Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое взаимодействие фирм и его формы




Введение

 

Применявшийся нами при анализе предыдущих моделей рынка принцип автономности поведения фирм, в соответствии с которым каждая фирма при­нимает решения независимо от других, — это пример упрощения реальной действительности. На самом деле, принимая решения, фирмы учитывают возможную реакцию конкурентов на свои действия. При определенных условиях именно реагирование становится фактором, оказывающим решающее влияние на поведение фирм, а характер взаимодейс­твия между ними — определяющим параметром организации рынка.

 

Признаки и характеристика олигополистического рынка. Рыночная структура, для которой характерно стратегичес­кое взаимодействие фирм, называется олигополией, что дословно переводится с греческого как «власть нескольких». Само понятие указывает на то, что олигополистический рынок представляет собой рыночную структуру, в рамках которой действует ограниченное количество продавцов. Четкого ответа на вопрос, сколько, дать нельзя. Олигополистический рынок может быть представлен тремя-четырьмя фирмами, а может, и сотней. Важно не количество фирм само по себе, а наличие продавцов, объем предложения, которых достаточно велик относительно совокупного отраслевого предложения. Присутствие на рынке крупных относительно совокупного отраслевого предложения продавцов порождает принципиально новый эффект. Суть его состоит в том, что любое рыночное решение такого продавца неизбежно затро­нет всех участников рынка. Если фирма, контролирующая 3—5% рынка, снизит цену на свой продукт, то это вряд ли скажется на рыночном равновесии. Не если снизит цену фирма, контролирующая 20% объема рыночного предложе­ния, то все действующие на рынке фирмы ощутят произошедшую перемену. Ощущая свою взаимозависимость, фирмы вынуждены строить свое поведение с учетом реакции на него со стороны конкурентов.

Олигополия — тип рынка, где осознающие свою взаимозависимость фирмы тесно взаимодействуют друг с другом, принимая решения с учетом реакции конкурентов.

Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным — чистая олигополия (рынок металлов, сырой нефти), так и дифференцированным — дифференцированная олигополия (рынок авто­транспортной и бытовой техники) продуктом.

Таким образом, в качестве отличительных признаков олигополистического рынка следует выделить:

ограниченное количество фирм, поделивших между собой отраслевой рынок;

высокую степень концентрации рынка, отражающую контроль значительных долей рыночного предложения со стороны отдельных фирм;

затрудненный доступ на отраслевой рынок из-за высоких отраслевых барьеров, которые являются следствием влияния нестратегических (эффект масштаба, вертикальная интеграция, патенты и лицензии) и стратегических (согласованное поведение фирм) факторов;

— наличие стратегического поведения продавцов, являющееся отличительной характеристикой олигополистического рынка и выражающее взаимодействие фирм в особом способе принятия рыночных решений — с учетом возможной реакции конкурентов на эти решения.

Олигополистическое взаимодействие. Если решение одной фирмы в отношении объема выпуска или цены на продукт неизбежно влечет за собой изменение рыночных условий, то это означает, что лю­бые ее действия будут вызывать ответную реакцию конкурентов. Фирма может расширить предложение, снизив цену на свой продукт. Но в рамках данного рыночного спроса это произойдет за счет сокращения спроса на продукт конкурирующих фирм. Стремясь к сохранению своего положе­ния, конкуренты вынуждены будут ответить адекватным снижением цены. В итоге будет выигрывать только потребитель, так как при автономном поведении фирм рынок будет дрейфовать в сторону конкурентного равно­весия, а прибыль фирм будет сокращаться. Другими словами, в условиях отсутствия взаимодействия между фирмами экономическое положение всех фирм будет ухудшаться.

Фирмы осознают, что такой исход является результатом их собственного поведения. Понимая взаимозависимость между собственным поведением и ры­ночным результатом этого поведения, фирмы становятся заинтересованными в координации своих действий. Целью такой координации является достижение равновесного состояния, наилучшего с точки зрения действующих на отрас­левом рынке фирм. Результат координации поведения фирм — максимизация отраслевой прибыли. Достижение такого результата позволило бы улучшить положение всех действующих на отраслевом рынке фирм. Следовательно, наилучший выбор для фирмы, действующей в условиях олигополистического взаимодействия, — это координировать поведение соответственно решениям, принимаемым конкурентами.

Олигополистическое взаимодействие — стратегия поведения конкурирующих фирм, направленная на координацию их деятельности с целью максимизации отраслевой прибыли. Решая вопрос принципиально, фирмы могут реализовать одну из двух стратегий координации деятельности — коо­перативную или некооперативную.

Кооперативная стратегия — это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором координация поведения продавцов осуществляется посредством достижения фирмами соглашения в отношении цены и объема отраслевого выпуска. Чем выше уровень кооперации продавцов, тем больше рыночное равновесие будет тяготеть к монопольному. Кооперативная стратегия может быть реализована в форме открытого соглашения, оформленного в виде письменного договора. Но она может реализоваться и в форме скрытого соглашения, когда координация достигается путем копирования методов ценообразования и способов конкуренции (сознательный параллелизм) или посредством ценового лидерства. Наконец, кооперативная стратегия может быть реализована в форме кооперативного сотрудничества, которое проявляется в виде предупредительного сигнализирования (заявле­ния, оценки рыночной ситуации официальными представителями фирм) или принятия условных потолков цен.

Некооперативная стратегия — это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором координация осуществляется путем конкурентных способов, в рамках которых каждая фирма проводит независимую, направленную на укрепление собственного положения стратегию. Чем более конкурентным будет взаимодействие фирм, тем больше состоя­ние рынка будет приближаться к конкурентному. Крайней формой такого поведения являются так называемые «ценовые войны», которые способны привести олигополистический рынок к исходу, характерному для рынка совершенной конкуренции.

В то же время существуют факторы, которые препятствуют выработке всеми фирмами единой стратегии поведения.

Во-первых, фирмы могут занимать разные конкурентные позиции на тынке.

Во-вторых, они могут различаться по своему финансовому поло­жению.

В-третьих, фирмы могут ставить перед собой разные цели. Все это является причинами выбора разных конкурентных стратегий.

Поэтому единой точки рыночного равновесия, к которой стремятся фирмы, для олигополистических рынков не существует, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурирующие фирмы. Следовательно, не существует и единой теории олигополии. Она предстает перед нами в виде набора разнообразных моделей внут­риотраслевого взаимодействия, каждая из которых иллюстрирует один из возможных типов поведения на олигополистическом рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.