Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каков почин, таков и результат




«Духовные дарования и все вообще служения существуют в Церкви, по мысли апостола Павла, для совершения святых, то есть для нравственного возрождения христиан (Еф. 4, 12), «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13)» (Свщмч. Иларион (Троицкий)

Церковь — это цельный уравновешенный организм, живущий по установленным Богом законам, которые выражены в заповедях и канонической дисциплине. И нарушение отдельных заповедей или канонической логики неизбежно влечет за собой значительные искажения во всей церковной жизни. Современная практика совершения таинства Крещения — самый яркий пример такого нарушения. Святыми Отцами установлен естественный, продуманный, удобный способ вхождения человека в практическую христианскую жизнь. Этим способом вхождения в христианскую жизнь является огласительная система, предваряющая Крещение. Главная задача оглашения перед вхождением в церковную жизнь — дать человеку урок ответственного отношения к своей душе, оторвать его ум от земных предметов и направить к небесным, научить человека незаметному повседневному подвигу, самоограничению. Уже готовясь к Крещению, человек должен получить прививку ответственного отношения к духовной жизни. Если человек вступает в церковную жизнь, не получив урока ответственности, не почувствовав духовного напряжения, то ожидать от него серьезности и стремления к подвижничеству в дальнейшем бесполезно. Так оно и получается. Очень многие крещеные люди открыто пренебрегают молитвенно-евхаристической жизнью Церкви. То есть, Крещение, хотя и должно быть таинством вхождения в Церковь, но, в повседневной действительности, таковым не является (и это не что иное, как профанация Таинства).

Приходят к сознательной церковной жизни очень многие прихожане не через Крещение, а разными «окольными путями». В основном в Церковь приходят через скорби или нужды уже побитые жизнью страдальцы. Чаще всего, это пожилые люди, большинство из которых женщины. И это притом, что Крещение принимают люди в младенчестве или в молодом возрасте. Но пока человек молод, он чуждается Церкви. Причина этого отчуждения не в том, что «негодная молодежь» не хочет знать Бога. Молодежь не хочет знать карикатурную религиозную жизнь. Именно карикатурное мнение о церковной религиозности прочно сидит в обывательском сознании.

Однажды я присутствовал на открытом уроке в одной из школ г. Обнинска. Среди карточек с заданиями для ребят была карточка с вопросом: «Разделяете ли вы точку зрения А. Тойнби о том, что с глобальными проблемами современное человечество может справиться только через религию?». Никто из учеников 10 класса не согласился с Тойнби. Одна девушка, обосновывая свою позицию, сказала, что церковная религиозная жизнь — это нечто неопределенное, внешнее, не касающееся существа жизни[20]. Хотя это были слова десятиклассницы, я считаю, что она очень точно выразила отношение к церковной религиозности большинства современных деятельных молодых людей. Над этим фактом стоит задуматься. Каждому священнику приходилось сталкиваться с огромным количеством подобных ложных стереотипов, которые прочно сидят в головах крещеных, но чуждающихся церковной жизни людей. Почему у большинства крещеного населения в сознании укоренились стереотипы, несовместимые с христианской верой? Ответ прост: попраны законы взаимоотношений Церкви с людьми, ищущими Крещения и участия в других Таинствах. Нарушен принцип цельности Церкви. Нарушение мудрых правил приема и адаптации людей к практической христианской жизни, приводит к искажению всей последующей за Крещением церковной жизни. Кроме того, данное явление приводит к негативным последствиям во взаимоотношениях с внешним миром.

В первую очередь оно разрушает духовную жизнь верных христиан. Проблемы, связанные с Таинством Крещения, во многом определяют внутренние проблемы церковной жизни. То, с чем человек сталкивается при вступлении в Церковь, подсознательно воспринимается им как норма церковной жизни. Какое же впечатление о вере у него складывается после Крещения? Впечатление следующее: христианство — это непонятная архаичная вера, далекая от реальной жизни, содержащая ненужные ограничения и связанная денежными отношениями. Пробубнили непонятные молитвы, облили водой, намазали чем то, поводили со свечами, взяли деньги и отправили — вот и вся вера. Что легко дается, то мало ценится. После такого обращения человеку чрезвычайно трудно воспринять понятия о духовных предметах. Он уже имеет опыт соприкосновения с сакраментальной жизнью Церкви. И этот опыт его не привлекает. Глубина души человека не затронута, не воспламенена.

Так формируется вера, о которой прот. Александр Шмеман писал, что «русский человек верит в необходимость священника, как совершителя Таинств, но перестает ждать от него чего-либо другого: научения, руководства, нравственного примера» [21]. Так мертвеют души. Мертвеют не только души людей, ищущих участия в Таинствах, когда они превращаются в заказчиков религиозных услуг. Мертвеют и души тех, кто эти «услуги» предоставляет. Вся приходская жизнь начинает выстраиваться на противоестественных для Церкви мирских принципах.

Допуская наличие невоцерковленных «членов» Церкви, мы подрываем в корне понятие о христианском долге, перед Богом и перед Церковью. Исчезает вообще всякое понятие о долге[22]. Осознание того, что люди, носящие печать Крещения и имеющие благодатное помазание, могут жить распутно, чрезвычайно ослабляет ревность в христианской жизни среди церковных людей. Верные христиане не видят разницы в допуске к церковным Таинствам и обрядам фактических язычников и настоящих христиан. Человек может в течение 10 лет чуждаться церковного общения, не соблюдать посты и другие церковные установления, но, попостившись 3 дня или седмицу (из всего Великого поста), он будет наравне со всеми допущен к Причастию[23]. Никого не волнует, что потом он опять на 10 лет может забыть о Причащении. А для того, чтобы собороваться, освящать квартиры, машины и т.д. даже поститься и исповедоваться не нужно. То же самое и с Крещением. Получается, что у нас целый ряд священнодействий совершается вне зависимости от принадлежности к Церкви. Позволю себе употребить выражение А.С. Хомякова и назвать данные священнодействия обрядами и «таинствами мертвой веры». В подавляющем большинстве своем люди, участвующие в них, движимы нехристианскими мотивами[24]. Современный церковный обычай допускает широкое употребление священнодействий[25] по ложным, суеверным мотивам. Таким образом, получается, что современный церковный обычай постулирует необязательность следования христианским нормам жизни для обладания церковной правоспособностью. А раз церковный обычай постулирует необязательность духовного подвига, аскезы для членов Церкви, то зачем особенно напрягаться тем, кто ведет церковный образ жизни? Ведь они и так «много» делают: службы, посты, молитвенные правила…. По сравнению с невоцерковленными «христианами», они — уже подвижники. Когда подорвано понятие о христианском долге как таковом, соблюдение простейших норм внешнего обрядового благочестия воспринимаются «сверхдолжными заслугами». Но велика ли цена этих заслуг, если дела живой веры становятся в разряд необязательных (почти клубных) увлечений?

Наличие в среде православных христиан ложного понятия о церковной правоспособности номинальных «членов» Церкви является основанием для формирования превратных представлений о христианстве в нецерковной среде. Современный крещеный, но отпавший от Церкви обыватель уверен, что он-то и есть самый настоящий христианин, а те, кто соблюдает посты да ходит на службы, — фанатики. Это заблуждение очень прочно сидит в умах, и выбить его почти невозможно. Даже священнику порой не удается убедить человека в том, что его образ жизни не соответствует христианским нормам. Любой пьяница может назвать себя «православным», и ни у кого не возникнет сомнения, что это не так. Налицо фактическая дискредитация звания христианина и учения о необходимости внутреннего преображения через подвиг. Таким образом, свободно допуская людей, чуждых Церкви, к полноправному участию во всех священнодействиях Церкви, мы даем санкцию [26] на все непотребства, которые являются нормой в миру.

Необходимо признать двойственность данного положения. С одной стороны, церковный обычай признает любого крещеного грешника полностью правоспособным членом Церкви. С другой стороны, каноны запрещают делать это, так как подобное признание является санкцией на греховную жизнь. Остается определиться. Если официальную церковную позицию выражают каноны, значит, надо осудить «обычай без истины», который «есть только древнее заблуждение», и бороться с ним. Если официальную позицию Церкви выражает обычай, то нужно отменить устаревшие каноны. Неужели нужны архиерейские циркуляры, которые запретили бы компромисс с грехом?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.