Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вольное переложение строки из стихотворения Баратын­ского «На смерть Гёте», в котором немецкий поэт прославлялся как великий язычник: «С природой одною он жизнью ды­шал». — 481




Притча о работниках «последнего часа», уравненных в плате хозяином виноградника с работавшими весь день, что и, вызвало ропот последних, имеет в виду царствие небесное, равно принадлежащее всем рано или поздно вступившим на праведный путь (Матф. 20, 1—16). Ропот работников, по мне­нию Федорова, свидетельствует о низком, «юридическом» уров­не их сознания, в которое еще не вмещается новая, евангель­ская нравственность, идея всеобщего спасения. — 392.

Неделя Мытаря и Фарисея отмечается православной церковью в первое воскресенье после праздника крещения, ею начинается подготовка к великому посту — в толковании Федо­рова, поворот к самоосуждению, к раскаянию в участии в «тор­гово-промышленной суете». Мытари, в отличие от фарисеев — одной из иудейских сект, оказались более восприимчивыми к проповеди Христа. Притча о Мытаре и Фарисее изложена в виде рассказа Христа об их молитве: Фарисей, превознося свою праведность, благодарит бога за то, что он «не таков, как прочие люди», Мытарь же искренне сокрушается о своих грехах (Лук. 18, 10—14). — 392.

Федоров имеет в виду Россию и Англию. — 390.

Закхей-мытаръ, «начальник мытарей», т. е. сборщиков налогов, «и человек богатый», принимает учение Христа, каясь в прежних грехах: «Половину имения моего я отдам пищим и если кого в чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19, 2—8). Для Федорова имеет символическое значение «кающегося ин­дустриализма» (Материалы к III т. Ф. О. J\.). — 382.

Берлинский конгресс (1878) подтвердил независимость Болгарии, Сербии и Румынии, освобожденных из-под ига Осман­ской империи в результате русско-турецкой войны (1877 — 1878). — 378.

Декларация прав» (франц.). — 373.

Федоров перечисляет ряд древнейших городов мира: Ва­вилон, известный с III тыс. до н. э., иранский город Эктабану,упоминаемый с XI в. дон. э., и Иерусалим, главный город древ­ней Палестины, расположенный на склонах трех гор, в том числе и горы Мориа. Для Федорова эти города в своей изна­чальной основе были «кремлями», защищавшими прах предков, т. е. символически представляли «Памир», могилу праотцев человеческого рода. — 371.

Меру — гора в индийской мифологии наподобие Олимпа, жилище богов, согласно толкованию Федорова — обожествлен­ных предков. Помещалась в самом центре Земли. В этом ска­зочном образе отразился древний культ вершин, возможно, смутное воспоминание о прародине арийского племени, позд­нее пришедшего в Индию. Федоров вслед за французским ориенталистом Бюрнуфом связывал значение слова «Памир» с Меру, усматривая в первом реальную прародину человечест­ва, а во втором-—ее мифологический аналог («гору пред­ков»).— 370.

" Э.-Г. Вебеρ (1795—1878) — анатом и психофизиолог, соз­датель различных методик и приборов для изучения органов чувств, заложил основы экспериментальной психологии, разви­той в трудах Фехнера и Вундта. Г. Т. Фехнер (1801—1887) — фи­зик и психолог, развивал идеи психофизики. В. Вундт (1832 — 1920) — физиолог, психолог и философ, создатель первой в мире психологической лаборатории, подчеркивал значение не­посредственного опыта, самонаблюдения, исследования фактов сознания как основного предмета психологии. — 384.

21 Проповедь «Аще кто благочестив», выражающая надеж­ду на прощение всех, вне зависимости от суммы заслуг («часа» вступления на путь спасения), принадлежит Иоанну Златоусту (347—407), церковному оратору, автору более 800 пропове­дей. — 393.

ί 2Федоров цитирует статью русского зоолога второй по­ловины XIX в. В. А. Фауссека «Паразитизм личинок Anodonla» («Записки Им п. Академии наук» физ.-мат. отд.», т. 13, № 6, 1903). — 399.

23 Альтруизм — неологизм, введенный французским фило­софом-позитивистом О. Контом (1798—1857). — 400.

24 Тримурти — индуистская «троица» богов Брахмы, Шивы и Вишну, трех форм проявления верховного божества (ей пред­шествует ведическая «троица» Агни, Вайю и Сурья. См. прим. 21 ко II части). — 404.

25«Не кради». — Исх. 20, 15. — 417,

25аЛук. 10, 38—42. — 419.

26Обосновывая возможности «космотеллурической пауки и искусства» в деле воскрешения, Федоров ссылается на вывод французского ученого и философа Лапласа (1749—1827) о ми­ровом интегральном уме (см. Лаплас, Опыт философии теории вероятностей. М., 1908, с. 9). — 424.

27Слова из последнего монолога Фауста в 5-м действии трагедии Гёте. — 430.

28Фауст привлекал пристальное внимание Федорова как один из образов мировой литературы, воплотивший тин запад­ного, буржуазно-бюргерского сознания. В своей критике образа Фауста Федоров проницательно выявил ряд черт, связанных с его индивидуализмом, гедонистическим идеалом «полноживу­щей» личности, объявшей весь круг земной. Сам тип действия Фауста в конце трагедии — не коллективный, а индивидуали­стический. 432,

ВЫСТАВКА 1889 ГОДА, ИЛИ НАГЛЯДНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЦИВИЛИЗАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ, ЮБИЛЕЙ СТОЛЕТНЕГО ГОСПОДСТВА СРЕДНЕГО КЛАССА, БУРЖУАЗИИ ИЛИ ГОРОДСКОГО СОСЛОВИЯ, И ЧЕМ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫСТАВКА ПОСЛЕДНЕГО ГОДА XIX ВЕКА ИЛИ ПЕРВОГО ГОДА XX, ТОЧНЕЕ ЖЕ, ВЫСТАВКА НА РУБЕЖЕ ЭТИХ ДВУХ ВЕКОВ; ЧТО XIX ВЕК ЗАВЕЩАЕТ XX? К ПРОЕКТУ ЮБИЛЕЙНОЙ СТОЛЕТНЕЙ ВЫСТАВКИ

Поводом для написания этой статьи стала Всемирная па­рижская выставка 1889 г., открывшаяся 5 мая в ознаменова­ние годовщины начала революции 1789—1794 гг. Многочислен­ные отчеты о пей Федоров читал в русских и французских га­зетах и журналах того времени. Оценив эту выставку как итог «столетнего господства буржуазии», Федоров со своей особой точки зрения родственно-отеческой нравственности даст язви­тельную критику всего «потребительского» буржуазного уклада с его культом «мануфактурных игрушек», развлечений и нас­лаждений, оборотной стороной которого является милитаризм,

22 Η. Φ. Федоров фц накопление орудий разрушения. Эту статью Федорова высоко оцепил М. Горький.

Статья оригинальна по жанру. В ней Федоров разворачи­вает своеобразный «проект» показательной выставки, венчаю­щей XIX столетие, которая должна наглядно представить весь строй современного буржуазного общества, выставки, которая должна быть сохранена как своеобразный разоблачительный «музей». Статья печатается без примечаний Федорова по I то­му «Философии общего дела» (изд. 1906 г.).

1 Лекки (1838—1903)—английский историк, известность приобрел «Историей возникновения и влияния рационализма в Европе» (рус. пер. СПб., 1871). Приводимая Федоровым мысль взята им из сочинения «History of European Morals», на рус­ский язык переведено введение к этому труду («Беседа», 1871, № 10). — 450.

2Гладстон (1809—1898) — английский государственный де­ятель, провел ряд либеральных реформ, продолжал экспансио­нистскую внешнюю политику. — 452.

3 Артикль де Пари — составляющие славу французской, по преимуществу кустарной, промышленности предметы потреб­ления, для производства которых требуется особый художест­венный вкус и изобретательность: тончайшие ювелирные изде­лия, игрушки, безделушки, кружева, вышивки, зонтики, подел­ки из металла, дерева, кожи и т. д. — 453.

4 Мармонизм (мормонизм) — религиозпая секта, возникшая в США в 1830 г., проповедует собирание нового, американского «сиона», подготовку его к тысячелетнему царству в Америке» Религиозная проповедь мормонов включает превозношенио капиталистического предпринимательства как «этической» цен­ности. 454.

5 Вандербилъды, Ротшильды — династии мультимиллионе­ров: первая — в Америке, нажившаяся на железнодорожных спекуляциях; вторая представляет известный, ставший между­народным банкирский дом в Европе. Эти имена стали нарица­тельными. 454.

6Имеются в виду успехи Пруссии в австро-прусской вой­не 1866 г., определившие ее господствующую роль в будущем объединении Германии. В 1867 г. Фрапция стала устроителем Всемирной выставки в Париже (четвертой по счету), которую посетило рекордное для того времени число человек

(8,8 млн.). — 455.

7По Франкфуртскому мирному договору, подписанному 10 мая 1871 г., закрепившему результаты франко-прусской вой­ны 1870—1871 гг., Франция обязалась выплатить 5 млрд. фран­ков контрибуции. — 455.

8 Вильгельм II (1859—1941)—император Германии. В 1890 г. по его инициативе в Берлине была созвапа междуна­родная конференция по рабочему вопросу, решения которой послужили основанием ряда буржуазных реформ в рабочем за­конодательстве, призванных приглушить классовую борьбу и революцию в стране. —456.

9Выставке Федоров противопоставляет фантастический проект всенаучного и всехудожествеппого музея как органа синтеза всех наук и искусств в общем отеческом деле. — 459*

10 2-м предисловием Федоров называет публикуемую здесь Ï часть «Записки от неученых к ученым». Ее символом, эмбле­мой становится музей. Под 1-м предисловием мыслитель имеет в виду не вошедшую в настоящее издание работу «Проект со­единения церквей» (I том «Философии общего дела»), «эмбле­мой» ее как обращения конкретно к ученым духовного сана становится храм-памятншг. В примыкающих к этой работе статьях Федоров предлагает проект символической росписи внутренних и наружных стен образовательного храма-памят­ника, в котором наглядно представлены его основные идеи

(I том, с. 509—626). — 466.

11Если выставке (символу ложного направления науки как служанки торгово-промышленной цивилизации) Федоров про­тивопоставляет музей (образ истинного, проективного направ­ления научного развития), то эклектичному соединению всех религий в некоей «религии разума» он противопоставляет проект сближения различных вероисповеданий в «общем деле», с которым он сам выступил в работе «О проекте соединения церквей» (1-е предисловие) и в примыкающей к ней статье «Собор». В последней он подробно разбирает неосуществленные проекты росписи Пантеона, принадлежащие французскому ху­дожнику П. Шенавару (конец 40-х гг. XIX в.), в которых он пытался представить основные моменты всемирной истории, синтетическую религию человечества. — 467.

12 «Бесцельный труд» — выражение, неоднократно встреча­ющееся у Федорова в качестве негативной категории. Взято из работы его ученика В. А. Кожевникова «Бесцельный труд, «не-делание» или дело? Разбор взглядов Эмиля Золя, Алек­сандра Дюма и графа Л. Н. Толстого на труд» (2-е изд. М., 1894). — 469.

СУПРАМОРАЛИЗМ, ИЛИ ВСЕОБЩИЙ СИНТЕЗ (Т. Е. ВСЕОБЩЕЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ)

Название этой работы представляет собой попытку Федо­рова дать «ученое» название своему учению. Предпринятое в ней краткое изложение идей «общего дела» в виде двена­дцати «вопросов» отличается стремлением к четкости формули­ровок и даже афористичности. Работа написана в 1902 г. Пе­чатается ее первая часть, представляющая законченное отдель­ное произведение.

1 Шарль Рише (1850—1935)—французский физиолог и психолог, автор ряда литературных произведений. У него встречается пренебрежительная интонация в отношении про­шедших и будущих поколений (см. Рише. Куда мы идем? — Напечатано как приложение к переводу романа Беллами «Че­рез сто лет». СПб., 1893, с. 238). — 473.

2 Федоров сознательно излагает свой сугубо «ученый» суп­раморализм в форме «пасхальных вопросов» — как он считает, народно-крестьянского выражения идеи воссозидания прошед­ших поколений. «Пасхальные вопросы» — символическое обо­значение проблем, встающих в связи с проектом «внехрамовой литургии», имманентного воскрешения. — 476.

3Федоров соединяет две формулы, встречающиеся в Биб­

22* 683

лии. Первая часть выражена в словах: «Я Бог отда твоего, БОР Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3, 6), т. е. бог отцов, что стало в Евангелии, как считает Федоров, подтверждением идеи воскресения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матф. 22, 32; Марк 12, 27; Лук. 20, 38). — 479.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.