Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. С. Пушкин




Уровень стереотипов

 

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод,

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой находит сон, чредой приходит голод…

 

Второй уровень аффективной организации является следующей ступенью углубления аффективного контакта со средой и осваивает новый слой аффективных реакций. Он играет важней­шую роль в регуляции поведения ребенка первых месяцев жиз­ни, в отработке его приспособительных реакций — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью, затем развивается как необходимый фоновый компонент слож­ных форм адаптации, определяя полноту, своеобразие чувствен­ной жизни человека.

Основной адаптационной задачей этого уровня является ре­гуляция процесса удовлетворения соматических потребностей. Второй уровень устанавливает аффективный контроль за функ­циями самого организма, упорядочивает психосоматические ощущения и аффективно связывает их с внешними сигналами о возможности реализации потребности, фиксирует способы удовлетворения. Можно сказать, что основной задачей этого уровня является адаптация субъекта к окружающему, выра­ботка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ним.

Этот шаг в переходе к активной избирательности в адапта­ции к окружающему обусловлен усложнением аффективного ме­ханизма регуляции поведения. Мы наблюдаем, что на первом уровне поведение субъекта целиком определяется механизмом аффективного пресыщения. При его господстве субъект оцени­вает впечатление только по параметру интенсивности и пассив­но подчиняется внешним воздействиям. Собственная активность его при этом минимальна. Второй уровень ограничивает равно­мерное действие механизма пресыщения и тем преодолевает диктат внешнего поля, обеспечивает возможность активного выделения и воспроизведения определенных впечатлений. Это происходит за счет введения второго параметра аффективной оценки. Усложняется аффективная структура психического по­ля: оценку воздействия по интенсивности начинает коррегировать оценка его качества — соответствия или несоответствия витальным нуждам организма. Положительные переживания становятся более устойчивыми к пресыщению, что обеспечивает субъекту возможность активного сенсорного контакта со средой во все время удовлетворения потребности. В то же время, субъект приобретает повышенную чувствительность к любым нарушениям процесса удовлетворения потребности. Такие впе­чатления оцениваются как дискомфортные вне зависимости от интенсивности воздействия. Так возникает примитивная аффек­тивная избирательность в контакте с окружающим.

На этом уровне качественно оцениваются сигналы из окружающего и внутренней среды организма. Здесь аффективно осваиваются ощущения всех модальностей: вкусовых, обонятельных, слуховых, зрительных, тактильных и трудно диффе­ренцируемые комплексные ощущения соматического благополучия и неблагополучия. При этом наиболее аффективно значимыми являются элементарные сигналы внутренней среды организма. Именно они, соединяясь с исходно нейтральными внешними впечатлениями, аффективно упорядочивают их. Так, в аффективном распространении «от себя» происходит превращение нейтральных ощущений в значимые, насыщение внешнего поля внутренним индивидуальным смыслом.

В связи с сосредоточенностью этого уровня на аффектнвной регуляции ритмически организованных соматических процeccoв и на выработке стереотипов удовлетворения потребности, основанных на повторяемости внешних условий, этот уровень проявляет особую чувствительность к различным ритмическим воздействиям. Если для первого уровня аффективной ориентировки характерна была направленность на пассивное симультанное отражение воздействия психического поля в целом, то здесь уже происходит выделение простейшей временной, сукцессивной организации впечатлений.

Как пример первых успехов этого уровня аффективной ориентировки можно выделить усвоение ребенком режима кормления, установления аффективной связи между видом бутылочки и удовольствием от еды, появление предвосхищающей позы перед взятием на руки и т. п.

Эмоциональное переживание на втором уровне ярко окрашено удовольствием и неудовольствием. Как приятные на этом уровне переживаются впечатления, связанные с удовлетворением потребности, сохранением постоянства условий существо­вания, привычного временного ритма воздействий. Неприятны, болезненны здесь впечатления, связанные с помехами в удовлетворении желания, свидетельствующие об изменении условий жизни и неадекватности сложившегося аффективного стереотипа поведения. Характерно, что здесь отрицательно переживается и само напряжение потребности, неудовлетворенного желания. Ситуация нарушения привычной аффективной связи и задержка уже «заявленного» приятного ощущения здесь почти непереносимы. Этот уровень «не любит», не может ждать. Непереносимость сенсорного дискомфорта, нарушения режима характерны для детей раннего возраста, когда второй уровень играет важнейшую роль в адаптации. В тяжелых случаях раннего нарушения аффективного развития, когда ведущим в приспособлении к окружающему длительно остается второй уровень, ребенок и более старшего возраста со страхом воспринимает изменения в окружающей обстановке, нарушение привычного режима, оценивает задержку исполнения желания как катастрофу.

Переживание на данном уровне тесно связано с. сенсорным ощущением. Как обсуждалось выше, аффективная ориентировкa осуществляется проецированием вовне внутренних состояний, связыванием сложных дистантных впечатлений более элементарными вкусовыми, контактными, обонятельными. Аффективное переживание поэтому здесь тоже является, комплексным соединением простого и сложного. Этому уровню мы обязаны переживаниями синестезии. Каждый из нас знает, что цвет может быть ядовито-зеленым, вызывающим оскомину, звук может быть скребущим или бархатным, свет — режущим или мягким, а взгляд—липким., или острым, голос — сдобным, лицо —- смятым, мысли — грязными и т. п. Вспомним переживания героя чеховской повести: «Пока она пела, мне казалось, что я ем спелую, сладкую, душистую дыню» («Моя жизнь»).

Второй уровень обладает яркой и стойкой аффективной памятью6. [6Такая необыкновенная память описана А.Р. Лурия у испытуемого Ш., который воспринимал и запоминал образы окружающего как целый комп­лекс ощущений разной модальности (Маленькая книжка о большой па­мяти. М., 1968).] Случайное сенсорное ощущение может восстановить у человека даже, впечатления далекого прошлого. Это имеет огромное значение для аффективной адаптации человека. Второй уровень фиксирует устойчивую аффективную связь между впе­чатлениями и создает аффективный опыт сенсорного взаимодей­ствия, человека со средой, определяя его индивидуальные вку­сы. Можно сказать, что этот уровень аффективной организации в большой мере закладывает основы формирования, индивидуальности человека, и ребенок раннего возраста совершает большую работу, выявляя свои собственные пристрастия в сен­сорных контактах со средой. Аффективный образ мира на этом уровне его организации обретает определенность, устойчивость, индивидуальную окраску, но вместе с тем является еще комп­лексом ассоциативно связанных, чувственно ярко окрашенных впечатлений.

Типом поведения, характерным для этого уровня аффектив­ной адаптации, являются стереотипные реакции. Конечно, это еще очень примитивный уровень поведенческой адаптации. Ис­ходно он опирается, вероятно, на небольшой набор врожден­ных стандартных реакций, обеспечивающих приспособление новорожденного к матери, и удовлетворение его органических потребностей. Однако, в процессе психического онтогенеза вы­рабатывается и накапливается арсенал индивидуальных стерео­типов сенсорного контакта со средой, привычек, которым чело­век стремится следовать. Эти привычки определяют нашу осо­бую манеру контакта с миром: «привык пить горячий крепкий чай», «не ем мяса», «люблю купаться в холодной воде», «не переношу жары», «не терплю шумных мест», «предпочитаю обувь без каблуков», «люблю вставать рано», «не могу жить без сладкого», «меня тянет потолкаться в праздничной толпе» и т. п.

Аффективные стереотипы являются необходимым фоновым обеспечением самых сложных форм поведения человека. Отсутствие привычного сорта бумаги или потеря любимой ручки могут помешать процессу творчества ученого или писателя. По воспоминаниям О.Л. Книппер-Чеховой, отсутствие привычных духов настолько мешало ей в исполнении роли Раневской, что иногда дирекции театра приходилось отменять спектакль «Вишневый сад».

Аффективная фиксация субъектом способов контакта со средой дает ему возможность вырабатывать оптимальную для себя манеру взаимодействия с окружающим. С другой стороны, однако, эта особая аффективная избирательность может сделать субъекта и болезненно уязвимым к нарушению привычного стереотипа. Прекрасно адаптируя нас к привычным условиям, этот уровень оказывается несостоятельным в условиях нестабильных. Примером такой несостоятельности может служить вышеприведенный пример.

В процессе аффективно смысловой адаптации первый и второй уровни вступают в сложно организованное взаимодействие. Оба они направлены на разрешение единой проблемы аффективной адаптации человека к окружающему, но конкретные задачи одного полярны задачам другого. Если первый уровень обеспечивает пассивную аффективную адаптацию к динамике внешнего мира, то второй осуществляет приспособление окружающего к себе, устанавливая с ним стабильные отношения. Полярны и методы решения этих задач: первый настраивает на аффективное восприятие изменений, в окружающем; второй — на стабильные признаки; первый ориентирует на оценку целостного соотношения воздействующих сил, второй — на избирательное выделение из фона аффективно значимых сигналов; первый организует пассивное движение по силовым линиям поля, второй — собственные стереотипные реакции.

Второй уровень как более активный и сложно организованный в большей степени задает аффективный смысл поведения и является ведущим по отношению к первому. Он может, например, в определенных пределах подправить и даже подавить оценку первого, и аффективный сигнал «слишком сильно» начинает игнорироваться при положительной качественной оценке впечатления. Так, человек может с наслаждением глотать острую, обжигающую еду, пить ледяную, ломящую зубы воду и т. п. Здесь в совместном действии аффективные механизмы второго уровня контролируют решения первого.

Рассмотрим теперь вклад второго уровня аффективной ор­ганизации в осуществление тонической функции аффективной сферы — поддержания активности и стабильности аффективных процессов.

Как указывалось выше, направленность на активное взаимодействие со средой поддерживается на этом уровне ощущением удовольствия от благоприятного протекания внутренних соматических процессов и качественно приятного сенсорного контак­та со средой. Усиливая, фиксируя, разнообразя это удоволь­ствие, мы поддерживаем свою активность, устойчивость в кон­тактах с миром, заглушаем неприятные ощущения.

Таким образом, особенностью этого уровня является то, что он обеспечивает уже не общее равновесие, а избирательно усиливает стенические состояния и противодействует развитию астенических. На основе тонизирования соматической сферы развиваются многочисленные способы аутостимуляции, поддер­живающие радость от ощущения всей чувственной, фактуры окружающего мира и благополучия собственных проявлений в нем: здоровья, силы, красок, запахов, звуков, вкуса, прикос­новения. Удовольствие на этом уровне, как уже подчеркивалось выше, усиливается при ритмической организации воздействия.

Эта необходимая аутостимуляция происходит не только в процессе естественных обыденных и утилитарных контактов со средой. Очень рано у человека формируется специальное вле­чение к приятным сенсорным впечатлениям как к таковым. Уже младенец может начать сосать пустышку или палец, дополни­тельно получая, при этом приятные оральные впечатления. Он требует любимую яркую погремушку, с наслаждением прыгает в кроватке. Лепеча, получает удовольствие от игры со звуками. Позже эта потребность находит выражение в детском стрем­лении к движению ради ощущения радости самого движения, в играх с сенсорно яркими ощущениями — возне с водой, пес­ком, красками, светящимися и звучащими игрушками, в любви к ритмизации и рифмованию слов. Во взрослом возрасте мы боремся о пресыщением, ритмично постукивая ногой, а для того чтобы набраться бодрости, «прописываем» себе прогулки и бег, купание, ощущение травы и песка босой ногой, запах тополиной почки и т. п.

Аффективные механизмы тонизирования соматической сфе­ры в процессе культурного развития человека превращаются в сложные психотехнические приемы поддержания положитель­ных эмоциональных состояний. Культурные традиции накла­дывают запреты на примитивные способы самораздражения (сосание пальца, онанизм) и предлагают приемлемые образцы, дают направление их развитию. Субъект присваивает их (так же, как и психотехнические приемы первого уровня) под влия­нием культурного уклада жизни. Семейный, национальный уклад может привлекать специальное внимание субъекта к са­мым простым положительным сенсорным впечатлениям: воспи­тывать, например, умение получать наслаждение от глотка хо­лодной ключевой воды, ритма движения обычной крестьянской работы, но может развивать и все большую дифференциацию чувственного контакта со средой. Утоньшение вкусов может обусловливать и развить гурманство, сибаритство. Эти расходящиеся тенденции отражаются, например, в различных нацио­нальных кулинарных традициях.

Приемы активной стимуляции человека ритмически организованными сенсорными впечатлениями лежат в основе развития народных песен, танцев, пения с их тенденцией к ритмическому повтору, кружению, раскачиванию, прыжкам. Ими аффективно насыщаются, ритуальные действа, религиозные обряды и т. д. Более того, психотехнические приемы этого уровня во многом питают и развитие таких высоких культурных форм, как искусство музыки, живописи и даже литературы (особенно — поэзии), поскольку их аффективное воздействие на человека организуется ритмически и неотделимо от непосредственного чувственного переживания, обращения к аффективной памяти человека.

Рассматривая выше взаимодействие первого и второго уровня в аффективно смысловой организации поведения человека, мы говорили о возникновении между ними иерархических отношений, о том, что второй уровень как более активный начинает определять аффективный смысл поведения.

Взаимодействие же первого и второго уровней в осуществлении тонической регуляции аффективных процессов строится по-другому. Трудно найти культурный психотехнический способ аффективной регуляции, в котором были бы использованы приемы только первого или второго уровней. Как правило, они действуют совместно. Вопрос, «кто из них главный?», здесь часто звучит бессмысленно. Что аффективно доминирует в картине, безупречная композиция, экспрессия, формы или цвет? Возможно, и то и другое. Что наиболее воздействует в искусно, подобранном букете: его пространственная, цветовая организация или запах? По-разному может быть. Отношения уровней характеризуются большей степенью свободы, они оба могут доминировать и создавать аффективный фон друг для друга. Психотехнические приемы развиваются параллельно и поддерживают друг друга в решении единой задачи стабилизации аффективной жизни человека.

В неблагоприятных условиях может проявиться дисфункция второго уровня. В длительно психотравмирующей ситуации, при невозможности выхода из нее могут развиваться гиперкомпенсаторные действия, субъективно заглушающие неприятные угрожающие впечатления. Это нарушает баланс между смысловой и динамической функцией аффективной регуляции, и уровень теряет свой приспособительный смысл.

Пример такой дисфункции дают личные наблюдения Б. Бекельхейма в концлагере, где у части заключенных (другие называли их «мусульманами») появлялась склонность к раскачиванию и другим стереотипным движениям. Сосредоточиваясь на этих ощущениях, они переставали реагировать на окружающее. Сходные нарушения наблюдаются и при госпитализме, описанном Боулби и Спитцем у детей раннего возраста, длительно лишенных контакта с близкими. Здесь уже не столько острые травмы, сколько реально невосполнимый недостаток положительных впечатлений обусловливает развитие у детей гиперкомпенсаторных аутостимулирующих действий, создающих субъективный комфорт, но препятствующих развитию активного взаимодействия со средой. В основном эти аффективные аутостимулирующие действия связаны с раскачиванием, другими моторными стереотипиями, самораздражением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.