Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды государственных (муниципальных) образований как субъектов гражданского права




 

В юридической литературе и законодательстве для обозначения го­сударственных, а также муниципальных образований часто использу­ется собирательное понятие «государство». Допустимость такого тер­мина объясняется сложившейся традицией и единством статуса тех или иных разновидностей публичных образований (с учетом того, что каж­дое из них выступает от своего имени в пределах своей компетенции).

Государство не является традиционным участником гражданских (частных) правоотношений. Известно, что публичные образования со­здаются с целью осуществления тех или иных властных функций - ре­гулирования экономики, упорядочения социальных и политических процессов и т.п. Как носители публичной (государственной, муници­пальной) власти такие образования обладают суверенитетом (верхо­венством), в силу чего их веления носят общеобязательный характер. Они сами определяют правила, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении своих полномочий. Вместе с тем отношения част­ного права требуют юридического равенства всех участников. Закон указывает, что публично-правовые образования выступают в отноше­ниях, регулируемых гражданским законодательством, на равных нача­лах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридиче­скими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). Такое «двойственное» положение обусловливает особое место этих субъектов в имущественном обороте[18].

В современной учебной литературе под участием государства в гражданских правоотношениях фактически понимается участие в таких отношениях не одного субъекта, а группы самостоятельных лиц.[19] Современное законодательство продолжает традицию рассмотрения публичных образований как особых субъектов гражданского права (Приложение А). Такой взгляд в советское время имел под собой надежные основания, поскольку публичные (государственные) образования занимали особое место в системе общественных отношений. Пользуясь данным свойством они вносили существенные коррективы в содержание имущественных отношений с их участием, что вело к соответственной трансформации юридической формы этих отношений, а в ряде случаев и вовсе не нуждались в их признании субъектами гражданских правоотношений.

Вступление в гражданские правоотношения государственных публично-правовых образований продиктовано общественными потребностями и направлено на удовлетворение публичного интереса. Отмечается, что выполнение функций представителя государства в бюджетных, валютно-финансовых и иных публичных отношениях не делает субъектов собственниками соответствующего публичного интереса - последний всегда принадлежит казне.1 Итак, следует констатировать появление в гражданском праве и законодательстве таких субъектов, которые, будучи вовлеченными в публично-значимые гражданские правоотношения, приобретают некоторые качества публичных образований, выступая не от собственного имени, а от имени, по поручению и в интересах государства либо других государственно-публичных образований.

Публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях постольку, поскольку это необходимо для выполнения их основных функций. Обладая правом собственности, публичные образования могут создавать юридические лица, наделяя их необходимым для осуществления их деятельности имуществом. Средства соответствующего бюджета и другое имущество, оставшееся после такого распределения, составляет казну. Следовательно, можно говорить о казне Российской федерации, казне субъекта Российской Федерации и казне муниципального образования.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в соответствии нормами ГК РФ (ст.214,215) обладают всеми признаками необходимыми для субъектов гражданского права - организационное единство, обособленное имущество. Публично-правовые образования отвечают по обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрено. Вследствие этого публично-правовое образование отвечает по гражданско-правовым обязательствам своей казной, причем той ее частью, которая не изъята из оборота. Каждое из публично-правовых образований является полностью обособленным субъектом в гражданско-правовых отношениях и не отвечает по обязательствам других публично-правовых образований вне зависимости от публичных отношений, связывающих эти образования. Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам, хотя и используют публичную собственность при осуществлении своей деятельности. Публично-правовые образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Разумеется, к публичным образованиям не могут быть применены многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц, как-то: нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о их учредительных документах, об их отношениях с учредителями, о их государственной регистрации и др. Это соображение не должно, однако, считаться аргументом в пользу концепции публичных образований как особого рода субъектов гражданских правоотношений. Существует и ряд юридических лиц, к которым применимы далеко не все общие нормы об их создании, реорганизации и ликвидации. Что же касается государственной регистрации, то здесь ситуация такова: муниципальные образования, равно как и их уставы (учредительные документы) вполне могут подлежать государственной регистрации, а в государственной регистрации таких публичных образований, которые сами относятся к числу государственных – Российской Федерации и ее субъектов – просто не существует необходимости. Факт их существования зафиксирован в Конституции Российской Федерации.

По общему правилу, установленному в ст.126 ГК РФ, Российская Федерация отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей на праве собственности имуществом. Для того, чтобы соответствующая часть бюджетных средств могла стать объектом гражданских, а не финансовых и иных правоотношений, необходимо, чтобы произошло их выделение из бюджета именно на гражданско-правовые цели.

Таким образом, в настоящее время существуют три вида субъектов гражданского права: физические лица, юридические лица, а также публично-правовые образования – Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования; участие последних в отношениях, регулируемых гражданским законодательством и строится по типу участия юридических лиц.[20]

Необходимо подчеркнуть, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования прямо названы в ст. 124 ГК субъектами гражданского права. Но Д.В. Пятковым обосновывается позиция, согласно которой Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в гражданском праве именуются не государства, не какие-либо иные публично-властные организации, а организации, объединения людей, публичной властью не обладающие, наделенные имуществом на праве собственности и гражданской правосубъектностью. Эти организации, по мнению Д.В. Пяткова, можно обозначить общим для них термином – хозяйственные публичные (публично-хозяйственные) организации. Решение проблемы, по мнению Д.В. Пяткова, «возможно на пути отделения гражданской правосубъектности от государства, а не создания государства – субъекта гражданского права» [21].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.