Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень экспансии




 

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья...

 

 

Боязнь, сопровождающая молодые наши

проказы, составляет и главную их прелесть. А. С.Пушкин

Третий уровень аффективной организации поведения представ­ляет следующую ступень развития эмоционального контакта со средой. Его механизмы, начинают постепенно осваиваться ребенком во втором полугодии жизни, и это позволяет ему пе­рейти к активному обследованию и освоению окружающего мира. Позже этот уровень сохраняет свое значение и обеспе­чивает нам активную адаптацию к ситуации нестабильной, когда аффективный стереотип поведения становится несостоятельным.

Активная адаптация к новым условиям предполагает возможность разрешения особого класса аффективно-смысловых задач: обеспечение достижения аффективно значимой цели в преодолении неожиданных препятствий на пути к ней. Преодоление препятствия, овладение неизвестной, опасной ситуацией — аффективная экспансия7 к окружающему миру является при­способительным смыслом этого уровня аффективной регуляции.

Рассмотрим, как складывался аффективный механизм этого уровня. Как говорилось выше, на первом уровне поле воздей­ствовало на индивида своими физическими характеристиками «и его задачей было «вписаться» в эти воздействия, найдя оп­тимальную позицию. Второй уровень ввел уже оценку поля не только по интенсивности, но и по качеству, в координатах своего соматического «Я».

На третьем уровне происходит дальнейшее усложнение структуры поля. В нем выделяются не только объекты желания, на и барьеры.

Это становится возможным благодаря тому, что положительные и отрицательные воздействие оцениваются здесь не сами по себе, а в общей структуре. При этом, однако, сама структура организована по закону силы: положительный заряд ее должен значительно превосходить отрицательные впечатления.

Целостная положительная оценка всего поля дает возможность сосредоточения на исходно неприятных впечатлениях не­ожиданных воздействий. Таким образом, третий уровень «отвоевывает» у пресыщения и часть отрицательных впечатлений. Само появление нового воздействия, препятствия становится здесь поводом для запуска исследовательского поведения, поиска путей преодоления трудностей.

Более того, препятствие может оцениваться здесь не только как отрицательная величина, но и стать необходимым для субъекта положительным впечатлением, т. е. барьер может изме­нить знак «—» на «+».

Активное взаимодействие с окружающим делает для индивида витально необходимой оценку своих сил, рождает у него потребность в столкновении с барьером8. Только так он может получить информацию о границах своих возможностей. Так, ориентировка в возможности овладеть ситуацией оборачивается здесь ориентировкой субъекта в собственных силах. Можно сказать, что если первый уровень оценивал интенсивность воздействия среды на субъекта, то третий уровень оценивает силу воздействия субъекта на среду.

Однако аффективная ориентировка этого уровня еще очень ораниченна. Субъект оценивает здесь лишь условия достижения аффективной цели без учета последствий удовлетворения влечения. Эта ограниченность становится более выраженной с усилением влечения, она может проявиться и в неадекватной оценке возможности преодоления препятствия. Ригидность возникшей силовой структуры может обусловить возникновение иллюзии доступности желаемого при самых явных свидетельствах о невозможности его удовлетворения.

Аффективные переживания третьего уровня связаны не с самим удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Они отличаются большой силой и полярностью. Здесь приходится говорить не столько о положительных и отрицательных, сколько о стенических и астенических переживаниях. Если на втором уровне нестабильность ситуации, неизвестность, опасность, неудовлетворенное желание всегда вызывают тревогу, страх, то на третьем эти же впечатления мобилизуют субъекта на преодоление трудностей. При этом он может испытать любопытство к неожиданному впечатлению, азарт в преодолении опасности, гнев в стремлении к уничтожению преграды. Угрожающие и дискомфортные впечатления, однако, мобилизуют и бодрят субъекта только при условии, предвкушения победы, его уверенности в возможности овладения ситуацией. Переживание беспомощности, невозможности, борьбы, отчаяния обусловливают регресс аффективных состояний с окружающим, развитие астенических аффективных состояний тревоги и страха, характерных для второго уровня. Шансы успеха оцениваются при этом с высокой степенью индивидуальных различий в связи с разным уровнем физических возможностей, психической активности субъекта, его различной ранимостью в контактах со средой.

Аффективное переживание на третьем уровне теряет свою конкретную сенсорную окраску, проигрывает в многообразии, но зато выигрывает в силе, напряженности. Оно организовано сложнее, чем богатое сенсорными оттенками переживание вто­рого уровня. Если на втором уровне и воздействие извне и соб­ственная, реакция на него переживаются слитно в едином аффективном впечатлении, то здесь в большей степени могут диф­ференцироваться переживание напряжения желания (хочу — не хочу) и возможности его осуществления (могу—не могу). В осознании конфликта желания и возможности впервые воз­никают предпосылки выделения себя из ситуации как субъек­та аффективного поведения.

Сравним для примера переживания человека на прогулке, впитывающего поток сенсорных ощущений: свежесть воздуха и росы, красок, запахов окружающего, приятной бодрости своего движения и т. п. и его же переживания, во время, соревнований на спортивной дистанции, когда его захватывает одно пережи­вание азарта, желания победы.

Аффективная память этого уровня становится накопительницей нового знания о себе. Если второй уровень разрабатывал знание о соматическом «Я», его избирательности в сенсорных контактах с миром, то третий создает аффективный опыт успе­хов и поражений и вырабатывает основу развития уровня при­тязаний субъекта, его аффективное самоощущение «могу» и не могу.

Отрыв на этом уровне аффективного переживания от непо­средственной; сенсорной основы дает ему возможность жизни в воображении, самостоятельной динамики вне чувственного впечатления. Достижение аффективной цели может осущест­вляться в символическом плане (фантазии, рисунке, игре). Это становится одной из предпосылок развития внутренней аффек­тивной жизни — создания динамических констелляций аффек­тивных образов, их взаимного развития, конфликта.

Тип, поведения, характерный для третьего уровня, качественно отличается от стереотипных' поведенческих реакций второго. Он осуществляет активную экспансию на окружающее. Неожиданное впечатление здесь не пугает, а вызывает любопытство; препятствие на пути к аффективной цели, угроза существованию вызывают не страх, а гнев и агрессию. Субъект активно идет туда, где опасно и непонятно. Подобный тип поведения особенно характерен для детей и подростков, когда задачи аффективного освоения мира наиболее актуальны и решаются наглядно, как покорение темноты, глубины, высоты, обрыва, открытого пространства и т. п.

Рассмотрим тепёрь как строится взаимодействие трех первых уровней в аффективно смысловой адаптации к окружающе­му. Задачей третьего уровня является овладение меняющейся, динамичной средой. В этом он солидарен с первым — охраняющим от неожиданных сверхсильных воздействий и противоположен второму, в задачи которого входит выработка аффективных стереотипов поведения, адаптирующих к конкретным стабильным условиям. Надстраиваясь непосредственно над вторым уровнем, третий отталкивается от него, преодолевая его огра­ниченность в адаптации к окружающему. Ведь для организации активной, гибкой адаптации к внешней среде третий уро­вень должен заблокировать тенденцию стереотипно отвечать на ее воздействие, и в этом он может опереться на отзывчивость первого уровня к изменениям в окружающем. Таким образом, методы разрешения адаптационных задач третьего уровня содружественны первому и реципрокны по отношению ко второму уровню.

Bo взаимодействии этих уровней аффективной организации третий уровень, являясь наиболее энергетически сильным, иг­рает ведущую роль. Его аффективная оценка имеет домини­рующее значение, так даже отрицательные аффективные оценки ситуации первого и второго уровней могут подавляться или до известной степени не учитываться, если сам третий уровень не предполагает осуществления желаемого в данных условиях. Довольно обычной, например, представляется ситуация, когда человек, ради достижения аффективно важной для него цели, охотно переносит боль, холод, голод, и т. п.

Обратимся к рассмотрению вклада третьего уровня в осуществление тонической функции аффективной сферы.

Как уже обсуждалось выше, возможность преодолеть страх, вступить в борьбу возникает на этом уровне лишь при условии достаточной уверенности субъекта в своем успехе. Эти впечатления приобретают для него самостоятельное тонизирующее значение. Подобный способ аффективного тонизирования отражает новый шаг в усложнении механизмов регуляции аффективных процессов. Если второй уровень для усиления стенических состояний просто стимулирует положительные ощущения, то третий уровень дает возможность активного преобразования части неприятных впечатлений в приятные. Ведь переживания успеха, победы, конечно, связаны с переживаниями избавления от опасности, преодоления преграды, т. е. с динамикой преобразования отрицательного впечатления в положительное.

Эта необходимая для субъекта аффективная стимуляция осуществляется как в ходе непосредственного разрешения смысловых задач, так и в специальных аутостимуляционных действиях. Формируется аффективная потребность во впечатлениях риска. Влечение к преодолению опасности, особенно выраженное у детёй и подростков, находит отражение в любви к играм с погоней, сражением; реальном стремлении к приклю­чению— испытанию себя в опасных ситуациях. Но и во взрослом возрасте это влечение часто толкает человека на необъяс­нимые с точки зрения здравого смысла поступки.

В процессе психического развития человек присваивает куль­турные психотехнические приемы аффективной стимуляции это­го уровня. Они лежат в основе многих традиционных культур игр, как детских, так и взрослых, дающих их участнику непо­средственное реальное ощущение азарта, определяют увлече­ние цирковым и спортивным зрелищем, остросюжетными филь­мами. Потребность человека в развитии вербальных приемов аффективной стимуляции этого уровня отражается в законо­мерном развитии во всех культурах героического эпоса, в стрем­лении детей к «страшным» сказкам, в популярности у взрослых детективной и приключенческой литературы. Аффективные зри­тельные и вербальные образы этого уровня являются одной из основных питательных сред искусства.

В основе и простых и сложных культурных психотехничес­ких приемов аутостимуляции лежит механизм, названный нами «качелями». При общей положительной оценке своих возможностей адаптации субъект начинает искать ощущение опасности. Перекрытие доминанты опасности этой общей положительной оценкой, ее разряжение дают дополнительный мощный аффек­тивный заряд переживания успеха, победы. В самом сглажен­ном виде этот механизм действует, например, когда мы, сидя в уютном кресле, с удовольствием прислушиваемся к шуму дождя и ветра за окном; и чем погода хуже, тем сильнее наше эффективное, удовлетворение. Но мы можем раскачать эти «качели» и сильнее, занявшись альпинизмом, горными лыжами или спелеологией.

В обеспечении аффективной устойчивости человека, его ак­тивной позиции во взаимодействии с окружающим третий уро­вень действует совместно с низшими уровнями, и механизмы трех уровней не вступают здесь в столь явное противоречие, как в решении; задач аффективно-смысловой адаптации. Они могут согласованно воздействовать на аффективную сферу, на­пример, в произведении искусства: как его гармоническая фор­ма, чувственное содержание и напряженно развивающийся сюжет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.