Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели кооперативного поведения: сговор и лидерство




Модель картеля. Наиболее ярко выраженной формой реализации кооперативного поведения является картель, представляющий собой соглашение о параметрах отраслевого предложения. Содержательной стороной картельного соглашения является ограничение отраслевого выпуска до уровня, обеспечивающего получение фирмам отрасли монопольной прибыли, что достигается посредством координации выпуска отдельных фирм до объемов, которые суммарно обеспечивали бы установление монопольного равновесия.

Картель — группа фирм, объединенная соглашением о цене и разделе рынка между участниками с целью получения монопольной прибыли.

Организационно картель может иметь разные формы.

1) Фирмы могут ог­раничиться заключением соглашения о цене, ставя своей целью недопущение ценовой конкуренции, но оставляя возможность неценовой конкуренции за долю рынка.

2) Более жесткой формой картеля является установление производственных квот, дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности.

3) Картель может быть реализован в форме специально созданной сбытовой организации, которая, скупая продукцию у отдельных производи­телей по договорной цене, затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации.

Хотя картель представляет собой способ получения монопольной прибыли, картелизация отраслевого рынка может иметь и другие причины. Нередко причиной возникновения картеля служит резкое сокращение отраслевого спроса. В такой ситуации он становится средством защиты от уничтожающей ценовой конкуренции и сохранения производственных мощностей.

Олигополисты могут получать монопольную прибыль, координируя свою деятельность так, чтобы на рынке достигалось монопольное равновесие.

То, что при реализации картельного соглашения отраслевой рынок оказывает­ся в условиях монопольного равновесия, означает, что деятельность картеля име­ет те же отрицательные последствия, которыми сопровождается абсолютная монополия.

Несмотря на, казалось бы, очевидную выгоду для участников картелизации рынка, формирование картеля и обеспечение его устойчивого функционирования представляют собой довольно сложную проблему.

Во-первых, возможность возникновения картеля обусловливается соотношением сил факторов, способствующих и противодействующих процессу картелизации отраслевого рынка. В числе способствующих картелизации следует выделить такие факторы, как: небольшое число фирм, контроль зна­чительной доли отраслевого предложения, однородность продукта, высокие отраслевые барьеры, отсутствие свободных производственных мощностей, устойчивость спроса и низкие темпы научно-технических изменений. Эти же параметры отраслевого рынка, только противоположные по содержательному наполнению, будут противодействовать картелизации.

Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема подде­ржания его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. Причин нестабильности картельных соглашений много. Прежде всего, могут различаться целевые предпочтения фирм, часть из которых будут ориентироваться на достижение краткосрочных целей, в то время как другая часть будет преследовать долгосрочные цели. Все это будет формировать ос­нования для нарушения картельного соглашения. Причины нестабильности могут корениться в различии оценок обоснованности параметров картельного соглашения со стороны отдельных фирм. Если у фирм имеются существенные различия в издержках производства или в контролируемых каж­дой фирмой долях рынка, то им будет трудно согласовать равно­весные цену и объем.

В-третьих, как оказывается, внутри самого картеля уже заложен механизм его разрушения: каждая фирма должна строго соблюдать выделенную ей картелем производственную квоту; задаваемый картелем уровень рыночной цены радикально меняет положение фирмы на рынке. Поэтому участники картеля либо вынуждены будут снизить цену, либо не смогут реа­лизовать часть своей продукции. Важно, что любой из исходов будет означать разрушение картеля.


Так как обычной практикой для современных экономик является законодательное запрещение и правовое пресле­дование картельных соглашений, то возможности реализо­вать кооперативное поведение в такой форме крайне затруднены. Между тем фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Одной из форм завуалированного кооперативного поведения является ценовое лидерство.

Ценовое лидерство имеет место в том случае, когда на отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед свои­ми конкурентами. Фирма может обладать преимуществами в издержках или показателях качества продукта. Определяющим, однако, является контроль ею значительной доли отраслевого рынка, что обеспечивает ей доминирующее положение. Доминирующее положение на рынке позволяет фирме-лидеру, с одной стороны, получать более полную информацию о рынке, а с другой — обеспечивать устойчивость цены за счет контроля над значительной долей рыночного предложения. Механизм модели ценового лидерства состоит втом, что фирма-лидер устанавливает рыночную цену на свой продукт с учетом сложившихся параметров рынка и преследуемых целей, в то время как остальные фирмы отрасли (последователи) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером, принимая его цену как заданную.

В условиях ценового лидерства рыночная координация достигается посредством приспособления фирм к устанавливаемой лидером цене, которая выступает фактором, задающим условия производства всем фирмам отраслевого рынка.

Отличительной особенностью данной модели взаимодействия явля­ется последовательность принятия решений, а не их одновременность, как это было в предыдущей модели.

Устойчивость модели ценового лидерства обеспечивается не только благодаря санкциям (снижение цены), которые может применить лидер в отношении нарушителей. Другие участники рынка также извлекают пользу, перекладывая бремя исследования рынка и выработки оптимальной цены на фирму-лидера. Ценовой параллелизм способствует максимизации отраслевой прибыли, а, значит, увеличивает прибыль каждой фирмы. Кроме того, последователи по­нимают, что в случае нарушения ценовой дисциплины ухудшится положение всех. Насколько устойчивым будет рыночное равновесие, во многом зависит от поведенческой стратегии лидера.

Поведение фирмы-лидера определяется такими факторами, как размер отраслевой доли лидера, разница в издержках производства лидера и последователей, эластичность спроса на продукт лидера и эластичность предложения последователей. Наиболее существенным в приведенном перечне является параметр издержек производства: чем больше разница в средних издержках лидера и последователей, тем легче лидеру поддерживать ценовую дисциплину.

Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов, как в отношении цены, так и доли рынка. Напротив, конкурентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том, чтобы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры чаще всего инновационного характера, на которые лидер отреагировать не сможет.

Если оценивать модель рынка с ценовым лидерством с точки зрения экономической эффективности, то результат всецело будет зависеть от того, что выступает источником лидерства на данном рынке. Когда источником доминирования являются преимущества в издержках, ценовое лидерство обеспечит более эффективный результат в сравнении с тем, который мог бы быть получен при совершенной конкуренции.

Но когда ценовое лидерство основывается исключительно на контроле над рынком (фирма располагает значительной до­лей отраслевого предложения), результат функционирования рынка с ценовым лидером окажется хуже того, который был бы при совершенной конкуренции.

Модель блокирующего ценообразования. Особенность олигополистического взаимодействия состоит в том, что фирмы склонны сохранять сложив­шееся в отрасли статус кво, всячески противодействуя его нарушению, так как именно сложившееся в отрасли равновесие обеспечивает им наиболее благоприятные условия для зарабатывания прибыли. В связи с этим наибольшую угрозу для фирм представляет проникновение на отраслевой рынок «новичков». Причин тому несколько. Во-первых, вход на рынок новой фирмы нарушает сложившееся равновесие, что неизбежно вызовет обострение конкуренции среди всех участников. Во-вторых, «новички» не обременены обязательствами в отношении сложивше­гося на отраслевом рынке олигополистического соглашения. В-третьих, они могут вообще не разделять выработанной «старыми» фирмами стратегии, а, напротив, вести себя агрессивно. Наконец, «новички» могут принести с собой более совершенную технологию и улучшенный продукт, чем значительно ослабят конкурентную позицию действующих на рынке фирм. Поэтому одной из важнейших забот олигополистов является создание условий, снижающих вероятность проникновения на рынок новых фирм, в чем отраслевые барьеры играют первоочередную роль.

Отраслевые барьеры входа могут быть повышены разными способами. Но самым доступным, а главное наиболее действенным, является цена. Если барьеры входа низки, то действующие в отрасли фирмы могут искусственно поднять их путем снижения рыночной цены. Такое согласованное решение лишит фирмы экономической прибы­ли, но одновременно сделает проникновение «чужаков» в отрасль невозможным.

Олигополисты могут укрепить свое положение, координируя свою деятельность с целью недопущения на рынок новых фирм.

Решение о выборе блокирующего вход уровня цены будет зависеть от двух обстоятельств: уровня собственных издержек олигополистов и затратного потенциала «чужаков».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.