Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статьи об искусстве




Работа «Странник и его тень» и следующий за ней сбор­ник афоризмов «Человеческое, слишком человеческое» (1876— 1877) написаны во второй период философского развития Ниц­ше, отмеченный влиянием естествознания и философии пози­тивизма и утилитаризма. Сократ представляется ему теперь уже подлинным созидателем культуры. — 550.

В этой части «Несвоевременных размышлений» Ницше противопоставляет «неисторическос», живую, инстинктивную силу настоящего, «истории» как совокупности всех бывших событий и знаний. Следующие две части работы («Шопенгауэр как воспитатель» и «Ричард Вагнер в Байрете») открывают основной источник влияния на мысль Ницше первого периода его творчества. — 550.

Давиду Штраусу (1808—1874), немецкому философу-мла­догегельянцу, рассматривавшему евангельские предания как мифы и проповедовавшему вслед за Фейербахом пантеистиче­скую религию в своих сочинениях «Жизнь Иисуса, критиче­ски переработанная» (1835—1836) и «Старая и новая вера» (1872), Ницше посвятил первую часть своих «Несвоевременных рассуждений» (1873—1876). — 550.

Это знаменитое произведение Ницше, в котором развито представление о «дионисийском» и «аполлоновском» началах бытия и искусства, было издано в 1872 г. Сократ становится у Ницше выразителем рассудочной культуры, тщетно претен­дующей путем разума дойти до первооснов бытия. — 549.

Черным Царством» Федоров называет объединенную Германскую империю, милитаристское государство, господст­вующей силой в котором была военщина, прусское юнкерство. Русско-германские отношения особенно обострились во вре­мена правления Вильгельма II (которого Федоров называет «Черным царем»). — 549.

Формула всемирной истории, выраженная Гегелем БО введении к «Философии истории». — 548.

Федоров предлагает свой «проект» истинной «логики Де­ла», имея в виду конкретпо так называемую «Малую логику» Гегеля, входящую в качестве первой части в «Энциклопедию философских наук» (1817). Федоров пользовался ее русским переводом, сделанным в 60-х гг. В. Чижовым. — 545.

14 Маргейнеке Φ. (1780—1846) —профессор теологии в Бер­лине, первый издатель и редактор «Лекций по философии рели­гии» Гегеля. — 545.

15 «Философия духа» — третья, завершающая часть «Эн­циклопедии философских наук». В соответствии с принципом диалектической триады здесь выделяются три ступени разви­тия «духа»: субъективный дух (индивидуальное сознание чело­века), объективный дух (человеческое общество) и абсолютный дух (искусство, религия и философия), причем философия предстает венцом саморазвития и самопознания «абсолютной идеи». — 547.

20Франко-прусская война способствовала разгрому пап­ства как светской державы. Через два месяца после принятия 18 июля 1870 г. на соборе в Ватикане (I Ватиканский) догмата υ папской непогрешимости Франция в связи с началом войны вывела свои войска из Рима, куда вошла армия Гарибальди, объявившая Рим столицей Италии Папа Пий IX в знак про­теста против своего нового положения, определенного «зако­нами о гарантиях», заключил себя в Ватикане в качестве «узника», рассылавшего проклятия своим недругам. — 550.

23В своих работах «Утренняя заря» (1880—1881) и «Весе­лая паука» (1881—1882) Ницше отходит от позитивизма и на­

мечает основы «философии будущего». Третий период его творчества ознаменован разработкой учения о «воле к власти», «вечном возвращении», «сверхчеловеке» («Так говорил Зара­тустра», 1883—1884; «По ту сторону добра и зла», 1886; «Анти­христ», 1888; «Воля к власти», 1889, и др.).—· 551.

24Выражение французского исследователя А. Фуллье (Fouillé), взятое из его книги «Ницше и имморализм» («Nietz­sche et l'immoralisme»): «между бесконечным становлением и бесконечным возвращением». Сформулировано им по поводу идеи «вечного возвращения», неизбежности возвращения к жиз­ни прежде бывших существ в силу повторяемости всех процес­сов и явлений. Такая пассивная «метафизика» в вопросе о вос­становлении жизни была глубоко чужда Федорову. — 552.

25Цитата из произведения Ницше «Так говорил Заратуст­ра», выражающая стремление к активности воли в деле созида­ния «сверхчеловека» — стремление, приходящее в неразреши­мое противоречие с теорией «невольного» «вечного возвраще­ния». — 553,

26 «Возвращение» (франц.). — 553.

27«Становление» (франц.). — 553.

28См. прим. 66 к III части «Записки». — 555.

20«Ницше против Вагнера» (1888). — 559.

30«da capo» — «сначала» (итал.) — музык. термип, указа­ние повторить пьесу. — 559.

31«порочный круг—Бог» (лат.), слова Ницше. — 560.

32«Любовь к року» (лат.), «ненависть к року» (лат.). — 560,

В настоящем издапии публикуются небольшие статьи из серии работ об искусстве, собранных во II томе «Философии общего дела», где они составляют полный свод эстетических взглядов Федорова — от теории происхождения искусства до проекта будущего его развития.

1Федоров имеет в виду обыдепные храмы, которые строи­лись за день-два обычно в память об избавлении от общего на­родного несчастья (чумы, войны и т. д.). — 571,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.