Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и проведение научных исследований по юридической психологии




 

Любая наука в процессе своего развития последовательно решает три основных вопроса:

- определение предмета и задач науки;

- выяснение методологических подходов и методов для осуществления научных исследований;

- детализация системы науки, т.е. основных направлений для осуществления научных исследований.

 

Эти вопросы имеют актуальное значение для психологических наук – фундаментальных и прикладных. Их конкретизирование в научном отношении достигается в процессе самой научно-исследовательской работы.

Изъяснение этих вопросов в прикладных отраслях психологии находится в прямой зависимости от развития фундаментальных психологических наук – психологии личности, психологии деятельности, психологии познания, генетической психологии, дифференциальной психологии, психодиагностики и др. Каждый новый этап в развитии этой науки оказывал большее или меньшее влияние и на развитие прикладных отраслей психологии, в том числе и на юридическую психологию.

Научные достижения психологии ХХ века дали возможность более точно конкретизировать предметные области прикладных отраслей этой науки, а также решить и ряд важных вопросов, касающихся специализированных психологических исследований. В этом отношении, в конце столетия были успешно решены такие важные вопросы в области прикладных психологических исследований, как:

- выяснение сущности и отличительных особенностей прикладных психологических исследований;

- выяснение методологии и методики прикладных психологических исследований;

- выяснение возможностей для практической реализации результатов прикладных психологических исследований.

 

В конце ХХ века, независимо от приливов и отливов в развитии психологии, три основных реляции человеческой душевности и человеческого поведения получили удовлетворительное научное объяснение:

- психика и личность;

- психика и деятельность;

- личность и деятельность.

 

Не преуменьшая значения и не пренебрегая ролью биогенетических факторов развития психики и личности, деятельность играет исключительно важную роль не только для формирования, но и для реализации психических и личностных качеств, и особенностей каждого человека.

Универсальная роль и значение деятельности для психики и личности связана и с тем, что их становление происходит под контролем сознания. Любой нормально развитый в психическом отношении человек всегда знает и дает себе отчет, что он делает и с какой целью он это делает. Человеческое сознание играет важную роль при выборе вариантов поведения и при их практическом приложении.

Третьей опорой, а следовательно, и стабилизирующим фактором человеческого поведения является диспозиционная система личности. Она помогает каждому человеку осознать смысл своей жизни и проявить большую или меньшую активность при его практической реализации.

Формирование этих трех столпов, т.е. психических и личностных качеств, и особенностей каждого человека, представляет собой сложно обусловленный процесс. Конечные результаты, позитивные или негативные, зависят от биогенетических закодированных возможностей для развития психики, от успешного социального опыта и социальной ситуации, в условиях которой осуществляется этот процесс.

Конкретизация этих фундаментальных проблем для психологии как науки является исключительно важной с целью решения этих трех основных вопросов для каждой ее прикладной отрасли:

■ в психологических науках, помимо психических процессов, психических явлений, психических состояний и психических качеств, предметом исследования могут стать и психологические аспекты различных видов деятельности, в которых участвует человек. В этих исследованиях следовало бы обращать внимание на такие проблемы, как пригодность для данного вида деятельности, полученная подготовка, трудности и смущения при реализации личности в данном виде деятельности, приемы и подходы для более успешного исполнения деятельности, деформация психических и личностных качеств при выполнении тех или иных профессиональных обязанностей и т.д;

■ при этих исследованиях необязательно собирать эмпирическую информацию обо всех компонентах психики. Усилия исследователей должны быть направлены, главным образом, на те из них, которые имеют существенное значение для профессионального выбора или являются причиной затруднений при выполнении профессиональных задач.

В этих исследованиях, включительно и в юридической психологии, может с успехом быть приложен системно-структурный подход. Это относится как к психике и психическим качествам, так и к личности и личностным качествам;

■ в прикладных отраслях психологии, где усилия исследователей направлены, в основном, на изучение разновидностей дефицитов, особенное внимание необходимо обратить на социальные ситуации, в которых осуществляются эти виды деятельностей. При этом особое внимание должно быть уделено поведению объектов в каждой конкретной социальной деятельности.

В области правоотношений, точнее, при соблюдении правовых норм, в поведении, психике и личностных качествах лиц, на которых были наложены санкции в судебном порядке, отмечаются более устойчивые отклонения. Эти отклонения должны учитываться как при подготовке и реализации преступления, так и при раскрытии, расследовании и наказательном преследовании лиц, совершивших преступное деяние.

Юридическая психология при научном анализе этих специфических проблем использует достижения криминальной психологии. Вместе с тем, в этой области должны проводиться и свои собственные исследования, направленные на изучение поведения этих лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, при расследовании или их наказательном преследовании (судебный процесс).

Не всегда существует возможность наблюдать и исследовать действия субъектов и объектов правовой деятельности, связанной с противодействием преступности. Это вызывает необходимость применять также и ретроспективный подход. При анализе деятельности и поведения этих лиц нужно использовать различную документацию или расчитывать на самонаблюдение и самооценку лиц, причастных к тем или иным реграментированным правовыми нормами действиям. В этом отношении, источниками психологической информации могут послужить оперативные разработки, следственные и судебные дела и т.п.

Ценную психологическую информацию об исследуемых лицах может быть получена от их коллег или руководителей, которые с ними работали и могут дать оценку их возможностям решать определенные практические задачи.

Специфический научный интерес при исследовании работы правозащитных и правоохранительных органов заслуживает и психическая атмосфера, в которой осуществляются различные деятельности, такие как предотвращение совершения преступлений, раскрытие преступлений и розыск исполнителей, расследование лиц, совершивших преступления, судебные процессы. При этих исследованиях необходимо обращать внимание как на статичные, так и на динамичные факторы, которые влияют на психическую атмосферу.

Исследования, направленные на изучение психической атмосферы при осуществлении оперативно-розыскных, следственных и судебных действий, не являются самоцелью. Основное их предназначение состоит в использовании полученных данных для научного обоснования различных претензий, как для организации и проведения вышеперечисленных действий, так и для предварительной подготовки служителей в целях их практической реализации.

Научные исследования в области юридической психологии могли бы использоваться и для более углубленного анализа накопленного практического опыта в специализированных государственных органах, связанных с установлением личности лиц, совершивших преступления, с предотвращением преступных проявлений, расследованием и сбором доказательств, касающихся преступных деяний.

Объектами научных исследований в области юридической психологии являются:

■ лица, занимающиеся специфической деятельностью, связанной с противодействием преступности;

■ регламентированные в правовом отношении действия, посредством которых достигается противодействие преступности, а именно: раскрытие и предотвращение преступлений, санкционирование лиц, совершивших преступления;

■ ситуации, условия, в которых осуществляются регламентированные в правовом отношении действия, направленные на противодействие преступности. Ситуации охватывают три категории лиц: правонарушители, потерпевшие и свидетели.

Преобладающая часть психологических исследований в области юридической психологии заключает в себе эти три компонента, опираясь, безусловно, на регламентированные в правовом отношении оперативно-розыскные, следственные и судебные действия. В процессе этих исследований могут наблюдаться (исследоваться) все или только определенные действия, предварительно намеченные и уточненные исследователем. В первом случае исследования имеют монографический характер, а во втором – типологический.

В ходе монографических исследований собирается информация, касающаяся всех действий, осуществляемых данным органом. Исследователь не вмешивается в сам процесс, а только собирает и систематизирует информацию о действиях, обстоятельствах и полученных результатах.

При проведении типологических исследований происходит предварительный выбор как органов, где будут проводиться исследования, так и действий, в отношении которых будет собираться конкретная информация. Это может относиться как к оперативно-розыскным, так и к следственным и судебным действиям.

В обоих исследовательских подходах собирается и систематизируется психологическая информация о поведении субъектов и объектов этих действий, при этом особое внимание отводится обстоятельствам, которые облегчают или затрудняют сбор и систематизирование информации о совершенных преступных деяниях.

Для юридической психологии особый научный интерес представляют лица, являющиеся субъектами и объектами регламентированных в правовом отношении деятельностей, нацеленных на противодействие преступности. Как правило, эти исследования охватывают большое количество людей, что требует предварительного подбора лиц для исследований. В большинстве случаев эти исследования имеют представительный характер. Психологическая информация в процессе исследований собирается посредством использования вопросников, анкетных и тестовых методик.

Объекты для исследований при подобном подходе выбираются случайно или пошагово.

В области юридической психологии могут проводиться также и экспериментальные психологические исследования. Этот подход предполагает предварительный поиск конкретных изменений в средствах и приемах для реализации того или иного действия, или в условиях, в которых оно осуществляется.

Целью этих исследований является достижение большей эффективности в деятельности оперативных работников, следователей, судей и прокуроров. В процессе исследований недопустимо нарушенияе требований наказательно-процессуального кодекса.

Само исследование связано с параллельным наблюдением над действиями двух органов с одинаковыми правовыми обязанностями. Первый работает по общепринятому способу, а второй – при измененных и предварительно уточненных психологом условиях.

Кроме определения направлений и методологических подходов, актуальной проблемой для юридической психологии являются методы сбора и систематизирования эмпирической психологической информации. По существу, эти методы должны гаранитировать сбор надежной информации о лицах и их действиях, связанных с противодействием преступности.

Методы сбора эмпирической психологической информации делятся на две подгруппы: прямые и косвенные.

В первой подгруппе кроме классических методов сбора психологической информации – наблюдение, беседа и интервью, используются и различные виды анкет и тестовых методик.

Ко второй подгруппе относятся документальный и аналитический (биографический) методы. Собранная посредством этих методов информация может быть систематизирована и обработана с помощью различных предварительно подготовленных вопросников.

По идее, при проведении подобных видов исследований рекомендуется использовать как можно больше методов для сбора эмпирической информации. Это будет гарантировать ее надежность и значительно облегчит работу исследователей при анализе полученной информации.

При проведении массовых (представительных) исследований, необходимо приложить усилия, чтобы имеющаяся информация была предварительно подготовлена для компьютерной обработки. Это относится и к информации, собранной посредством использования тестовых методик.

Что касается подготовки исследователей, то им, в целях успешного проведения подобного вида работы, обязательно следует придерживаться следующих рекомендаций:

■ устанавливать и поддерживать доверительные отношения с исследуемыми лицами;

■ гарантировать анонимность исследований;

■ устранять все факторы, которые бы могли оказать негативное влияние на исследования.

Психологические исследования в области юридической психологии кроме подлинно научных удовлетворяют также и определенные практические потребности. Это является одной из существенных причин постоянно нарастающего к ним интереса.

Этот интерес должен быть использован для популяризации юридической психологии среди практиков, работающих в органах МВД или в судебной системе. криминалистическая психология – это психология выявления и раскрытия преступлений. Достижения психологии, возможности использования психологических знаний, инструментария и опыта специалистов данного профиля в оперативно-разыскной и следственной практике издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных криминалистов. Однако долгие годы профессиональное взаимодействие психологов и криминалистов носило эпизодический и далеко не повсеместный характер. Ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону с конца 60-х годов двадцатого столетия. С этого времени в ответ на насущные потребности практической криминалистики психологические знания стали вовлекаться в уголовное производство целенаправленно и все более масштабно. На базе крепнущего и углубляющегося взаимодействия криминалистов и психологов начался процесс разработки принципиально новой специфической научной продукции, изначально рассчитанной на оптимизацию оперативно-разыскной и следственной практики. Создаваемые для детективов и следователей методы, приемы, рекомендации психологического характера не подменяют и не отменяют традиционный криминалистический арсенал. Показав свою эффективность, они органично вписались в систему прикладной криминалистики, существенно обновив ее стратегию, тактику и методику, заметно увеличив ее потенциал и открыв прежде неизвестные перспективы. Тем самым были заложены объективные предпосылки для возникновения и развития криминалистической психологии как важнейшей отрасли юридической психологии. Ее назначение – помогать практическим следоведам, юристам более успешно выявлять и раскрывать преступления, изобличать виновных, снимать подозрение с ошибочно заподозренных, не причастных к преступлениям лиц.

Это может быть сделано путем создания и внедрения в указанной сфере практики принципов, методов и рекомендаций, основанных на знании психологических закономерностей. Во-первых, на знании о поведении носителей уголовно-релевантной информации (потерпевших, свидетелей, преступников) в условиях совершения преступления и вне этих условий; во-вторых, на знании о лицах, организующих и осуществляющих поисково-познавательную деятельность в досудебном уголовном процессе.

Мировая практика борьбы с преступностью дает великое множество примеров эффективного взаимодействия оперативных и следственных работников со специалистами в области криминалистической психологии, продуктивного использования юристами рекомендуемых ими методов. Выявленные психологами особенности внутреннего мира лиц, совершающих преступления, закономерности, определяющие своеобразие их криминального, пред- и посткриминального поведения, психологические типологии и классификации, концепции и идеи успешно реализуются в оперативно-разыскной и следственной практике при построении версий, разработке поисковых портретов скрывшихся с места происшествия преступников, определении направлений и сфер их розыска, тактики допроса, обыска и решении иных поисково-познавательных, организационно-тактических и методических задач.

Предлагаемая книга является одной из немногих работ, посвященных рассмотрению с позиции криминалистической психологии комплекса вопросов, актуальных с точки зрения современной оперативно-разыскной и следственной практики. Это не значит, что в ней исчерпывающе изложено все то положительное, что накоплено в указанной области науки и практики.

У криминалистической психологии богатейший и по многим позициям неисчерпаемый ресурс. Ее возможности еще до конца не освоены правоприменителями и не в полной мере поставлены "на службу" органов дознания и предварительного следствия. Многое еще предстоит осмыслить, понять, оценить. Свою задачу авторы видят в другом – показать, какие, как, при решении каких задач могут быть полезны знания из области криминалистической психологии, какова история развития некоторых ее направлений, какие перспективы открываются для практикующих в уголовном судопроизводстве следоведов при их надлежащем освоении и применении.

Определяя предмет своего исследования, мы исходили из практически важного принципа о целесообразности соединения в научных трудах, адресуемых познавательной практике, сведений о том, что познается, со знаниями о том, как, каким образом это делается. С учетом этого в книге предлагается материал, отражающий результаты психолого-криминалистического анализа личности и поведения убийц и некоторых других категорий преступников, и, кроме того, рассматриваются методы и рекомендации по их выявлению и изобличению. Их реализация в одних случаях требует обязательного участия квалифицированных специалистов – психологов (это, например, касается разработки поискового психологического портрета преступника, применения полиграфа и гипноза при опросе потерпевших, свидетелей, подозреваемых). Другая часть методов и рекомендаций рассчитана на прямое действие, т.е. на их освоение и самостоятельное применение юристами, практикующими в сфере уголовного судопроизводства. Подтверждению, конкретизации, более глубокому усвоению рассматриваемых положений и обобщенных данных служит значительное количество приведенных в книге примеров из криминальной жизни и случаев из криминалистической практики.

Криминалистическая психология не имеет границ. Она не привязана к отдельным ведомствам, территориям и государствам. Она интернациональна по сути и представляет собой всеобщее международное, общепланетарное достояние. Все психолого-криминалистическое, что эффективно "работает" в деле борьбы с преступностью за рубежом, с успехом может использоваться и в нашей стране (при условии допустимости с точки зрения действующих законов). И наоборот: то, чего достигла передовая мысль в области криминалистической психологии, полезный практический опыт российских юристов и психологов могут стать достоянием и приносить плоды при научном изучении и в практике выявления и раскрытия преступлений в других странах. Поэтому отнюдь не случайно в данной работе акцентируется внимание на прогрессе в области криминалистической психологии в США и передовых европейских странах, на том позитивном влиянии, которое этот процесс оказывает на деятельность полицейских детективов и следователей. Итак, криминалистическая психология – это психология выявления и раскрытия преступлений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.