Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о волевой сфере человека




План.

ТЕМА: ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

1. Понятие об эмоциях, чувствах. Основные формы переживания чувств.

2. Понятие воли в психологии. Структура волевого акта.

3. Волевые качества и их роль в формировании личности.

Литература.

1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. -4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1.

3. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагог. образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2001.- 448с.

4. Общая психология./ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский и др.. – М.: Просвещение – 1986.

5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – Воронеж – 2002г.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: «Академия»- 2002.

7. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1994.

 

1. Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.).

Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набрасывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Он нередко подчиняет и сознательно ущемляет органические потребности ради более высоких, специфически человеческих духовных потребностей. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, исследованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимический (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как облегчение.

Следует, однако, помнить, что с жизненным опытом люди, как правило, приобретают определенные умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие. Поэтому для распознавания эмоций, действительно переживаемых человеком в данный момент, необходимо наблюдать за проявлениями эмоций в различных ситуациях.

2. В зависимости от того, какое состояние - активное или пассивное - вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (от греческого слова «стенос» - сила) и астенические («астенос» - слабость, бессилие) эмоции.

Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т. д.

Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность.

Чувства обычно классифицируют по содержанию (моральные, интеллектуальные, эстетические) и по силе стремления к объекту (страсти и увлечения).

Моральные, или нравственные, чувства - это чувства в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам человека относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением - системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это - радость искания при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости, чувство трагического и комического.

Чувства могут быть квалифицированы не только по их содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единой цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Будучи выражением глубоко избирательного отношения личности к миру, страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества, - положительные. Страсти же, определяемые эгоистической установкой личности, следует рассматривать как отрицательные.

Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импульсивным, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть. Увлечение может перерасти в страсть и может существовать рядом с имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней.

Основными формами переживания чувств Р. М. Грановская выделяет аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно эмоции - более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Чувства - еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью. Находится в большой зависимости от состояния здоровья, общей удовлетворенности жизнью.

Стресс - эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

1) реакция тревоги;

2) сопротивление;

3) истощение.

По мнению Г. Селье, стресс - неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие - активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т.д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например, на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.п. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия - внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могу выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т.д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями, например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цель и действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действия. Однако, ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.