Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значимость таинства Крещения




Крещение — это венец миссионерской работы. И вся миссионерская работа должна быть сориентирована на сознательное Крещение. При этом статус крещеного человека должен быть чрезвычайно ценным. Крещение и участие в сакраментальной жизни Церкви должно быть желанным. Человек должен стремиться заслужить его своей жизнью. Только при таком подходе он сможет во спасение воспринять Таинство и захочет продолжать христианскую жизнь. В современной же ситуации открытого попрания большинства канонов, связанных с таинством Крещения,[34] жизнь по православному укладу воспринимается как узколобость.

К вопросу о статусе Крещения относится и вопрос о торжественности совершения самого Таинства. Сейчас оно — рядовая треба, которая совершается в менее торжественной обстановке, чем панихида или молебен. В панихиде и молебне часто участвует хор и весь приход. А крестит батюшка обычно один, без хора и прихожан, которые в это время могут даже и мешать ему своей суетой. Такой образ совершения Таинства говорит о неправильном отношении к нему, как к заурядному событию. Ничто не показывает новокрещеному, что Церковь ждет его. Даже в момент духовного рождения он безразличен всем. Откуда у человека возникнет желание молиться в приходе, жить храмовой жизнью?

Торжественность Крещения, участие в нем прихожан будут способствовать преодолению их ревности: «А какое отношение новокрещеные имеют к нашему храму?». Торжественность совершения, участие прихожан само по себе решит вопрос об отношении новых членов к приходу.

Если говорить о миссионерском значении канонических норм, то необходимо признать их огромную важность. Отказ от канонических основ в приходской жизни лишает миссионеров опоры. Применение канонических норм упрощает решение миссионерских задач. Ответы на три практических вопроса миссионера будут следующими.

КОГО приводить в Церковь? В Церковь необходимо приводить некрещеных людей и отпавших от церковного общения. Причем, отпавшие должны четко осознавать свое положение. А верные христиане должны быть проникнуты сознанием особой опасности их положения и необходимости деятельной заботы об их возвращении.

КУДА приводить людей? В евхаристическую общину, которая готова их принять и имеет опыт мягкой адаптации людей к церковной жизни. Воцерковление человека можно сравнить с пересадкой нового органа в живой организм. Церковный организм не должен отторгать новых членов.

КАК приводить людей? Методы могут быть самыми разнообразными, но все они должны работать на изменение образа жизни людей и их воцерковление. Все дороги стремящегося к Церкви человека должны вести его к системе оглашения и сознательного Крещения (или покаяния, если он уже крещен). Любой метод миссионерства должен формировать верное, возвышенное представлении о Крещении и звании христианина.

9. Милости хочу, а не жертвы[35]

«…если мы предпочитаем жизнь во грехах, ни божественное Крещение, ни последующие за ним божественные Таинства не избавят от вечного осуждения» (Свт. Григорий Палама)[36]

«Милости хочу, а не жертвы» — именно этими словами Христа обычно пытаются оправдать людей, желающих принять таинство Крещения, но не намеревающихся жить по-христиански. Такой подход весьма странен. Ведь если быть последовательным, нужно по этому же принципу допускать и к другим Таинствам, например к Евхаристии. Бог может всех силой благодати привести к сознательному христианству. Зачем же чинить препятствия для людей на пути к Богу? Зачем отталкивать их от Церкви? Ведь сколько сотен и тысяч людей можно было бы причащать за каждым богослужением, если бы не было обычая готовиться к Причастию молитвою, постом и исповеданием грехов. Абсурдность такого подхода очевидна. Понятно, что подготовка нужна тем, кто готовится к участию в Таинствах. Подготовка — это не пустые требования, а духовная помощь человеку. Так почему же лишение человека духовной помощи называется «милостью»? Почему человекоугодие, потакание страстям и порокам называется «проявлением любви», «икономией»? Почему принцип икономии сейчас работает против Церкви, а не на благо ей? Почему икономией называют попрание канонов о подготовке к Крещению, а любое упоминание о них становится акривией?

Слова Христа «милости хочу, а не жертвы» говорят только о милости к кающимся и изменяющим свою жизнь, приносящим достойные плоды покаяния. Но они не имеют никакого отношения к детям, которых мнимообращенные[37] родители хотят крестить, «чтобы не плакали». Они не имеют отношения к тем, кто не желает узнавать основы веры и чуждается участия в богослужении. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», [38] — сказал Господь. Только те, кто ищет Христа как Спасителя от духовной смерти, нуждаются в Его милости. Остальные, считающие себя «здоровыми», здесь ни при чем. И пастырский долг каждого священника — воспрепятствовать всякому, кто, не имея искренних намерений жить по-христиански, пытается проникнуть в ограду Церкви. Напротив, каждому «больному», ищущему духовного врачевания, должны быть даны все необходимые средства духовной помощи (соответствующей обстоятельствам его жизни и потребностям).

Подвести итог сказанному выше можно словами священника Константина Пархоменко: «…если для какой-либо партии иметь мертвые души даже иногда выгодно (для статистики), то для живого Тела Христова, для Богочеловеческого организма иметь мертвые члены — значит страдать и болеть.

Если грех любого члена Церкви — страдание для Тела Христова, то какое же страдание Телу причиняют миллионы формально, по Крещению, принадлежащих Церкви оккультистов, сектантов, колдунов, экстрасенсов….

Именно поэтому следует непременно вернуться к практике обязательного курса оглашения для желающих креститься, существовавшей в Древней Церкви»[39].

Причем, в данном случае речь идет не о принципе «древнее, значит, хорошее», а о принципе целесообразности с учетом современных условий. История Церкви просто дает уникальный опыт, которым мы не имеем права не воспользоваться. К тому же, у нас есть не только древний опыт. Уже накоплено много современного опыта. В нашей епархии оглашение практикуется в Жиздринском, Людиновском, Малоярославецком, Обнинском благочинии[40]. Есть концептуальные и методические разработки, интерес к которым проявляют даже в других епархиях.

Не все древние практики применимы в сегодняшних условиях. Но хорошо адаптированная, обкатанная практика оглашения — одно из первых, простейших и эффективнейших средств противостояния явлениям обмирщения в современной Церкви.

Вторым простым и эффективным средством стимулирования духовной активности является введение дифференцированного подхода в доступе к участию в Таинствах и обрядах Церкви для верных христиан и отпавших от Церкви. Необходимо ввести в обычай современную норму, следуя которой можно было бы считать человека верным христианином. Крайне вредной для духовной жизни нужно признать неопределенность человека в отношении к церковным обязанностям. Верным членом можно признавать только того человека, который признает свои обязанности по отношению к Церкви, евангельским заповедям и её канонам. Внешним критерием принадлежности к Церкви должно быть членство в конкретной приходской общине, подразумевающее участие в ее молитвенно-евхаристической жизни. Духовным «прожиточным минимумом» для христианина можно признать участие в Евхаристии один раз в пост[41]. Неправильно будет буквально применить к современным христианам требования 80-го правила VI Вселенского Собора[42]. Но безусловно вредным нужно признать и категорическое неприменение этого правила. Еще свщмч. Иларион (Троицкий) писал: «Ведь за каждой политической партией признается неотъемлемое право отлучать от себя членов, которые изменили партийным взглядам и начали действовать во вред этой партии. Только Церковь Православная почему-то не может отлучать того, кто сам далеко ушел от нее и стал ее врагом! Только Церковь почему-то в своих недрах должна держать своих прямых врагов!».

Сегодня можно говорить о некоторой патологической боязни священнослужителей сообщить человеку о том, что его жизнь не соответствует христианским нормам. Поэтому именно на священнослужителях лежит значительная доля ответственности за столь частое отпадение людей от Церкви. Мы сохранили осознание того, что умирающему от болезни человеку полезнее знать, что его смерть близка. Это осознание дает ему возможность достойно подготовиться к встрече с Богом. Но неужели в достойной подготовке к встрече с Богом нуждаются только умирающие? Неужели здоровые телом не должны знать, что умирает и страдает их душа? Должны! Для них это знание важно тем, что они могут принести достойный плод покаяния. Ещё это важно, потому что эти люди, начав дело своего спасения, могут еще послужить Церкви, если помочь им раскаяться. И наш долг — оказать им эту подлинную милость [43] и заботу.

Для того, чтобы отпавшие раскаялись, недостаточно просто ждать этого. Иначе мы будем похожи на законников, о которых Господь говорит: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» [44]. Неверно толкуя Закон, древние книжники и фарисеи учили, что спасение наследуют исполнители его обрядовых постановлений, за что были осуждены Богом. Оставив попечение о спасении душ в Боге, они говорили, что для спасения достаточно обрезания, как видимого знака принадлежности к Израилю, субботства и выполнения многочисленных (613 пунктов) обрядовых предписаний (по принесению установленных жертв и т.п.). Законники понимали веру как совокупность обрядовых постановлений, почему и «сами не вошли». Вряд ли нам сегодня стоит повторять их печальный опыт. Обязательное научение истинной вере — вот «ключ разумения», который необходим людям.

Очевидно, что в сегодняшней ситуации нужна продуманная система мер: во-первых, по возрождению евангельских оснований уклада церковной жизни; во-вторых, по возвращению крещеных людей в лоно Церкви. Первым шагом по возвращению людей должно быть признание их отпавшими и нуждающимися в особой заботе об их воцерковлении. Вторым шагом должен стать дифференцированный подход в допуске к участию в священнодействиях Церкви для верных и отпавших (Крещение детей, Венчание, отпевание, освящение машин, квартир, крестиков,). Разница в подходе должна зависеть от степени участия человека в молитвенно-евхаристической жизни Церкви. Например, тех, кто желает креститься, но не проявил усердия в посещении богослужения, достаточно посвящать только в чин оглашенных. Каждое совершение треб с отпавшими должно сочетаться с обязательной [45] (достаточно продолжительной — 3 — 4 встречи с беседами, а не получасовой) катехизацией. После катехизации должно быть присоединение. Проще всего присоединять через Исповедь. Третьим шагом должна быть разработка комплекса мероприятий по развитию общинной жизни на приходах. Одновременно с этим необходимо развивать институт приходских «кураторов новообращенных» (своего рода восприемников). Таков примерный перечень практических шагов по возвращению отпавших.

Не нужно бояться того, что конструктивная позиция Церкви, требующая реального нравственного изменения жизни, отпугнет людей. Напротив, люди всегда понимают заботу, даже если она проявляется в строгости. И именно отсутствие строгости сейчас воспринимается как слабость и равнодушие Церкви. Первыми на изъяны жизни Церкви обращают внимание ее противники. Сторонники либеральных ценностей в официальных обращениях к архиереям указывают на незначительное количество верных христиан как на основание для ограничения нравственного влияния Церкви на общество[46]. То есть, даже некоторые недруги Церкви не признают номинальных «христиан» христианами. Иные, напротив, пытаются показать её слабость, признавая номинальных членов полноценными. От мусульман можно услышать высказывания о том, что Православная Церковь слишком слаба, раз не оказывает реального нравственного влияния на людей, считающих себя христианами.

Необходимость выраженной заботы и строгого влияния Церкви на духовно-нравственное состояние людей высказывается даже в современной художественной литературе. Елена Чудинова в своем романе «Мечеть Парижской Богоматери» высказывает мысль о том, что Православная Церковь сегодня идет по стопам Католической, повторяя ошибки католиков. Причем, по мнению Е. Чудиновой, именно стремление католиков к послаблениям приводит к быстрому распространению ислама среди коренных европейцев. Свои рассуждения писательница подтверждает реальными статистическими данными, над которыми стоит поразмышлять. Словами героя своей книги католического священника Лотара из 2048 года автор обращается к читателям: «Как католику, мне довольно горько об этом думать. Был момент, когда православие могло спасти Европу от ислама. Все те же грабли, на которые наступил Второй Ватикан: когда Церковь идет путем послаблений, чтобы удержать паству, люди в один прекрасный день начинают тосковать по жестким регламентациям. [Текст сноски: «Только в одной Дании в период 1990–2000 гг. ислам приняло, по самым скромным подсчетам, от 3 000 до 5 000 европейцев. Первый канал датского телевидения начал в 2004 году трансляцию пятничных проповедей из мечети Копенгагена. Последняя судорога духовности: скажите мне, чего нельзя! На датском языке проповедует имам Абдольвахид Бедарссен, датчанин. В Германии число обращенных в ислам этнических немцев составляет от 13 000 до 60 000 человек, причем число обращенных за 2003 год вдвое увеличилось в сравнении с 2002 годом»]" [47]. Динамика налицо.

Факты свидетельствуют, что мы живем в переломный момент истории, дальнейший ход которой, как и наша вечная участь, зависит от того, как мы сегодня сориентируемся. Следуя заповеди Спасителя, мы должны устраивать свою личную духовную жизнь и уклад церковной жизни на прочных основаниях: «строить дом на камне» [48] деятельной веры. Причем, в деле устроения церковного уклада важна роль не только священнослужителей, но и мирян. Правильные рассуждения и красивые обряды, за которыми скрывается беспринципность в духовных и нравственных вопросах, не способны реально влиять на нашу собственную жизнь и души окружающих нас людей. Ответственность перед Богом, Церковью и ближними требует сегодня от каждого христианина определить свое отношение к наиболее болезненным вопросам повседневной приходской жизни и принять участие в их решении.

 

[1] Григорий Нисский, свт. Что значит имя христианин., М. Издательство в честь свт. Игнатия Ставропольского, 2006. — С. 9.
[2] Льюис К.С. Письма Баламута. — Расторжение брака. М.: Fazenda «Дом надежды», 2005. — С. 88–89.
[3] Согласно данным различных социологических опросов (проводившихся в РФ в конце 1990 — в начале 2000-х гг., число респондентов, назвавших себя православными, превысило число респондентов, назвавших себя верующими в Бога, примерно на 20%. Можно было бы не принимать эти данные всерьёз, но священникам приходится сталкиваться с ситуациями, когда, придя креститься, человек заявляет, что он не верит в Бога. Один священник выяснил у женщины, которая причащалась в течение 5 лет, что она не верит в Божество Иисуса Христа. А после каждого Причастия ей хотелось покончить жизнь самоубийством. Такие вот случаются парадоксы в иерейской жизни.
[4] Мк. 16;16.
[5] Мф. 28; 19,20.
[6] Слова свщмч. Илариона (Троицкого) цитируются из электронного издания книги «Христианства нет без Церкви». Библиотека форума «Православная беседа»: http://beseda.mscom.ru/library/.
[7] Принципом икономии называют неприменение в конкретных жизненных обстоятельствах всей строгости канонических норм из соображений пастырской необходимости. Икономия противоположна принципу акривии. Акривией называют применение всей строгости канонов в конкретных обстоятельствах жизни Церкви. И икономия, и акривия являются средствами, которые должны в равной степени способствовать душевному спасению верующих и противостоять греху.
[8] Прот. Владислав Ципин. Курс церковного права. Клин, 2002. — С. 174–176.
[9] Экстраполяция — перенос.
[10] Так, на сегодняшний день на территории Калужской области существует не менее 11 действующих языческих капищ, на которых совершаются жертвоприношения древним языческим богам славян. [11] «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: „возвращусь в дом мой, откуда я вышел“. И придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12; 43–45).
[12] Святитель Игнатий пишет, как отражается данная проблема на монашестве: «Ныне ослабевшее христианство приготовляет и доставляет, соответственно своему состоянию, слабых монахов. Ныне вступление девственника в монастырь — величайшая редкость! Ныне вступление лица, не стяжавшего порочных навыков, — редкость! Ныне вступление сохранившего неиспорченным здоровье, способного к монастырским подвигам, — редкость! Наиболее вступают слабые, поврежденные по телу и душе; вступают наполнившие память и воображение чтением романов…; вступают пресытившиеся чувственными наслаждениями… с совестью притупленною, умерщвленною… Для этих личностей борьба с собою очень затруднительна. Затруднительна она и по причине укоренившихся в них порочных навыков, и по причине утраты искренности, по неспособности к ней. По этой же причине затруднительно и наставление их» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. — Т.I. Аскетические опыты. — С.-Пб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. — с. 477).
[13] Исаак Сирин. Слова подвижнические. — М., 1858. — Сл. 11.
[14] См. 1Кор. 11; 26–30. Данный отрывок из Послания к коринфянам говорит не только об ответственности в принятии таинства святого Причащения, но об ответственности по отношению ко всем остальным Таинствам. Можно сравнить слова Апостола «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11; 26) со словами: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6; 3–5). Участие в таинствах Евхаристии и Крещения одинаково ответственно. Спогребаясь Христу в Крещении, мы также «возвещаем смерть Господню» и должны это делать сознательно и ответственно. Иначе получается глумление над Таинством. «Подобие смерти», «подобие воскресения», «хождение в обновленной жизни», соблюдается исключительно формально только в обряде (при условии правильного его совершения), а реально человек не меняет жизнь.
[15] Статистическим подходом можно назвать рассуждения о том, когда и сколько в храме покрестилось. При таких рассуждениях обычно упоминаются только периоды времени и количество крестин. Судьбы крестившихся при этом никого не волнуют. Не вспоминаются даже их имена.
[16] 1 правило VII Вселенского собора (выдержка).
[17] В настоящее время практически все сектанты до попадания в секты были крещены в Православной Церкви.
[18] Правила Православной Церквки с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. I. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — С. 613–616.

[19] 19 правило Лаодикийского Собора.

[20] Пересказываю смысл ответа, не имея под рукой его записи. Ответ девушки был в высшей степени серьезен и характерен для большинства современных серьезных молодых людей.
[21] Прот. Александр Шмеман. Исторический путь Православия. — М.: Изд-во «Паломник», 1993. — С. 370.
[22] Православию чужда практическая мораль католицизма с ее делением на спасение и совершенство, на евангельские заповеди и евангельские советы, на должное и сверхдолжное. Так, Римская Церковь учит, что святые праведники достигли не только спасения, но и совершенства, поскольку они в своей жизни исполнили не только евангельские заповеди, но и так называемые евангельские советы, и что поэтому они имеют «сверхдолжные заслуги." Православная Церковь, однако, никогда не учила в том смысле, что человек для своего спасения должен совершить некий необходимый минимум добрых дел, и что все совершенное им сверх этого минимума составляет его сверхдолжные заслуги. В отличие от римско-католической юридической теории в православной сотериологии спасение человека понимается не как избавление от вечных наказаний, достигаемое благодаря наличию «заслуг," а как процесс духовного освящения и преображения человеческой личности, совершающийся по мере ее приобщения к Божественной благодати, источнику обожения и святости.
[23] В некоторых тяжелых случаях (тяжкая болезнь, отправление на войну) в виде исключения возможен допуск к Причастию того, кто не жил до этого по-христиански. Но ведь у нас все идут в качестве исключений.
[24] Например, люди часто предлагают священнику «почистить углы», подразумевая освящение квартиры.
[25] Это притом, что таинства Крещения, Миропомазания, Венчания совершаются единожды в жизни. «Черновой» вариант Крещения невозможен (повторное Крещение запрещено 47 апостольским, 36 и 59 правилами Карфагенского собора).
[26] Санкция — разрешение.
[27] Авва Дорофей. «Душеполезные поучения». — электронное издание. Поучение шестое «О том, чтобы не судить ближнего».
[28] Нередко альтернативной организацией становится тоталитарная секта. Но ведь Церковью предусмотрена профилактика ухода в секты: «Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам» (46 прав. Лаод. Соб.).
[29] Почти каждый сектант, рассказывая историю своего обращения в секту, упоминает неприятную встречу с «сотрудниками» православных храмов, которая произошла перед его попаданием в секту.
[30] Братией храма в этом случае считаются штатные (и иногда внештатные) сотрудники храма.
[31] Иногда между священнослужителями и прихожанами возникает дружба, но содержание общения редко касается духовной проблематики. Здесь речь идет именно о конторской системе.
[32] «Внутренней миссией» называют евангельскую проповедь среди крещеных, но не просвещенных верой людей. Можно назвать данную миссионерскую деятельность «миссией наоборот». С канонической точки зрения, «внутренняя миссия» — это противоестественное явление. Практика показывает, что просвещение уже крещеных практически не приносит результатов. Тем не менее, проповедь среди непросвещенных — это основное поле деятельности современных миссионеров. И единственный способ сделать работу миссионеров эффективной — возвращение канонических оснований в уклад церковной жизни.

[33] Процедура [лат. procedere — продвигаться] — порядок, последовательность конкретных мероприятий, необходимых для организации сложного дела.
[34] По-моему, на данный момент из всех правил, касающихся участия в таинстве Крещения не подвергается сомнению необходимость выполнения только 6 правила Тимофея Александрийского (о том, что нельзя женщине в нечистоте принимать таинство Крещения). Правила же о необходимости духовной подготовки просто забыты. А их достаточно много: 2 пр. I Вс. Соб., 45-46-47 пр. Лаод. Соб, 96 пр., VI Вс. Соб. и другие. Получается, что мы «оцеживаем комара» телесной нечистоты и «поглощаем верблюда» духовной скверны (Мф.23:24). Даже обрядовая сторона страдает. Несмотря на повеление 49–50 правил Святых Апостолов крестить погружением, большая часть взрослых принимает Крещение через обливание.
[35] Мф. 9;13.
[36] Григорий Палама. свт., Беседы (омилии). Часть 2. — М.: Паломник, 1993. — с. 128. Омилия XXXVIII. На 1-е утреннее воскресное Евангелие (Мф.28:16–20); в ней говорится и о том, что божественное Крещение не достаточно для спасения человека, если при этом он не проявляет тщания соблюдать Божии заповеди. О том же говорит свт. Иоанн Златоуст: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, ни священная трапеза, ни принятие тела, ни причастие крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной и свободной от всякого греха» (Цит. по Страгородский Сергий. Патриарх. Православное учение о спасении).
[37] См. § 5 истолкование 8 правила VII Вселенского собора.
[38] Лк. 5; 31.
[39] Священник Константин Пархоменко. Таинство вхождения в Церковь. — СПб.: «Издательский Дом „Нева“», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. — С. 37.
[40] Возможно, что я не упомянул кого-то «неведением, или забвением, или множеством имен» (лит. Васил. Вел.). Священников, которые радеют о возрождении практики оглашения много, и хотелось бы в данном вопросе иметь единство мнений.
[41] Получится следующая норма: человек, не причастившийся без уважительной причины единожды в пост, отпадает от Церкви.
[42] «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».
[43] Мф. 9:13.
[44] Лк. 11:52.
[45] Исключение могут составлять только случаи тяжкой болезни, смертельной опасности и отправления на войну. Заниматься данной катехизацией вполне может любая огласительная школа.
[46] Леонид Гозман, заместитель Председателя Политсовета Союза Правых Сил, 17.04.2006 в открытом письме митрополиту Кириллу (Гундяеву) в ответ на его выступление на Всемирном русском народном Соборе (4—5 апреля 2006 г.) заявил: «Русская Православная Церковь… объявляет сегодня именно себя ответственной за нравственность не только своих прихожан, но и всего общества. …такого рода претензии в светском государстве и в нерелигиозной, в целом, стране — Ваши прихожане составляют никак не больше нескольких процентов населения — вряд ли вполне обоснованы».
[47] Чудинова Е. Мечеть Нотр-Дам: 2048 год. — М.: Лепта-Пресс, 2005. — С. 126–127.
[48] Лк. 6;48.

Иерей Георгий Казанцев
Духовно-просветительский центр
«Вера, Надежда, Любовь»,
г. Обнинск, 2006 г.

Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»
№ 85, февраль 2010

http://mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1451

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.