Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. Ю. Лермонтов




Уровень полевой реактивности

 

На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил…

 

Первый уровень аффективной организации, по-видимому, исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации. Самостоятельно он может выступать лишь в условиях тяжелой психической патологии, однако его значение как фонового уровня велико и в условиях нормы.

В русле осуществления аффективно-смысловой адаптации к окружающему этот уровень участвует в решении наиболее базальных задач защиты организма от разрушающих влияний внешней среды. Его приспособительным смыслом является организация аффективной преднастройки к активному контакту с окружающим: предварительная примитивная оценка самой возможности, допустимости контакта с объектом внешнего мира еще до непосредственного соприкосновения с ним. Этот уровень обеспечивает постоянный процесс выбора позиции наибольшего комфорта и безопасности.

Аффективная ориентировка на этом, низшем уровне направлена на оценку количественных характеристик воздействия внешней среды1. [1Это соответствует представлению Р. Хайдна о том, что оценка количества, являясь важнейшим параметром раздражителя, возникает раньше оценки его качества (1975. С.2—35).] Важнейшим аффективным релизером здесь является изменение интенсивности воздействия, в связи с чем особый аффективный смысл для субъекта приобретает, движение объектов относительно него. Существенной также является здесь неэффективная оценка пространственных пропорций предметов, их расположения относительно друг друга и субъекта. Можно думать, что именно эти данные заключают в себе аффективную информацию о потенциальной возможности их движения. Пространственные пропорции сигнализируют о степени устойчивости, равновесии объектов, возможности свободного движения между ними и в то же время о гарантиях защищен­ности субъекта ближними объектами от неожиданного воздей­ствия дальних.

Для аффективной ориентировки этого уровня характерно, во-первых, то, что она происходит вне активного избирательного контакта с окружающим, в пассивном запечатлении дистантных воздействий; во-вторых, то, что информация в ней воспринимается не как ряд отдельных аффективных сигналов, а, скорее, как целостное симультанное отражение интенсивности воздействия всего психического поля в целом. Здесь аффек­тивно оценивается некая карта «силовых линий» психического поля.

Аффективное переживание на этом уровне еще не содержит явной положительной или отрицательной оценки полученного впечатления. Оно связано лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта в психическом поле. Ощущение дискомфорта очень мимолетно, нестойко, потому что оно мгновенно вызывает двигательную реакцию, перемещающую индивида в про­странстве, и смутно переживается лишь как сам миг ее ини­циации.

Интересно, что при попытках осознания смутных аффектив­ных впечатлений этого уровня выясняется, что их практически невозможно выразить вербально. Максимум, что можно сделать в этом случае, это сказать: «Что-то заставило меня обернуть­ся», или «Чем-то мне это место сразу не понравилось», или «Здесь чувствуешь себя удивительно легко». Необходимо так­же подчеркнуть, что эта форма примитивной аффективной оценки ограничена непосредственной ситуацией ее данным момен­том и почти не оказывает активного влияния на последующее поведение субъекта. (Видимо, это и есть то самое смутное «первое впечатление», за наследование которому мы так часто упрекаем себя потом.)

Тип адаптивного аффективного поведения, характерного для данного уровня, наименее энергоемок, чрезвычайно прост, но адекватен для решения круга его задач. Выбор пространствен­ной позиции, оптимальной для психического комфорта, осущест­вляется бессознательно, автоматически, в пассивном движении по «силовым линиям» поля — приближением к объектам, воз­действующим в режиме комфорта, и удалением от дискомфортных влияний2. [2На ранних этапах онтогенеза стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызывать реакции приближения, а стимулы большей интенсивности — реакцию удаления от источника воздействия (Schneirla,1959).] Оценка воздействия как дискомфортного может возникать не сразу, а по мере его накопления во времени3. [3Кроме того, В. Вундт (1912) говорит о возможности изменения исходной положительнон оценки воздействия на отрицательную при чрезмерной длительности.]

Пассивное, определяемое извне движение может быть сравнимо с примитивными психическими тропизмами. Единственным аффективным механизмом этого уровня, охраняющим человека от воздействий разрушающей силы, выводящим его в позицию безопасности и комфорта, является аффективное пресыщение. Как известно, именно оно предупреждает возникновение физиологического истощения, представляющего реальную опасность для организма.

Это еще очень примитивный механизм, регуляции взаимодействия с окружающим. Он наименее избирателен — реагируя только на интенсивность, не оценивает качества воздействия и организует наиболее пассивные формы поведения. Реакции субъекта здесь определяются только внешними воздействиями. Пассивно уклоняясь от сверхсильных раздражений, он занимает максимально комфортную позицию.

В то же время этот аффективный механизм, несмотря на всю eгo примитивность, необходимо участвует в развитых формах эмоциональной регуляции. Это понятно, так как переживание любой степени сложности включает в себя параметр интенсив­ности. Этот уровень во многом определяет человеческое пове­дение в жилой среде: обживание двора, улицы, выбор места отдыха. Можно проследить фоновый вклад первого уровня в регуляцию процесса общения, где он, определяя аффективную дистанцию контакта, обеспечивает индивиду безопасность и эмоциональный комфорт.

Этот уровень аффективной регуляции, вероятно, вносит важный вклад и в организацию процесса творческого решения задач. Усмотрение новых целостных структурных отношений в окружающем во многом, видимо, связано с подключением к поиску решения этого базального уровня ориентировки. Такая тесная связь творческих процессов с базальными уровнями аффективной организации, возможно объяснит присутствие в них элементов непредсказуемости, неосознанности, слабости активной произвольной организации, ощущение решения как наития. Ощущение красоты, гармонии является, первым сигналом пра­вильности возникающего решения4. [4Примером может служить открытие формулы ДНК Уотсоном и Криком. Как вспоминают авторы, ими были созданы модели возможных структур ДНК, из которых они выбрали самую «красивую». Именно она получила подтверждение при дальнейшем исследовании (Уотсон Дж. Двойная спи­раль. М., 1969).]

Как и более сложные уровни аффективной организации, первый уровень вносит свой специфический вклад в поддержа­ние психической активности, регуляцию тонуса аффективных процессов. Как низший уровень, он обеспечивает организацию наименее энергоемких пассивных, реакций и осуществляет наи­менее избирательную регуляцию аффективного тонуса. По­скольку он наиболее чувствителен к пресыщению, то и отвеча­ет за снятие сверхсильного напряжения как положительного, так и отрицательного, поддерживая состояние аффективного комфорта. Поддержание такого состояния покоя обеспечивается стимуляцией человека специфическими, витально значимыми для этого уровня впечатлениями. Как уже отмечалось выше, - они связаны с переживанием аффективного комфорта в про­странстве, дающим субъекту ощущение равновесия в окружающем.

Кроме того, аффективно значимыми на этом уровне являют­ся впечатления динамики интенсивности внешних воздействий; движения, изменение освещения, пространственных соотноше­ний в окружающем. Эта динамика «дыхания» внешнего мира в некоторых пределах интенсивности не воспринимается субъек­том как побуждение к непосредственной двигательной реакции, а, наоборот, погружает его в состояние «завороженности», до­ставляя то же чувство глубокого аффективного умиротворения, покоя.

Обращаясь к аффективному опыту читателя, мы рассчиты­ваем, что каждый, вероятно, может вспомнить свою зачарованность в детстве движением пылинок в солнечном луче, мелька­нием теней от забора, созерцанием орнамента на обоях, движением по узору плиток на тротуаре. Каждый знает умиротворяющую роль созерцания бликов воды и огня, движений листьев и облаков, улицы за окном, гармоничного пейзажа. Эти витально необходимые ему впечатления человек получает как в связи с независимой от него динамикой внешнего мира, так и собственным движением в нем. Однако и в том и в другом случае они связаны с отрешенным созерцанием происходя­щего вокруг, как бы погружением и растворением в нем.

В процессе психического развития, усложнения эмоциональной жизни субъект начинает ощущать все большую потребность в поддержании душевного равновесия, снятии напряжения. B связи с этим на основе элементарных впечатлений первого уровня начинают формироваться активные психотехнические приемы стабилизации аффективной жизни.

Примером разработки приемов прямого активного воздействия подобными впечатлениями могут служить некоторые традиционные восточные способы обретения душевного равновесия. «Стимуляция, человека элементарными «чистыми» впечатлениями этого уровня, сосредоточением, например, на колебании пламени свечи, сознательное активное чередование восприятия фигуры и фона в зрительном поле дают ему возможность произвольного достижения состояния глубокого покоя, растворения в окружающем. Подобные приемы в настоящее время входят в состав общепринятых систем психотерапии и аутотренинга. Они используются и в случаях необходимости экстренного вмешательства в регуляцию эмоциональных процессов, в медицинской практике, в адаптации индивида к экстремальным условиям.

В обычной жизни мы также испытываем постоянное, активно охраняющее влияние этого уровня, но оно осуществляется более опосредованно, пространственной организацией всей окружающей среды. Гармоническая организация интерьера жилища, пропорций одежды, предметов обихода, самого дома человека, окружающего пейзажа вносят покой, гармонию и в его внутреннюю эмоциональную жизнь. Приемы такой эстетической организации окружающего накапливаются в семейных, национальных, культурных традициях. Традиционный культурный уклад жизни сосредоточивает субъекта на этих необходимых для него впечатлениях, помогает ему присвоить психотехнические приемы эстетической организации среды.

Эстетическая организация является необходимой для любого уклада жизни человека. Мы знаем, какое значение прида­валось ей в традиционном крестьянском быту, какие силы, не­смотря на суровость условий жизни, тратились, например, на орнаментальное украшение жилища, одежды, орудий труда, предметов быта. Мы знаем также, какого утонченного развития достигают эти приемы с развитием цивилизации, как изощря­ется эстетика архитектурных пропорций, планировки садовых парковых ансамблей с их культурами регулярного или пейзажного стиля, сада камней, фонтанов. Ни одно тонизирующее и аффективно стабилизирующее впечатление от искусства, ар­хитектуры не обходится, конечно, без вклада ощущения соразмерности, гармонии, обеспечиваемого первым уровнем.

Можно сказать, что, выполняя фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему, обеспечивая тоническую регуляцию аффективных процессов, этот уровень осуществляет и свое культурное развитие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.