Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности участия публично-правовых образований в гражданском обороте




 

Являясь собственниками своего имущества, публичные образования могут приобретать имущество, передавать в пользование, отчуждать его, наследовать, т.е. вступать в различного рода вещныеправоотношения. Закон предоставляет им и особые возможности при осуществлении на­званных правомочий, например в отношении права на получение ча­сти обнаруженного клада или приобретение бесхозяйного имущества. Только государству присущи правомочия по реквизиции, конфискации или национализации частного имущества. Приобретая имущество в ка­честве наследника по завещанию, государство не может завещать свое имущество, отказаться от наследства и т.п. Но при условии, что субъек­том этих правоотношений является Российская Федерация, оно может выступить законным наследником выморочного имущества.

Как собственники публично-правовые образования могут создавать юридические лица на праве хозяйственного ведения или оперативно­го управления, выступать в роли учредителей хозяйственных обществ или товариществ, в том числе в рамках приватизации государственных предприятий и учреждений. Через своих представителей они участву­ют в управлении такими коммерческими организациями и иной дея­тельности, носящей характер корпоративныхотношений.

В рамках обязательственных правоотношений государство заклю­чает сделки по распоряжению своим имуществом (может его дарить, обменивать, продавать и т.д.). К исключительной компетенции госу­дарства относится заключение договоров подряда, поставки или про­ведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и тех­нологических работ для государственных и муниципальных нужд, го­сударственного займа, соглашений о разделе продукции.

В сфере внедоговорныхотношений публично-правовые образования наделены возможностью быть участниками обязательств, вытекающих из неосновательного обогащения и причинения вреда. В последнем случае, в частности, они обязаны возместить вред, причиненный гра­жданам или юридическим лицам незаконными действиями государ­ственных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда), органов местного самоуправления или должностных лиц.

Участие государственных и муниципальных образований в отно­шениях, возникающих по поводу результатов интеллектуальной дея­тельности, незначительно. Они могут приобретать права патентооб­ладателя (если интеллектуальная собственность создана при выпол­нении государственного или муниципального заказа), а в некоторых случаях - права на товарные знаки, фирменные наименования. Рос­сийская Федерация может становиться наследником некоторых ав­торских прав, в этом случае она принимает на себя охрану этих прав.

Приведенный перечень не исчерпывает возможные варианты уча­стия публичных образований в гражданских правоотношениях, но сам по себе наглядно свидетельствует о признании их полноправными участниками гражданского оборота.

Вместе с тем специфика участия государства в гражданском оборо­те позволяет отметить такие виды его деятельности, которые не свой­ственны иным лицам. Так, например, только этот субъект может при­обрести право собственности по таким основаниям, как реквизиция, конфискация, национализация. Специальным способом прекращения права собственности выступает приватизация. Когда у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо все наследники лишены права наследования, или не приняли наследства, или отказа­лись от него, наследственное имущество переходит к государству (вы­морочное имущество). Относящиеся к памятникам истории и культу­ры вещи, обнаруженные в кладе, подлежат передаче в государственную собственность. В рамках обязательственных правоотношений особо регламентируется статус публично-правового образования в догово­рах поставки для государственных нужд, государственного займа и др.

Государство в силу своего специального статуса не может быть участникомотдельных видов гражданских правоотношений. В частно­сти, в отличие от граждан и юридических лиц оно не вправе занимать­ся предпринимательской деятельностью, выступать в качестве довери­тельного управляющего по договорам доверительного управления цен­ными бумагами и другим имуществом, не может быть наследодателем[37].

По общему правилу публично-правовые образования несут ответ­ственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве соб­ственности имуществом. Изъятие установлено законом в отношении: - имущества, которое закреплено за созданными ими юридиче­скими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В первом случае действует общее правило: юридические лица, со­зданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальны­ми образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвеча­ют по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Так, государственные и муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ими: казенного предприятия при недостаточности его имущества (аб­зац третий п. 6 ст. 113 ГК РФ); казенного учреждения при недостаточности у него денежных средств (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ); автономного или бюджетного учреждения в случае причинения ими вреда гражданам, при недостаточности их имущества, на которое может быть обращено взыскание (абзац второй п. 5 и абзац второй п. 6 ст. 123.22 ГК РФ соответственно).

Второе изъятие включает правило о том, что на имущество, нахо­дящееся в исключительной собственности государства, не может быть обращено взыскание. В частности, п. 1 ст. 126 ГК РФ устанавливает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, на­ходящиеся в государственной или муниципальной собственности, до­пускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Выступая в гражданских правоотношениях в качестве самостоя­тельных участников с обособленным имуществом, публичные обра­зования несут раздельную ответственность по своим обязательствам. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязатель­ствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

Принцип раздельной ответственности не действует в случае, ко­гда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручитель­ство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя га­рантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Имущество, являющееся средством обеспечения обязательств го­сударственных и муниципальных образований, - это принадлежащее соответствующим публичным образованиям на праве собственности и не закрепленное за государственными и муниципальными пред­приятиями и учреждениями имущество, составляющее государствен­ную или муниципальную казну.

 

 

Заключение

Участие государства в гражданском обороте всегда вызывало споры. В разные исторические периоды развития нашей страны возникали различные ракурсы рассмотрения проблем, связанных с определением гражданско-правового статуса государства и его органов.

В современном Российском обществе, пережившем смену представлений о взаимоотношениях личности и государства, продиктованную новыми экономическими условиями и развитием демократии, в последние годы все настойчивее возникают потребности в изменении многих положений, определяющих статус государства в гражданских правоотношениях: от первоначальной идеи определения места государства как участника гражданского оборота, выступающего на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Исходя из признания государства особым субъектом гражданского права, обладающим возможностью иметь гражданские права и обязанности, определяемые его социальными функциями, необходимо четкое определение гражданско-правового статуса органов, реализующих эту возможность, но с учетом специфики в отдельных отношениях, обусловленной его положением как инструмента реализации публичного интереса.

Рассмотрение особенностей участия государства в гражданском обороте осуществлялось через существующие три модели: по первой модели действия органа государства отождествляются с действиями самого государства, и гражданско-правовая ответственность возлагается непосредственно на него; по второй модели орган государства выступает от своего имени, государство участвует опосредованно и лишь в некоторых случаях может наступить его субсидиарная ответственность; по третьей модели орган государства выступает в гражданском обороте в силу гражданско-правового представительства.

Сами органы государства предлагается определить как лица, обладающие статусом юридического лица или без такового, а также физические лица, которые в рамках установленного публичными правовыми актами правового статуса осуществляют реализацию гражданской правосубъектности государства.

К их общим чертам можно отнести: определяющее влияние специальной правоспособности; возможность и необходимость точного определения сферы деятельности, в рамках которой они управомочены представлять государство; отсутствие цели извлечения прибыли и (или) особая регламентация занятия ими деятельностью, приносящей доход; дифференциация ответственности; особенности правового регулирования некоторых видов договоров.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день, к сожалению, четко понять применяемое законодателем в Гражданском кодексе РФ определение понятия казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования при взыскании имущественного (в том числе компенсации морального) вреда, причиненного физическому лицу государственными органами, органами местного самоуправления, для большинства граждан не представляется возможным, т. к. оно носит абстрактный (аморфный) характер.

2. Публичные образования возникают на основе «властно-распорядительного» (чаще всего адми­нистративного) акта. Поэтому, двойственный характер участия государственных и муниципальных образований в имущественном обороте: юридиче­ское равенство в вопросах взаимодействия с контрагентами, с одной стороны, и особый порядок создания, характер реализации полномо­чий, обладание публичной властью - с другой, - позволяет охаракте­ризовать их в качестве особого субъекта гражданских правоотношений.

3. Как субъект гражданского права государство наделено правоспо­собностью и дееспособностью. Несмотря на достаточно широкие воз­можности участия в различных видах гражданских правоотношений, правоспособность этого лица носит целевой, или специальный, харак­тер: оно действует в рамках строго очерченной компетенции и не мо­жет выходить за ее пределы.

4. Реализация дееспособности государственных и муниципальных образований происходит с помощью соответствующих органов. Это качество указывает на сходство правовой конструкции государства и юридического лица.

5. Российским законодательством предусмотрены две формы уча­стия государства в гражданских правоотношениях: непосредственная — через свои органы (п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ); опосредованная - через представителей (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

6. Специфика участия публично-правовых образований в граждан­ских правоотношениях обусловлена тем, что характер выполняемых ими функций исключает возможность осуществления тех или иных видов деятельности, характерных для граждан или юридических лиц, или, наоборот, позволяет им обладать такими правомочиями, кото­рые не свойственны иным субъектам. В таком качестве государство становится участником достаточно обширного круга видов правоот­ношений частноправового характера.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.