г. Царидзе) показывает большую зависимость их поведения от конкретной ситуации. Дети-олигофрены младшего возраста не умеют контролировать свои желания и поступки, подчинять своё поведение выдвигаемым требованиям. Л.С. Выготский видел причину безволия у умчтвенно отсталых детей в «дефекте владения собственным поведением».

В исследовании И.П. Лаужикаса показано, что волевые качества учащихся разных клинических групп различны. Так, основной контингент учащихся вспомогательной школы – дети с неосложнённой формой олигофрении – при выполнении экспериментального задания отчётливо проявили настойчивость, целенаправленность, выдержку. Для олигофренов с психомоторной расторможенностью затруднены осознание задачи действия, порядок её выполнения, проявление внимания, сдержанности. Олигофрены с явлениями заторможенности инактивны к содержанию предлагаемого задания, они равнодушны и апатичны. Эти дети особенно нуждаются в развитии активности, решительности, настойчивости.

Недоразвитие волевых качеств у детей-олигофренов объясняется инертностю нервных процессов, ослабленной замыкательной функцией коры головного мозга, а также некоторыми неблагоприятными условиями социального развития, что усугубляет первичный дефект. К таким сопутствующим факторам можно отнести отсутствие родительской опеки либо чрезмерное её проявление, неверие ребёнка в возможность своего развития.

Несмотря на то, что уровень мотивации недостаточно высок, ответы учащихся свидетельствуют об их способности адекватно использовать суждения об их окружающей жизни. Логичность мотивации говорит о том, что умственно отсталые подростки руководствуются основными требованиями коммунистической морали, самостоятельно их оценивают, а это немаловажно для воспитания человека, вступающего в жизнь.

Таким образом, несмотря на своеобразие формирования эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов, они имеют значительные потенциальные возможности, способствующие развитию волевых качеств личности. Этот процесс динамичен, он складывается длительно и напрямую связан с содержанием, формами и методами педагогического коррекционного воздействия, учитывающего структуру дефекта, индивидуальные особенности развития каждого ученика, систему профессиональной, бытовой и других видов ориентации, с целью включения умственно отсталого ребёнка в жизнь на правах производителя общественных благ.

 

 

Используемая литература:

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986.
  2. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1962. – С. 225 – 266.
  3. Певзнер М.С. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей // В кн.: Воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Г.М. Дульнева.- М., 1961.
  4. Выготский Л.С. Проблемы обучения умственного развития в школьном возрасте // М., 1956.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.