Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них




 

Задание 75. Прочитайте информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и ответьте на вопросы, данные после таблицы 10.

Виды СПП с несколькими придаточными Характеристика предложений, их схемы Примеры
СП с последовательным подчинением Первое придаточное относится к главному (придаточное I степени), второе – к этому придаточному (придаточное II степени) и т.д.
       
   


[ ], (), ().

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и шапки. (В.Г. Короленко)
СП с параллельным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.
       
   


(), [ ], ().

Когда рассвело, мы обнаружили, что находимся на острове.
СП с однородным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению. [ ], (), (), (), (). Было интересно наблюдать, как напружинился котенок, как он прижал уши, как зверек метнулся за птицей, как мягко приземлились лапки, увы, пустые.
СП с параллельным и последовательным подчинением (комбинированное подчинение) Одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. (Если), то [ ], (как) и (как). Если ему во время обычной утренней прогулки приходилось встречаться со знакомыми, то прохожие за несколько кварталов слышали, как кричит комендант и как дружно вслед за ним лают его мопсы. (А.И. Куприн)

 

Задание 76. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 10, заменяя предложенные примеры своими.

 

Задание 77. Подчеркните грамматические основы предложений, квадратными скобками обозначьте главные предложения, круглыми – придаточные. Укажите тип подчинения.

 

1) Мы, замерев, слушали, как свободно лились итальянские кантилены, как отрывисто гремели песни басков, как ликовала вся в звоне труб и пороховом дыму «Марсельеза». (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

2) Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлепала по камням. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

3) Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

 

4) Обласканные солнечным лучом листик заячьей капусты сейчас же сложился, как складывается зонтик, когда дождь перестал. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

 

5) Рассказывала мне няня, что, если смотреть на стеклышко долго- долго, увидишь живого ангелочка. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

 

6) Взглянешь на бледно- зеленое, усыпанное звездами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему летний теплый воздух недвижим, почему природа настороже. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

7) Собакевич в четверть часа с небольшим доедал осетра всего так, что когда полицеймейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы остался один хвост. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

 

8) Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

 

9) Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

 

10) Но грустно думать, что напрасна была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

11) Бывает так, что, когда я так стою, вдруг из- под ног вылетает с криком птица. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

 

12) Мне открылось, Что Времени нет, что недвижны узоры планет, что Бессмертие к Смерти ведет, что за Смертью Бессмертие ждет. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 78. Рассмотрите таблицу с правилами о постановке знаков препинания в предложениях с несколькими придаточными.

Правило Примеры
Части СП разделяются запятыми [И старик не сумел ответить], (что он будет делать с кладом), (еслинайдет его). (А.П. Чехов)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и как, что и если, что и когда, так что и хотя и др., между союзами ставится запятая. [ ], (что, (как),). [И они [олени] до того привыкли], (что,(какзавидят у нас мешок с бобами), бегут к нам и толпятся возле корыта. (М.М. Пришвин)  
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы, один из которых двойной, то запятая между союзами не ставится. [ ], (что (если), то). [У многих зверей есть такая повадка], (что(если их гонят), тоони бегут по кругу и возвращаются на то же самое место). (М.М. Пришвин)
Между однородными придаточными запятые ставятся также, как при однородных членах. [ ], (где) и (где). [ ], (где) и (что). (Когда) и (), [ ]. [Стали искать], (гдевосток) и (где запад). (М.Е. Салтыков- Щедрин) [Мишка первый проснулся и вскочил на ноги, не понимая], (где он) и (чтос ним). (А.С. Серафимович) (Когдазашло солнце) и (стало темно), [им овладело беспокойство]. (А.П. Чехов) [Приглядевшись, можно было по теням и разным оттенкам цвета догадаться], (гдесквозь леса проходят просеки и проселочные дороги), а (гдескрывается бездонный провал). (К.Г. Паустовский)
Если две главные части соединены между собой союзами и, или, либо и имеют при себе общую придаточную часть, то между главными частями запятая не ставится. [ ] и [ ], (когда). [Звезды уже начинали бледнеть] и [небо серело], (когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском). (И.С. Тургенев)

 

 

Задание 79. Графически объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

 

1) Перед вечером, когда уже стало ясно, что неприятель бежит, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, туда была переведена в нынешний день главная квартира. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

 

2) Видел Егорушка, как мало- помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

3) В этот блеснувший миг понял Илья трепетным сердцем, как неистощимо богат он и какую имеют силу. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

 

4) Когда я вернулся, у Кати были красные глаза и она сидела на скамейке, опустив руки с письмами на колени. (В.П. Катаев)

________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 80. Составьте предложения по указанным ниже схемам.

1) [ ], (где), (который).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) (Когда), [ ], (куда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) [ ], (как) и (как).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) [ ], (если) или (если).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) [ ], (что) и ().

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) [ ], (зачем) и (где).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) [ ], (почему) и (что).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) [ ] и [ ], (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9) [ ] и [ ], (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10) [ ], (что, (если),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11) [ ], (что (если), то).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12) [ ], (что, (когда),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 81. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Недаром Салтыков- Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

2) Меня мучили противоречия между книгами которым я почти непоколебимо верил и жизнью которую я уже достаточно хорошо знал. (М. Горький)

________________________________________________________________________________________

 

3) Слышно было как ворчала река и без умолку кричали цикады. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

4) Кузьмин сказал в темноту кто он и зачем приехал. (К.Г. Паустовский)

_________________________________________________________________________________________

 

5) Здесь производилась починка часов и принимал заказы сапожник. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

6) Утро такое тихое что слышно как бегают голубки по крыше и стряхивается со сна Бушуй. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

 

7) Я долго не мог разобраться где я и что со мной. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

 

8) Накричавшись досыта он без всяких переходов и пауз осведомлялся откуда офицеру носят обед и сколько он за него платит. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

 

9) Когда обрывалась песня и пастух переводил дыханье слышались голоса на улице:

- Вот это ма- стер!.. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 82. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

 

1) Утром мальчик разбудил меня и рассказал что он сам только что видел как барсук лечит свой обожженный нос. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

2) Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом.

________________________________________________________________________________________

 

3) Уж будьте милостивы если что можете сделать то сделайте. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

 

4) Чем больше знает человек тем резче сильнее он видит поэзию земли там где ее никогда не найдет тот кто обладает скудными знаниями. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

5) Ему казалось что он давно уже едет и подпрыгивает что солнце давно уже печет ему в спину. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

6) Леонтьев знал что самый страшный лесной пожар это верховой когда деревья горят целиком от вершины до подножия. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

7) Он развалился на ковре накрылся бараньим тулупом потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее когда был дома. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

 

8) Пока мать готовила пирог Петрушка посадил в печь большим рогачом чугун со щами чтобы не горел зря огонь…. (А.П. Платонов)

________________________________________________________________________________________

 

9) Кто полюбил тот не будет спрашивать любит ли он. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

 

10) Когда я пошел к ней было светло и еще не зажигали ламп. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

11) Ясность воздуха придавала какую-то необыкновенную силу и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все было мокро от росы и только голубеющая туманка лежала в низинах. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 83. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

 

1) Андрей часто отрываясь от дел ехал посидеть на широком диване Обломова в ленивой беседе отвести встревоженную душу и всегда испытывал то успокоительное чувство какое испытывает человек приходя из великолепных зал в березовую рощу где гулял еще ребенком. (И.А. Гончаров)

________________________________________________________________________________________

 

2) Я мысленно кланяюсь до земли мебели на которой Вы сидите паркету по которому Вы ходите деревьям которые Вы мимоходом трогаете прислуге с которой Вы говорите. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

 

3) Пожалуй ни одному из художников не удалось передать таинственное безмолвие северной сыроватой ночи когда каждая капля росы вызывает такую внезапную и сокровенную любовь к России что хочется жить сотни лет чтобы смотреть на эту бледную как полевая ромашка северную красоту. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

4) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало еще больше жаль парня. (М.Горький)

________________________________________________________________________________________

 

5) Ольга Михайловна вспомнила как она чтобы не скучать одной дома в первые месяцы замужества ездила в город на съезд где иногда вместо ее крестного отца графа Алексея Петровича председательствовал Петр Дмитрич. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

6) Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец если Андрей уедет не помирившись с ним. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

 

7) Но ей казалось что она вечно будет лететь мимо отвесно уходивших вверх скал зеленых мхов темных расщелин из которых местами как змеи свешивались корни. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

 

8) Мне казалось что если я буду идти все прямо то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

 

9) Пока секретарь собирал совещание прокуратор в затененной от солнца темными шторами комнате имел свидание с каким- то человеком лицо которого было наполовину прикрыто капюшоном хотя в комнате лучи солнца и не могли его беспокоить. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

 

10) Прежде чем вывести первую букву он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна покосился на темный образ по обе стороны которого тянулись полки с колодками и прерывисто вздохнул. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

11) Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. (В.Г. Короленко)

________________________________________________________________________________________

 

12) В один из весенних вечеров в конце марта когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы доктор вышел проводить до ворот своего приятеля почтмейстера. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.