Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудные случаи разграничения союзов и союзных слов 1 страница




СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Задание 28. Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы.

 

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП) –предложения, одна часть которых главная, а другая – придаточная (зависимая), присоединенная подчинительным союзом или союзным словом. Подчинительные союзы (что, как, чтобы, когда, если, так как, хотя и др.) не являются членами предложения. Союзные слова являются членами предложения, их можно заменить на существительные, прилагательные или числительные. В роли союзных слов выступают относительные местоимения (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько) или наречия (где, когда, куда, зачем, откуда, как, почему). В главном предложении могут быть указательные слова (тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др.). Придаточная часть может относиться ко всей главной части или к слову в ней, может занимать различные позиции по отношению к главной: следовать за ней, стоять перед ней или внутри нее.  
СПП с придаточными определительными СПП с придаточными изъяснительными СПП с придаточными обстоятельственными
придаточная часть отвечает на вопрос к а к о й? придаточная часть отвечает на падежные вопросы: к т о? ч т о? к о г о? ч е г о? к о м у? ч е м у? к о г о? ч т о? к е м? ч е м? о к о м? о ч е м? придаточная часть отвечает на вопросы обстоятельств: г д е? к у д а? к о г д а? о т к у д а? п о ч е м у? з а ч е м? к а к?  
[Книжки, (какие у меня были), я все очень скоро перечитал]. (А.И. Куприн) [Проснулся Илья и слышит], (что опускают якорь). (И.С. Шмелев) (Чтобыувидеть море), [нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи]. (К.Г. Паустовский)

 

 

Какие сложные предложения называются сложноподчиненными?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как отличить союзы от союзных слов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие части речи могут выступать в роли союзных слов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие предложения называются СПП с придаточными определительными?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие предложения называются СПП с придаточными изъяснительными?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие предложения называются СПП с придаточными обстоятельственными?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 29. Выучите информацию о сложноподчиненном предложении и на отдельном листе воспроизведите таблицу 4, заменяя предложенные примеры собственными.

 

Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем – форма местоимения что) омонимичны союзам. Для их разграничения необходимо попытаться заменить союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное, а также поставить на него логическое ударение. Если такая замена невозможна, то это союз.

Сравните два предложения:

Я знаю, что он придет. Я знаю, что он принесет.

В первом случае что – союз, во втором – союзное слово (его можно заменить: Я знаю, какую книгу он принесет; кроме того, на союзное слово падает ударение и в предложении оно является дополнением).

Критерием разграничения часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными с ловами.

Большинство же союзов не имеют омонимов среди союзных слов.

 

Союзы Союзные слова
поскольку потому чтобы ибо хоты пока будто если кто какой который чей сколько где куда почему

 

Задание 30. В предложенных СПП подчеркните грамматические основы, квадратными скобками обозначьте главную часть, круглыми – часть придаточную. От главной части к придаточной задайте вопрос и определите вид СПП. Обведите овалом союзы и союзные слова.

 

1) Он весело спрашивает меня, что подарю ему. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Я не мог представить, чтобы экваториальное небо бывало хоть когда – нибудь серым. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Уже темнеет, когда возвращаемся в сторожку. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. (М.М. Пришвин)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Когда он ушел, ужасная грусть стеснила мое сердце. (М.Ю Лермонтов)

_______________________________________________________________________________________

 

6) В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезд в тень стены. (Л.Н. Толстой)

_______________________________________________________________________________________

 

7) Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. (А.И. Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

8) За семь- восемь лет, пока мы не виделись, Кисочка сильно изменилась. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 31. Определите, союзом или союзным словом связаны части СПП. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Начертите схемы предложений.

 

1) Он скажет, что нужно делать. – 2) Он скажет, что можно идти домой.

_______________________________________________________________________________________

 

3) Ты знаешь, чем его удивить. – 4) Он лучше, чем ты о нем думаешь.

_______________________________________________________________________________________

 

5) Когда взойдет солнце, отправимся в путь. – 6) Он приехал совсем не тогда, когда его ждали.

______________________________________________________________________________________

 

Задание 32. Докажите, что союзные слова являются членами предложения, перестраивая сложные предложения в простые. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

 

О б р а з е ц: Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. - Невысокое солнце светит на лесенку амбара. По лесенке взбегают плотники.

 

1) По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели. (А.И Куприн)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) От села шла целая толпа народа, впереди которой вели связанного человека. (М.Е. Салтыков- Щедрин)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Но в ту сторону, где желтели пески, дед часто выходил. (А.С. Серафимович)

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

4) Но все, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть. (В.П. Катаев)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Заговорил старший, что сидел за столом и держал в руках Витькин ремень. (В.М. Шукшин)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 33. В СПП подчеркните грамматические основы, квадратными скобками обозначьте главную часть, круглыми – часть придаточную. Обведите овалом союзы и союзные слова. Определите синтаксическую роль союзных слов. Укажите, какой частью речи они выражены.

 

1) Отец и не ожидает, какое ему торжество- празднование завтра будет. (И.С. Шмелев)

2) Слышно было, как к детям подошел старик. (К.Г. Паустовский)

3) Тайный, внутренний инстинкт привет его на то место, где он разошелся с Николаевым. (А.И. Куприн)

4) Вся поверхности земли представлялась зелено- золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. (Н.ВА. Гоголь)

5) От горячих щей и от жары, какая была в комнате, у меня горело лицо. (А.П. Чехов)

6) Отец посылает Горкина на Москву- реку, на ледокольню, чтобы навел порядок. (И.С. Шмелев)

7) Если бывают в мире чудеса, в этот святочный вечер случилось по прихоти детей маленькое и даже большое чудо. (К.Д. Бальмонт)

8) Не могу точно сказать, когда случилось это чудо. (А.И. Куприн)

9) Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. (М. Гоький)

10) Зная, что теперь не успеет, Ассоль оделась, подошла к окну и, сняв крюк, отвела раму. (А.С. Грин)

11) Большой хищник, вернувшийся с юга, летел на встречу и, разглядев, кто я, вдруг круто повернул обратно. (М.М. Пришвин)

12) Под широким навесом, откуда убраны сани и телеги, стоят столы. (И.С. Шмелев)

 

Задание 34. Запишите предложения, заменив, где это возможно, союзные слова какой и который на другие союзные слова: что где, куда, откуда. Графически объясните постановку знаков препинания.

 

1) В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. (А.И. Куприн)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Впереди была пустыня, по которой кое- где шевелились кучки наших разъединенных казаков. (Л.Н. Толстой)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Те исторические события, которые по каким - то причинам долгое время не были в должной мере раскрыты и всесторонне освещены, имеют склонность мало- помалу превращаться в легенду. (В.Ф. Ходасевич)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река. (В.Г. Короленко)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Проходя мимо трехоконного домика, в который перебрался Лаевский вскоре после дуэли, фон Корен не удержался и заглянул в окно. (А.П. Чехов)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 35. Укажите главные и придаточные предложения, союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначая условия их выбора.

 

I. 1) Мне казалось что спугну призрачную мелодию.

2) Хорошо человеческой душе когда она спешит к другой и несет ей что- нибудь благое.

3) Я сижу в своей комнатенке у стола на котором в стройном порядке лежат мои любимые книги.

4) Завтра минет ровно год с того дня как я простился с моей родной Москвой.

5) Зачем даны человеку глаза если он не может ими видеть свою судьбу?

II. 1) Когда ты был ребенком ты никогда не плакал и всегда был всем доволен.

2) Если ночь будет летняя мне протяжно будут петь стрекозы.

3) А чтоб нам не было скучно мы превращаем небо и землю в сказку.

4) Хотя день был солнечный было свежо.

5) Долго ли я спал не знаю.

Ш. 1) Через несколько минут к зданию где я был подъехала карета.

2) Но ни за что бы я не мог подойти к окну на котором стоял пузырек с чернилами и налить в чернильницу свежих чернил.

3) Лошадь которая была в упряжки прозывалась за вздорный нрав Козлом.

4) Вот я спел как умел цветочную перевязь из цветов выросших в далеких садах и бросаю ее в голубую Атлантику.

IV. 1) Еще звонко пели жаворонки славя солнце и птичью жизнь когда Жоржик вернулся в Большие Липы.

2) Жоржик перечел стихи и во всей невинности своей души подумал что его стихотворение похоже на стихи Пушкина.

3) Я почувствовал что мне пора возвращаться.

4) Каждый день утром проходя мимо соседней виллы где жила молодая чета я спускался к морю и шел у волны по затопленному солнечным светом песку.

5) Когда в руднике случился обвал многие подземные комнаты и переходы были залиты водой.

6) Я не могу не читать ни писать если книги лежат на столе в беспорядке.

 

(Из произведений К.Г. Бальмонта)

 

Задание 36. Составьте и запишите предложения, соответствующие приведенным ниже схемам.

 

1. [ ], ().

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. [, (), ].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. (), [ ].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 37. Перепишите, меняя местами, где это возможно, главные и придаточные предложения. Расставьте знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Помните, что в некоторых СПП место придаточной части неизменно.

 

1) Когда Ассоль исполнилось восемь лет отец выучил ее читать и писать. (А.С Грин)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Какая польза тебе если я тебя пожалею?.. (М. Горький)

_______________________________________________________________________________________

 

3) При нем когда едят не смейся. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

4) Тишина стоявшая в низкорослом полесье встретила нас как только мы выехали за ворота усадьбы. (К.Г. Паустовский)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Как это случилось он не заметил. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Все возы потому что на них лежали большие тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. (А.П. Чехов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 38. Прочитайте информацию о знаках препинания в сложноподчиненных предложениях.

 

Правило Пример
Запятая, как правило, ставится между частями СПП Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Л.Н. Толстой)
При наличии составного союза (так как, потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, по мере того как, в то время как, с тех пор как, перед тем как, подобно тому как, тем более что, так же как, прежде чем, так что) запятая ставится один раз: или перед всем союзом, или посередине, если ударение падает на указательное слово. Я сидел наверху бабушкиного дома, за большим столом и писал. (Л.Н. Толстой) Гул шторма слышен рядом, за мысом, тогда какв Балаклавской бухте вода, налитая вровень со старыми набережными, стоит неподвижно. (К.Г. Паустовский)  
Не разделяются слова в союзах так как, так что, тогда как, словно как, в то время как Приходится ждать несколько часов где-нибудь на пустой улице, так как в Юрьевце гостиниц нет. (В.Г. Короленко)
Не разделяются сочетания союза с усилительной частицей даже если, лишь когда Он смолчит, даже если ему будет обидно.
Не отделяется запятой неполное придаточное предложение, если оно состоит из одного союза или союзного слова Уснул и не помнил как. (М.А. Шолохов)
Запятая не ставится, если между главным и придаточным предложениями есть отрицательная частица не Он пришел не чтобыостаться.
Запятая не ставится, если между главным и придаточным предложениями есть сочинительный союз (обычно повторяющийся) и, или, либо и др. Вспомните и что он сказал, и как он это сказал.
Запятая не ставится, если между главным и придаточным предложениями есть разделительный союз ни…ни Студент не знал ни как называется произведение, ни ктоего автор.
Запятая не ставится, если придаточное предложение является фразеологизмом. Он выполнил работу как бог на душу положил.

 

 

Задание 39. Выучите информацию о постановке знаков препинания в СПП и на отдельном листе воспроизведите таблицу 5, заменив приведенные примеры своими.

 

Задание 40. Графически объясните постановку знаков препинания.

 

1) Мне казалось, что не может быть решительнее этой минуты. (Л.Н. Толстой)

2) Так как дамы на мазурку у меня не было, я сидел за высоким креслом бабушки и наблюдал. (Л.Н. Толстой)

3) Для того чтобы написать эти очерки, я ездил в Астраханскую степь на Эмбу. (К.Г. Паустовский)

4) Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся от неумолимых розг. (Н.В. Гоголь)

5) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Г. Паустовский)

6) И сказал он это так просто, почтительно, без тени вызова или рисовки, глядя прямо в глаза начальнику своими ясными, твердыми глазами, что его, вместо того чтобы самого расстрелять, оставили в покое. (А.И. Куприн)

7) Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег. (А.С. Грин)

 

Задание 41. Стрелками укажите, какие запятые могли бы переместиться на другое место.

 

1) Оттого, что мы встали очень рано и потом ничего не делали, этот день казался очень длинным. (А.П. Чехов)

2) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. (А.П. Чехов)

3) Это трудно понять молодежи потому, что этой России уже нет. (К.Г. Паустовский)

4) Лицо ее тонко розовело и слегка лоснилось оттого, что она недавно умывалась с мылом. (М.А. Шолохов)

5) Не ходи в атаку до тех пор, пока не получишь от меня приказа. (М.А. Шолохов)

6) По мере того как мы отходили от водораздела, долина суживалась все более и более и, наконец, превратилась в глубокое ущелье. (В.К. Арсеньев)

 

Задание 42. Подчеркните грамматические основы предложений и заключите в овал союзы и союзные слова, связывающие между собой части СПП. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

 

1) Он чувствовал что будущее зависит теперь от него самого. (В.Ф. Ходасевич)

_______________________________________________________________________________________

 

2) От воскового огарочка на ящике где стоят в стопочках медяки прыгает по своду и по стене огромная тень от Горкина. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Я окликнул его когда все было готово. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

4)Тот же лекарь который приезжал к гусару лечил и его. (А.С. Пушкин)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Макар подошел и тщательно осмотрел весы чтобы не было фальши. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Ее слова словно вторят звону колоколов как будто она нарочно говорит в тон им. (М. Горький)

_______________________________________________________________________________________

 

7) С притаившейся радостью которая смешалась с грустью я выхожу из церкви. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

8) Пыльца цветущих растений так засыпала лесную речку что в ней перестали отражаться береговые высокие деревья и облака. (М.М. Пришвин)

_______________________________________________________________________________________

 

9) Когда он очнулся то прежде всего увидел большую зеленую звезду. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

10) И Макару казалось что он слышит чудную песню. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

11) Хотя час был ранний в общей зале трактирчика расположилось три человека. (А.С. Грин)

_______________________________________________________________________________________

 

12) Костя не знал о чем еще говорить. (В.М. Шукшин)

_______________________________________________________________________________________

 

Задание 43. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора.

 

1) От этих интересных наблюдений я был отвлечен бабочкой с желтыми крылышками которая чрезвычайно заманчиво вилась передо мной. (Л.Н. Толстой)

2) Когда вернулись домой в прихожей Елизавета с матерью укладывали белье. (Б.К. Зайцев)

3) Пока Ольга Михайловна заваривала чай и наливала первые стаканы гости занимались наливкой и сладостями. (А.П. Чехов)

4) Теперь мы его оставим так как ему нужно быть одному. (А.С. Грин)

5) Мать заметила что он несколько удивлен. (В.М. Шукшин)

6) Однообразный шум колес и бубенчиков не заглушает песен жаворонков которые вьются у самой дороги. (Л.Н. Толстой)

7) Весь этот народ как бы стремился к нему точно каждому хотелось о чем- нибудь ему рассказать. (В.П. Катаев)

8) Чаще всего зарницы бывают в июле когда созревают хлеба. (К.Г. Паустовский)

9) Хотя залив и лежит на широте Неаполя но климатом обладает жарким и пустынным. (К.Г. Паустовский)

10) Она исчезла так быстро что Филипп и его приятели не успели повернуть голову. (А.С. Грин)

11) Все вышло не так как ждали. (Б.К. Зайцев)

12) В то время как они играли я наблюдал их руки. (Л.Н. Толстой)

 

Задание 44. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора.

 

1) Человек действия он мысленно опережал ход событий жалея лишь о том что ими нельзя двигать так же просто и скоро как шашками. (А.С. Грин)

2) Офицер думая что он ошибся пустился в объяснения. (А.С. Пушкин)

3) Державин видел как роты преображенцев на бегу заряжая ружья помчались к Зимнему дворцу. (В.Ф. Ходасевич)

4) Должно быть он был рад что я провалился со своим сочинением. (В.П. Катаев)

5) Пока я хлопотал с самоваром Василий сидел против камелька задумчиво глядя на огонь. (В.Г. Короленко)

6) Еще когда цвели яблони в первые дни работы вышел Илья из караулки на восходе солнца. (И.С. Шмелев)

7) Иван Петрович подскакал к нему осведомляясь не ушибся ли он. (А.С. Пушкин)

8) Когда он смолк гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. (В.Г. Короленко)

9) Луна невысоко стоящая над редким садом что сквозит на белых сугробах ясна но по- мартовски бледна. (И.А. Бунин)

10) Она вдруг порывисто остановилась сжала свои тонкие руки так что на них хрустнули пальцы и как-то по- детски заплакали. (В.Г. Короленко)

11) В то время как он писал это Савина подъезжала к Одессе. (Б.К. Зайцев)

12) С невысокого изрытого корнями обрыва Ассоль увидела что у ручья на плоском большом камне спиной к ней сидит человек держа в руках сбежавшую яхту и всесторонне рассматривает ее с любопытством слона поймавшего бабочку. (А.С Грин)

 

 

Задание 45. Подчеркните грамматические основы предложений и заключите в овал союзы, связывающие между собой части СПП. Укажите, к какой группе по значению относится СПП. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора.

 

1) Тот народ который создал такой язык поистине великий и счастливый народ. (К.Г. Паустовский)

2) Ежедневно ставши с постели часов в одиннадцать Ольга Ивановна играла на рояле или же если было солнце писал что- нибудь масляными красками. (А.П. Чехов)

3) Тогда я пошел в город купил хлеба колбасы чая и сахара принес все это старичку чтобы он мог ночью попить чаю и ушел. (К.Г. Паустовский)

4) Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян в котором потонул частокол окружавший двор. (Н.В. Гоголь)

5) Но самым интересным были рассказы старика о соболином промысле о ночевках на гольцах когда застигнутый бураном он спасался зарывшись в снег и у маленького костра ждал перемены погоды. (К.А. Федин)

6) Мы стояли на палубе мокрой от тумана и дождя и спрятав в воротники забрызганные холодным дождем лица смотрели как вся ледяная поверхность далеко уходившая в дождливую хлябь как бы волнуется и живет. (И.С. Соколов- Микитов)

7) Поручик Пирогов решился не оставлять своих исканий несмотря на то что немка оказала явный отпор. (Н.В. Гоголь)

8) Была она большая щеголиха и несмотря на то что солнце стояло еще низко лицо закутала платком. (М.А. Шолохов)

9) По мере того как она оживлялась князь все строже и строже смотрел на нее. (Л.Н. Толстой)

10) Для того чтобы уложить шпалу и фиксировать к ней рельс опытному мастеру нужно не больше минуты. (А.П. Чехов)

11) У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка которая всегда почти лежала свернувшись клубком у ее ног. (Н.В. Гоголь)

12) Петр Дмитрич которому наскучило шагать прыгнул в узкий и длинный челн выдолбленный из тополя и покачнувшись едва не упав в воду отчалил от берега. (А.П. Чехов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.