Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Химический состав рельсовой стали




РЕЛЬСОВЫЕ СТАЛИ

В СССР рельсы тяжелых типов (Р75, Р65 и Р50 длиной 25 м) изготовляют из высокоугле­родистой стали с повышенным содержанием марганца (табл. 36.1). Такое содержание угле­рода характерно для рельсовой стали США и Канады. В других странах оно несколько ниже, например в Англии 0,50—0,60 %, в Японии 0,60—0,75 %, в ФРГ 0,40—0,60 % при повышен­ном содержании марганца (до 1,2—1,3 %). За рубежом рельсовую сталь выплавляют в мартеновских печах (США, Канада), кисло­родных конверторах (Япония, ФРГ, Англия), электропечах (ФРГ), томасовских конверторах (Франция). При выплавке рельсовой стали в конверторах качество рельсов понижается из-за повышенного содержания вредных примесей (до 0,07 % Р и 0,06 % S).

На протяжении многих лет совершенство­вание химического состава рельсовой стали шло по следующим основным направлениям:

1. Уменьшение содержания вредных приме­сей (серы, фосфора, кислорода, водорода) в рельсовой стали с целью повышения ее чисто­ты и металлургического качества.

2.Увеличение содержания в стали углеро­да для устранения в ее структуре мягкой со­ставляющей — феррита и увеличения количест­ва твердых частиц второй фазы — цементита, входящего в состав тонкопластинчатого перли­та. С повышением содержания в рельсовой ста­ли от 0,5 до 0,8 % С существенно росли ее прочность, сопротивление износу и смятию.

 

Таблица 36.1

Тип рельсов ГОСТ Марка стали Содержание элементов, % (не более)
           
Горячекатаные рельсы из мартеновской стали
Р75, Р65 Р50 ГОСТ 24182-80 ГОСТ 24182-80 М76 М74 0,71¾0,82 0,69¾0,80 0,75¾1,05 0,75¾1,05 0,18¾0,40 0,18¾0,40 0,035* 0,035* 0,045* 0,045* 0,15 0,15
Горячекатаные рельсы из бессемеровской стали
Р50 ГОСТ 16852-71 НБ67 0,58¾0,75 0,60¾1,0 0,15¾0,30 0,070 0,060 ¾
* В рельсах производства «Азовсталь» допускается содержание £ 0,040% Р и £ 0,050% S
                       

 

3.Легирование рельсовой стали, т. е. по­вышение содержания в ней более 1,0 % Мп, более 0,4 % Si и введение в ее состав таких элементов, как Сr, Ni, Mo, V, Nb, Ti и др. Сю­да же относятся попытки повысить комплекс свойств рельсовой стали за счет модифициро­вания и микролегирования, сводящегося к до­бавлению в нее небольшого количества таких элементов, как Mg, В, Се и редкоземельных элементов.

Содержание углерода в настоящее время доведено в рельсовой стали до эвтектоидного, при превышении которого образуется структур­но свободный цементит. Одно из перспектив­ных направлений модифицирования, рельсовой стали ставит своей задачей повышение верхней допустимой границы содержания угле­рода в рельсовой стали до 0,85—0,87 % без выделения структурно свободного цементита.

Лучшие варианты нетермообработанных рельсов из низколегированной стали позволили повысить их эксплуатационную стойкость на отечественных железных дорогах не более чем на 25 %.

В горячекатаном состоянии (температура конца прокатки 1000—1050°С) величина зерна в рельсовой стали соответствует 2—3 баллу по ГОСТ 5639—65, после закалки (температура нагрева 830—850 °С) она соответствует 7—8 баллу. Структура рельсовой стали в горяче­катаном состоянии представляет собой сорби-тообразный мелкопластинчатый перлит, иногда с отдельными тонкими выделениями феррита. Прокаливаемость рельсовой стали невелика: при определении ее методом торцовой закалки (ГОСТ 5657—69) она составляет 4—6 мм.

В СССР рельсовую сталь в основном вы­плавляют в большегрузных мартеновских пе­чах емкостью 380—450 т на Кузнецком метал­лургическом комбинате (КМК), Нижнетагиль­ском металлургическом комбинате (НТМК) и заводе «Азовсталь». Частично ее выплавляют в бессемеровских конверторах на Днепровском металлургическом заводе им. Дзержинского (ДМЗ). Схема технологического процесса про­изводства рельсов на четырех отечественных рельсопрокатных заводах представлена на рис. 36.3. Из нее видно, что при производстве же­лезнодорожных рельсов применяют три вида термической обработки [9]: противофлокенную термическую обработку; термическое упрочне­ние концов; термическое упрочнение по всей длине.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 4992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.