Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обращение с просьбой о вынесении фатуа




Жалоба со стороны обиженного и притесненного

В каких случаях дозволена гъиба

 

Данная глава является весьма важной, ибо в отношении этого вопроса многие впали в две крайности. Одни, не изучив данную тему до конца, считают гъиба запрещенным тогда, когда она дозволена или даже обязательна. Другие же впав в противоположную крайность, порочат множество мусульман, оправдываясь тем, что это наставление и предостережение (джарх уа-тта‘диль), тогда как это неуместно и неправомерно.

Как уже было отмечено выше, гъиба в своей основе является большим грехом, за совершение чего в хадисах пришли страшные угрозы, и за что следует принести искреннее покаяние. Однако шариат Всевышнего Аллаха сделал исключение, дозволив гъиба в шести случаях. Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что гъиба дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путем ее достичь невозможно”. См. “Шарху сахихи Муслим” 16/140.

 

Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить между ним и его обидчиком, и при этом притесняемый может сказать: “Такой-то обидел меня в том-то”. Доказательств на это множество, как в Коране, так и в Сунне. Так, например, Всевышний Аллах говорит: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (ан-Ниса 4: 148).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, у меня есть сосед, который причиняет мне вред!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Возвращайся, собери свои вещи и выйди на улицу». Когда он вернулся и сделал все так, вокруг него стали собираться люди и спрашивать: “Что с тобой произошло?” Он сказал: “Мой сосед причиняет мне зло, а когда я пожаловался на него пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: «собери свои вещи и выйди на улицу». Тогда эти люди стали говорить: “О Аллах, прокляни его, о Аллах, накажи его!” Когда же это дошло до соседа, он пришел к нему и сказал: “Вернись в свой дом, клянусь Аллахом я больше не причиню тебе вреда”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 124. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

 

Человек может сказать муфтию или обладающему знанием, что его отец, брат или муж поступил несправедливо, имеет ли он право на такое? Подобное разрешается в силу необходимости, однако лучше будет спросить неопределенно: “Что вы скажете о человеке, который поступает так-то и так-то?” Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени. Однако в подобной ситуации нет проблем, чтобы назвать и имя обидчика.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка». аль-Бухари 5364, Муслим 1714.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.