Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) Французская социологическая школа в психологии




Эта школа сыграла важную роль для преодоления биологизаторского подхода в психологии, связанного с Зигмундом Фрейдом.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

По образованию Э. Дюркгейм – юрист. Исследует примитивное мышление и бытовое право примитивных народов. Выясняет глубокую роль т.н. «коллективных представлений» в поведении людей. Коллективные представления интерьоризируются (переносятся) в сознание каждого индивида. Интерьеризация, т.е. осознание внешней сознательной деятельности, помагает формированию внутренних структур человеческой психики.

У примитивных народов «коллективные представления» аффективно скреплены. Они принимаются без возражений и господствуют над сознанием каждого человека.

Дюркгейм психологизирует общественные отношения, сводя их до соотношения между индивидуальными и коллективными представлениями.

 

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939).

По его мнению, развитие человеческого общества, фактически, водит не только до накопления знаний, но и до изменения типа мышления людей. Обосновывая эту свою идею, он пишет, что первобытное мышление является пралогическим, а современное – логическим.

Пралогическое мышление осуществляется по закону партиципации (сопричастия). Похожие предметы обладают общей магической силой. При первобытном мышлении исключается необходимость в доказательствах. Влияние социума при первобытном типе мышления осуществляется через «коллективные представления», которые имеют религиозно-мистический характер.

Пралогическое мышление не является этапом в развитии логического мышления. С развитием человеческой цивилизации оно постепенно замещается логическим мышлением.

В мышлении современного человека преобладают логические структуры, но и целиком не заменены и пралогические. Умственная деятельность современного человека является как рациональной, так и иррациональной, т.е. мистической.

 

Жан Уильям Франц Пиаже (1896-1980)

Типичный представитель французской социологической теории. Развивает идею о социализации мышления.

По его мнению, в самом начале мышление ребенка аутистично, т.е. у него отсутствует мыслительное взаимодействие с окружающим социальным миром. Мыслительные процессы, связанные взаимной связью с социальным миром, возможны только после усвоения языка. С помощью языка индивид овладевает системой понятий, классификаций и отношений по образцу, выработанному посредсвом жизнедеятельности многих поколений.

Психическое развитие человека предопределяют два основных фактора:

- биологический – не имеющий ничего общего с обществом;

- социальный – связанный с усвоением культуры и воспитанием.

Пиаже разграничивает три стадии интелектуального развития:

- сенсомоторный – от момента рождения до 2-х летнего возраста;

- конкретного мышления – от 2 до12 лет;

- формальных операций – по достижению 12-летнего возраста.

Во время этой стадии ищется логическая связь между фактами и событиями. В мышлении важную роль выполняют понятия, суждения и умозаключения.

 

Ж) Холистичное направление (гештальтпсихология)

Понятие «холизм» связано с греческим словом holon (целое, целостность). Это философская теория, согласно которой целое не соответствует сумме его составляющих частей. Она появляется в 30-е годы ХХ века, ее создателем является Джон Холдейн.

Эта теория перенесена в психологию Феликсом Крюгером (1874-1948) и известна также как гештальтпсихология (от немецкого gestalt – образ, структура, целое).

Гештальтпсихологический подход противопоставляется атомистическому подходу в психологии. Ее суть заключается в необходимости исследовать целое (восприятия), а не части (ощущения). Понятие «гештальт» введено Кристианом фон Эренфельсом (1859-1932). По его мнению, целостный образ всегда различается в качественном отношении от составляющих его частей. Качества гештальта характеризуются сверхсумарностью и транспонируемостью.

Представители гештальтпсихологии обращают особое внимание на исследования т.н. «скробоскопичного эффекта», «эффекта обманчивого восприятия», «эффекта мнимого движения» и др.

В судопроизводстве актуально значение имеет проблема зрительного обмана. Это является актуальной проблемой, касающейся точности свидетельских показаний.

 

Психологическая теория о поле Курта Левина (1890-1947). Понятие заимствовано из физики. Предметы и явления, по мнению Курта Левина, находятся в определенных взаимоотношениях и не изолированы друг от друга.

С точки зрения К.Левина, психология должна воспринимать способ мышления, который характерен для точных наук. Психические явления, по его мнению, определяются силами, действующими в определенном поле.

Предметом психологии является не человеческое поведение, а личность человека с ее потребностями и мотивами. Он связывает в одну цепь намерения, мотивы и объекты, к которым стремится индивид.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.