Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели некооперативного поведения: «ценовая война» и конкурентное сотрудничество




 

Конкурентное поведение фирмы становится формой реагирования на решения других фирм, действующих на отраслевом рынке. В этой связи чрезвычайно важным является выбор параметра, который принимается фирмами в качестве объекта реагирования, то есть той стратеги­ческой переменной, которая принимается фирмами за исходную предпосылку при принятии решения и в этом смысле играющей роль якоря в поддержание рыночного равновесия. Таким параметром служит цена или объем выпуска. Когда указанную роль выполняет цена, будет иметь место ценовая олигополия, а когда объем выпуска — количественная олигополия. В качестве модели олигополистического рынка возьмем дуополию, то есть отраслевой рынок, на котором действуют две фирмы.

Дуополия Курно. Примером взаимодействия фирм в условиях количественной олигополии является модель Курно, названная в честь французского математика и экономиста Огюстена Курно (1801 — 1877), который исследовал олигополистическое поведение, базирующееся на оптимизации отраслевого предложения.

Анализ взаимодействия в дуополии Курно опирается на ряд допущений:

— фирмы производят однородный продукт;

— фирмы имеют одинаковые издержки производства;

— фирмы обладают полной информацией о рыночном спросе;

— фирмы нацелены на максимизацию прибыли;

— фирмы выстраивают свое поведение, ориентируясь на выпуск конкурента.

Суть взаимодействия фирм состоит в том, что каждая фирма принимает собствен­ное решение об объеме выпуска, исходя из неизменности выпуска конкурента. Следовательно, модель дуополии Курно демонстрирует механизм установления рыночного равновесия в условиях, когда фирмы принимают решения по объему выпуска.

Равновесие Курно свидетельс­твует о достижении каждой из фирм наилучшего с точки зрения максимизации прибыли положения при заданных действиях конкурента. Оно говорит о том, что при заданном объеме выпуска конкурента ни у одной из фирм нет мотива для того, чтобы изменять выпуск. Модель Курно, однако, не объясняет, как достигается равновесие, если фирмы исходят из предположения о неизмен­ности выпуска конкурента.

Модель ценового соперничества. Модель ценового соперничества называют моделью дуополии Бертрана - в честь французского математика Жозефа Бертрана (1822 – 1900). Это способ взаимодействия, при котором фирма принимает решение об объеме выпуска, исходя из предположения, что фирма-конкурент не изменит цену.

Проблема, однако, заключается в том, что при однородности продукта фирм рыночный спрос будет реагировать именно на уровень цены и любое снижение цены фирмой А приведет к переключению всего рыночного спроса на ее продукт. Иначе говоря, фирма А захватит весь рынок. Фирма Б вынуждена отвечать адекват­но, устанавливая цену на свой продукт ниже цены конкурента, захватывая рынок. Фирма А, лишившись рынка, вынуждена будет пойти на дальнейшее снижение цены. Ответные действия конкурента заставят каждую из фирм снижать цену до тех пор, пока она не опустится до уровня средних издержек и ее дальнейшее снижение не принесет фирме никаких выгод, — это равновесие Бертрана. Таким образом, при равновесии Бертрана олигополисты производят на уровне конкурентного объема и продают по ценам, равным минимальным долгосрочным издержкам, не получая экономической прибыли.

Когда олигополисты ведут соперничество по цене, равновесие отраслевого рынка устанавливается при условиях, характерных для совершенной конкуренции.

«Ценовые войны» выгодны потребителям, так как ведут к максимизации потребительского излишка. В то же время они чрезвычайно обременительны для фирм из-за значительных потерь, которые несут все участники соперничества независимо от исхода борьбы. Важный вывод, который дает модель Бертрана, состоит в том, что в условиях ценового соперничества олигополистическое взаимодействие является нестабильным. Фирмы, стремясь увеличить прибыль, в конечном счете, оказываются в положении с нулевой прибылью — парадокс Берт­рана. Одновременно это наглядно показывает, почему фирмы стремятся избегать ценового соперничества и почему координация поведения неизбежна в условиях олигополии. Теперь становится понятным, что суть олигополистического вза­имодействия — ограничение ценовой конкуренции.

Модель ломаной линии спроса. Иллюстрацией механизма ценовой конкуренции в усло­виях олигополии может служить модель ломаной линии спроса, известная еще как модель Суизи, названная в честь предложившего ее в 1939 г. американского экономиста П.М. Суизи (1910—2004). В основу модели ломаной линии спроса положено предположение об особенностях реагирования в условиях олигополистического взаимодействия. Суть предположения заключается в том, что конкурен­ты всегда будут реагировать на снижение фирмой цены, отвечая адекватным снижением цены на свой продукт, но не будут реагировать на повышение ею цены, оставляя свои цены неизменными. Причем допускается некоторая степень дифференциации продуктов фирм, которая, однако, не препятствует высокой эластичности их замещения.

Допустим, несколько фирм продают схожий продукт на отраслевом рынке, который находится в состоянии равновесия.

В заключение можем зафиксировать ряд особенностей функционирования олигополистического рынка: во-первых, его участники будут воздерживаться от немотивированного изменения цен; во-вторых — продавать по одинаковым или сравнимым ценам; в-третьих, в условиях олигополии существуют факторы, обусловливающие стабильность (жесткость) рыночных цен.

Олигополистическое взаимодействие побуждает фирмы к поддержанию стабильности рыночных цен.

Стабильность цен важное условие извлечения экономической прибыли и, несомненно, отвечает интересам олигополистов. Тем не менее, практика такой однозначности не подтверждает.

Выбор модели взаимодействия фирм на отраслевом ры­ке зависит от многих факторов. В первую очередь от тех, которые оказывают решающее влияние на конкурентные условия. И все же определенную типологию выбора фир­мами модели поведения дать можно.

Экспериментальное моделирование показало, что, во-первых, выбор модели поведения фирм зависит от их численности. В условиях дуо­полии практически неизбежным становится сговор. Взаимодействие в модели с ограниченным числом участников чаще всего заканчивается результатами, близкими к равновесию Курно. Чем многочисленнее ста­новится рынок продавцов, тем больше он тяготеет к исходу Бертрана. Во-вторых, существенную роль в выборе модели поведения имеет кри­терий, используемый собственником для поощрения руководителей фирм. Когда контрактные отношения предусматривают применение штрафных санкций за снижение объема прибыли, будет формироваться модель взаимодействия фирм, максимально отличающаяся от модели Бертрана, а объемы продаж будут выбираться с учетом поддержания заданности цен и прибылей. Если же в качестве критерия оценки ра­боты и поощрения высшего менеджмента принимается объем продаж, то фирмы склоняются к модели взаимодействия по Бертрану. Причем в эту модель взаимодействия вовлекаются даже те фирмы, где системе поощрения строится на основе иных критериев.

Количественные модели олигополии (Курно, картель) будут домини­ровать на тех отраслевых рынках, где существуют ограничения производс­твенного характера. В производствах, требующих больших капиталовло­жений и времени для изменения производственных мощностей, трудно варьировать объем выпуска. Поэтому в отраслях, выпускающих продукты производственного назначения, фирмы предпочтут конкурировать по цене, чем по объему. Ценовая олигополия (модель Бертрана, ценовое лидерство),вероятнее всего, будет присутствовать там, где существуют препятствия для корректировки цен. Можно сказать, что для отраслей с длительным производственным циклом характерной будет корректировка цен, в то время как для отраслей с коротким производственным циклом — корректировка выпуска. Если оценивать модели олигополистического взаимодействия с точки зрения аллокативной эффективности, то с определенной долей условности можно утверждать, что наименее эффективной среди них будет картель, а наиболее эффективной — модель Бертрана.

В последние десятиле­тия получил широкое распространение подход к анализу олигополистического взаимодействия на основе теории игр.

Теория игр представляет собой способ анализа взаимообусловленного пове­дения, использующий логическую дедукцию для исследования поведенческих стратегий, когда решения одного участника оказывают влияние на решения другого. Такой подход не требует полной рациональности действий и не предполагает наличия единственного равновесия. Игра строится на оценках результатов стратегий участников игры, представленных в виде матрицы выигрышей, а сама игра может быть описана в стратегической или развернутой форме.

Обе формы иллюстрируют возможные решения и оценку результатов этих решений. Суть игры заключается в том, чтобы в условиях неопределенности поведения конкурента выработать равновесную, то есть наиболее приемлемую с точки зрения последствий, стратегию взаимодействия.

При этом могут использоваться игры с одновременными ходами игроков (когда каждый из них принимает решения, не зная о решении других) и игры с чередующимися ходами (в которых принимающий решение игрок уже знает о действиях других участников). Игры могут быть некооперативными, когда обмен информацией между участниками в процессе игры невозможен, и коо­перативными, когда такой обмен возможен.

Модели теории игр позволяют не только проанализировать поведение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить возникающие в процессе их взаимодействия проблемы — координации, совместимости и кооперации.

Олигополия как способ развития белорусских рынков. Ставка на повышение концентрации рынка, казалось бы, противоречит задаче развития конкуренции. Однако в действительности жесткой связи меж­ду этими явлениями не существует — все зависит от особенностей отраслевой организации и результативности антимонопольного регулирования.

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что интенсивность конкуренции — это, прежде всего, отсутствие территориальной локализации деятельности фирм.

Во-вторых, существенным является и то, что концентрация рынка способс­твует мобилизации ресурсов, создавая дополнительные источники развития.

В-третьих, олигополистический рынок не исключает наличия последова­телей — менее крупных предприятий, занимающих более узкие ниши данного рынка. Положительное воздействие олигополии при этом выразилось бы в том, что отраслевые лидеры выполняли бы для последователей роль «маяка» в море рыночной неопределенности.

Наконец, уже само присутствие на рынке хотя и ограниченного количества, но равных по конкурентной силе фирм, будет способствовать активизации кон­куренции. Конкуренция — не самоцель.

Заключение

 

Олигополия — тип рыночной структуры, где действует ограниченное число фирм, которые тесно взаимодействуют между собой, учитывая при принятии решений возможную реакцию своих конкурентов. Источником рыночной власти фирм, действующих в условиях олиго­полии, является контроль над отраслевым предложением, а степень этой власти зависит от эластичности спроса и способности фирм ко­ординировать свое поведение.

Олигополистическое взаимодействие фирм имеет своей целью обес­печение такого объема отраслевого предложения, при котором отрас­левая прибыль была бы как можно больше.

Взаимодействие может осуществляться в форме кооперативных стра­тегий, при которых координация достигается посредством соглашения между фирмами в отношении цены и объема предложения, и некоопе­ративных стратегий, при которых координация осуществляется путем конкурентных способов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.