Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство индивидуальности есть доказательство освобождения духа




Особенности познания человека свидетельствуют о нематериальности духа

Одной из особенностей материальных существ является то, что они ограничены временем и пространством, они изменчивы и переходящи из одного состояния в другое. В то же время, разум и сознание человека не обладают этими свойствами. Умозаключения человека также нельзя интерпретировать законами материи, такие как сравнение между двумя вещами и вынесение по этому сравнению решения, ибо в нашем мозге отражаются лишь зрительные образы вещей, а для того, чтобы вынести решение необходимо ознакомиться со всеми образами. Сознание человека способно познать целое через серию экспериментов и анализов, подбора информации органов чувств и при этом остаться материальным и подвергаться изменениям. В то же время умозаключения, основанные на эту информацию остаются неизменными и неограниченными ни временем и ни пространством. Как раз этим свойством не обладает материя. Например, человек с помощью чувства вкуса чувствует сладость сахара и после неоднократного испытания этого чувства может вынести решение о том, что сахар имеет сладкий вкус. Естественно, это решение не является продуктом деятельности органов чувств и материальных клеток. Функция органов чувств ограничивается лишь пробованием в конкретный момент и в конкретном месте. Однако целостное решение не обусловлено вышеот-меченными ограничениями. Целостное познание является еще одним свидетельством того, что дух - это нематериальное и автономное существо.

Единство и устойчивость индивидуальности человека также свидетельствует об автономии духа. Сущность, не подверженная изменениям, управляющая материальным телом, свободная от биологического детерминизма, выражающая себя как "Я"

- такая сущность одна и та же, начиная с первого мига жизни и кончая последним. Если принимать, тот факт, что материальные клетки человека в состоянии постоянного изменения, то онтологический уровень сущности человека бесконечно выше уровня материи и материальных объектов, поскольку единство человеческой индивидуальности сохраняется на всех этапах тех изменений, которым подвергается индивидуум на протяжении всей его жизни. Таким образом, нам стало ясно, что дух не является материальным существом и это доказывает нам, что помимо материального мира существует и другой мир, обладающий совершенно иными свойствами; данное заключение опровергает измышления материалистов, отрицающих существование иного, нематериального мира.

ЛЕКЦИЯ 29

СВОЙСТВА ДУХА

В глубинах существа человека отражены два реалия бытия: первый, материальный и второй, состоящий из таких атрибутов как мышление и восприятие, любовь и страдание, ненависть и прощение. Они по существу представляют собой реалии, как отличающиеся от материальной оболочки, так и превосходящие ее. Так, человек готов умереть вследствие голодной забастовки, дабы не испытать стыд раболепия в минуту, когда биологические силы разрушают его тело и побуждают его сдаться и начать есть. В других случаях человек может быть голоден, однако продолжает поститься. В данных случаях мы имеем дело с железной волей, жертвующей телом во имя идей, что нельзя объяснить логикой материализма. Двойственность этих реалий в человеке, а также преобладание одной из них другой, указывает на наличие вещи, стоящей над материей. Коран провозглашает:

"Клянусь... всякой душой, и тем, что ее устроило, и внушило ей распущенность её и богобоязненность!" (91:7-8). Душа, о которой говорится в вышеотмеченном стихе, является нематериальной действительностью. Материя реагирует одинаково на внешние раздражители. Вода твердеет при определенной температуре, а не кипит. Однако, человек способен проявлять самые разнообразные реакции, к примеру, на благородные и дурные поступки. Таким образом, если бы наша способность воспринимать не проявлялась бы за пределами непрерывного движения, мы никогда не смогли бы воспринимать движение и ход времени и тот факт, что мы способны воспринимать ход времени, является очевидным доказательством того, что наша способность воспринимать находится за пределами времени. Итак, поскольку мы воспринимаем время, наша способность к восприятию существует за пределами временных рамок, стоит над ними. Это отличает нашу способность к восприятию от нашей телесной формы; можно отметить, что одна часть реальности человека устаревает, изнашивается, в то время как другой удается избежать распада в водовороте времени, спасти себя. Повелитель верующих Али бин Абу Талиб, да пребудет мир с ним, говорил: "О люди, мы созданы для того, чтобы жить вечно. Однако, вы меняете место своего проживания, передвигаетесь с одного поприща на другое. Тогда готовьтесь к тому миру, в который вы попадете и где будете жить вечно."[[30]]

Воссоздание образа воспринимаемого в мыслях

Законы материи отрицают возможность полного совмещения крупной вещи с вещью меньших размеров, то есть нельзя, к примеру, поместить большое возвышение и просторные равнины на листок бумаги с небольшими размерами. Однако можно обрисовать в своем воображении большие горы со всеми их действительными размерами. Человек имеет полную возможность обрисовать в своем воображении большой город со всеми его зданиями, улицами, парками, машинами, людьми. Всего этого нельзя достичь согласно законов материализма.

Как было отмечено выше, материальные существа ограничены временем и пространством, они подвержены постоянным изменениям, распаду и гибели. Однако возникает вопрос: Касаются ли эти изменения тех вещей, которые отражаются в наших воображениях? Нужны ли человеку годы, дабы вообразить огромное здание? Или же для этого не нужно времени? Подвергаются ли изменениям такие мысленно воображаемые вещи, как названия, образы, числа или воспоминания? Где хранилище этих мысленно воображаемых образов? Мы видим, что ни одна из этих вещей не подчиняется законам материи. Тогда выходит, что память человека сама является нематериальной, абстрактной действительностью. За жизнь человека нервные клетки неоднократно меняются, однако образы друзей, воспоминания детства, запомнившийся стишок и другие информации сохраняются без каких-либо изменений. Если и произойдет такое, что человек забудет свои некоторые воспоминания, достаточно ему припомнить и тут же происходит оживление хранимых в резервуарах памяти информации. Отсюда явствует, что нервные клетки являются только лишь инструментами, служащими духу.

Все материальные существа, какими бы они маленькими ни были, подвержены раздроблению на частицы, например, мы делим карандаш на две части. А потом продолжаем делить обе его части до тех пор, пока это возможно. Далее если карандаш практически больше делить нельзя, то в мыслях такое деление остается возможным. Но можем ли это же действие проделать с мысленными выводами и действительностями. Конечно, нет. Мысленные выводы и действительности неделимы. У них нет конкретного местоположения в клетках мозга, их нельзя разделить первичным или вторичным образом. Это происходит от того, что наши восприятия и утверждения зависят от нематериальной сущности. Исходя из этого мы говорим, что раз деятельность духа не подчинена законам материи, значит и сам дух обладает автономностью; неподвластен закономерностям экспериментальных наук. Все аргументы материалистов, касающиеся таких жизненных явлений как мысль, сознание и восприятие, основываются на недоказуемых гипотезах, которые легко опровергаются с помощью убедительных доводов.

Данные опыта и дух

Несмотря на то, что дух в силу своей автономности и абстрактности не поддается прямым образом, экспериментированию, однако тем не менее, данные эксперимента можно использовать, чтобы понять тончайшие и сложнейшие вопросы духа. Это положение особенно касается тех, кто склонен опираться больше на эмпирические научные данные, чем на истины философские. Спиритуализм или практика общения с духами, ставшая своего рода наукой привлекла внимание ученых и исследователей с конца XIX века; многие ее приверженцы перейдя от чисто научных гипотез к практическим экспериментам, посвятили этой проблеме ряд книг. Тщательно проведенные эксперименты показали, что вполне возможно общаться с душами умерших. Они поднимали в воздух материальные тела без использования каких-либо материальных факторов, в ходе сеанса начинали общаться на языке, которым никогда не пользовались: разглашали секреты, о которых вообще не должны были и знать; читать и копировать надписи, сделанные на различных предметах, будучи абсолютно безграмотными.

Автор "Энциклопедии XX века" Фарид Ваджи перечисляет имена группы исследователей, занимавшихся этой проблемой, приводит многочисленные фактические данные, после ознакомления с которыми нельзя игнорировать эту область науки. Результаты экспериментов ученых поддерживают правдивость вывода о том, что после смерти человека духи продолжают существовать; они могут продемонстрировать различные виды деятельности без помощи тела. Многие из этих исследователей изначально скептически либо отрицательно относившиеся к возможности общения с духами умерших, в дальнейшем убедились в своей неправоте; фактически, они вторглись в эту сферу с твердым намерением развенчать иллюзии.

Гипнотический сон

Гипнотический сон представляет собой пристальный взгляд в течение длительного времени на световую точку, сопровождаемый актом внушения, вследствие чего субъект впадает в искусственное состояние сна, который отличается от обычного сна. После того как субъект погружается в спячку, он из всех звуков, окружающих его, слышит только те, которые издаются гипнотизером и которым он должен следовать.

Магнетизм - другая область знаний, указывающая на автономность духа. Он состоит из таинственной силы, присутствующей в каждом из нас, но не в одинаковой степени. Магнетизм отличается от гипнотизма тем, что когда человек культивирует внутри себя магнетическую силу, он способен оказывать воздействие на животных, а равным образом и на людей. В магнетическом трансе люди способны говорить на языках, которых не знают; они осведомлены о вещах, которые лежат за пределами их знаний; их души путешествуют на большие расстояния. Все это нельзя интерпретировать логикой и закономерностями материализма и несомненно доказывает, что существованию человека сопутствует дух, таинственный и вечный.

Телепатия. Хотя люди знали о том, что существует такое явление, как телепатия, до конца XIX века никаких серьезных научных попыток, направленных на анализирование этого явления не проводилось. Факты показывают, что мысленная связь между людьми возможна на больших и малых расстояниях. Это происходит следующим образом: если они находятся на коротком расстоянии друг от друга, то передают свои мысли друг другу без слов и жестов. Что касается связи на большом расстоянии, то каждый из них сконцентрирует свои мысли в условленное время в единой точке, потом начинают посылать друг другу электрические импульсы. Этому явлению уделили большой интерес ученые, ибо оно убедительно доказывает автономность духа, его самостоятельность и возможность его деятельности в отрыве от тела.

Сон и сновидение. Среди явлений, привлекших внимание человека, особое место занимают сон и сновидение. Это и понятно, ибо значительную часть своей жизни человек проводит во сне и сновидениях. Содержание большинства сновидений - это отражение деятельности человека за день, других-мечты, надежды и стремления человека. Другую группу сновидений составляют смешанные сны, просто отражающие иллюзии и видения человека. Есть также сновидения, в которых определяющим моментом выступает элемент вдохновения; эти сны как бы предсказывают будущее. Они иногда отражают скрытые события в их точной и реальной форме, а иногда и в символической форме, которую в состоянии истолковать лишь люди с необходимой подготовкой. Очевидно, сновидение царя Египта и все, что об этом говорится во главе "Йусуф" может служить ярким образцом в этом вопросе.

Дух человека сходен с сверхъестественной реальностью, он непременно отлучается от тела и отправляется в то обширное мироздание, где нет места чувственным восприятиям. Там дух становится очевидцем определенных реалий в силу своей подготовленности. Дух способен вместить приобретенные разумом знания, причем эти знания остаются в памяти после пробуждения спящего.

Священный Коран считает сон как разновидность смерти, так как сон наступает в результате временного отлучения духа от тела, а смерть - в результате отделения духа от тела навсегда; различие состоит в том, что пробудившийся человек не подозревает о том, что он вернулся из путешествия, в то время как для того, кто умирает, суть вещей становится очевидной. Коран твердит:

"Аллах приемлет души в момент их смерти, а ту, которая не умерла, во сне; схватывает ту, для которой решил смерть, и отправляет другую до названного срока. Поистине, в этом-знамения для людей, которые размышляют!" (39:42). По мнению Корана, как бы внешне сон не напоминал временную остановку деятельности природных сил, он является ничем иным как возвращением духа человека к его внутреннему бытию: Сон - это временная смерть, а смерть - это вечный сон, в обоих случаях дух человека перемещается с одного мира в другой. Только разница заключается в том, что в состоянии сна, дух человека перемещается частично, а при смерти он перемещается полностью. Священный Коран считает сновидение бесспорной действительностью. Сновидения и особенно сновидения пророков приходят как выражение Божьего веления; так например, в сновидении пророка Ибрахима доводится до него веление Бога принести в жертву его сына Исмаила; или сновидение Йусуфа, которое содержало великую и скрытую действительность, которая раскрылась спустя двадцать лет; или же сны, увиденные его товарищами по тюрьме; или сон Царя, который сбылся спустя много лет.

Материалисты утверждают, что все, противоречащее логике и не поддающееся объяснению, не существует, следовательно, ничего и не нужно объяснять либо раскрывать. Если материя является пленницей времени и пространства, то- каковы же факторы, могущие высвободиться от оков этих ограничений и способные прогнозировать события, которые произойдут в будущем, то есть о времени, которое еще не наступило и о месте, в котором он еще не был.

Нельзя забывать о том, что теологи никогда не отрицали влияние прошлого опыта, воздействие желаний и потребностей человека на его сны, они признавали важность учета внутренних и внешних факторов. Многие сны также зависят от определенных болезней и умственных расстройств, однако само явление нельзя рассматривать лишь как простое отражение деятельности мозга и нервной системы либо как результат воздействия подавленных желаний. Многие сны, может быть, и действительно связаны с воздействием этих факторов, однако, это никак нельзя приписывать снам, предсказывающим будущее. Как мы уже отмечали выше, такие сны нельзя интерпретировать материальными факторами и причинами; они представляют собой дистиллят иной формы реальности.

Все явления, описанные нами в двух предыдущих главах, указывают на наличие внутри человека реальности, независимой от его физического бытия, переживающей смерть телесную. Таков единственный вывод, к которому можно придти по зрелому размышлению.

Если сравнить человека с аэропланом, сделанным из различных компонентов со своими независимыми функциями, то необходимо согласиться с тем, что этому аэроплану необходим искусный пилот, способный справиться с управлением. Пилот не относится к тем компонентам, из которых сделан аэроплан, хотя его существование абсолютно необходимо для функционирования летательного аппарата. Дух - есть пилот материального тела.

ЛЕКЦИЯ 30

КОНЕЦ МИРОЗДАНИЯ

Промежуточная сфера. На арабском языке граница или предел, разграничительная линия между двумя вещами, называется "барзах", а как установившийся термин это слово означает сферу или мир, отделяющий смерть от воскресения. В этом значении слово "барзах" использовано в Коране лишь один раз: "Может быть, я сделаю благое в том, что оставил". Так нет! Это - слово, которое он говорит, а за ними преграда до того дня, как они будут воскрешены" (23:100). А в лингвистическом значении это слово применено в другом стихе: "Между ними преграда, через которую они не устремятся" (55:20). В одном рассказе, достоверность которого подтверждена, рассказывают что имам ас-Садик говорил: "Барзах-это могила со дня смерти до дня воскресения". "Клянусь Аллахом, я боюсь за тебя в промежуточной сфере".[[31]]

Все мучения, сопровождаемые вырыванием души из тела умирающего, называются предсмертными агониями. Способы вырывания души разнятся согласно образа жизни, проведенного умирающим. Вырывание души добродетелей отличается от вырывания души злодеев. Священный Коран описывая процесс отнятия души, говорит: "Если бы ты видел, как неправедные пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки: "Изведите ваши души, сегодня будет вам воздано наказанием унижения за то, что вы говорили на Аллаха не истину и превозносились над Его знамениями!" (6:93). Один из спутников Имама ас-Садика, да пребудет мир с ним, задал ему такой вопрос: "О потомок Посланника Аллаха! Когда истинный верующий оказывается на пороге смерти, горюет ли он о том, что душа из него выйдет?" Имам ответил: "Нет! Когда ангел смерти приходит за его душой, то сначала он теряет рассудок. Однако, ангел утешает его, говоря: "О доброжелатель Аллаха, не мучайся. Клянусь Всемогущим, тем, Кто послал Мухаммада как Своего Посланника, что мы будем обращаться с тобой мягче и добрее, чем твой отец. Открой глаза и взгляни на нас". Тогда Посланник Аллаха, Повелитель верующих, Фатима, ал-Хасан, ал-Хусейн, имамы и их потомки возникнут перед ним, и ангел, облеченный обязанностью отнять его душу, скажет ему: "Это Пророк и вожди религии, которые станут твоими друзьями и спутниками". Тогда он приоткроет глаза и услышит, как Аллах, обращаясь к нему, утверждает следующее: "О душа, успокоенная в покровительстве Мухаммада и его непорочной семьи, вернись теперь к лоно Господа твоего. Ты принял как истину авторитет имамов, ибо поэтому ты теперь счастлив. Будь уверен в том, что ты заслужил радость приобщения к твоему Господу. Ступай же будь сотоварищем в Мной избранной элите, прими же уготованное тебе убежище в раю вечнодлящемся!" Для верующего нет ничего более желанного в данный момент, чем полет его души и вобрание всего, что было обещано".

После смерти души благодетельных наслаждаются свободой, которую они не имели, находясь в заточении этого мира. Они освобождаются от бремени земли, глины и материи и отправляются к миру красоты. Дух не подчиняется более пределам, обозначенным для него изнашивающимся, тяжким телом; его не сопровождает сочувствующий, страдающий лик радости. Здесь нет ничего иного для праведных рабов Аллаха, кроме красоты, яркого света, любви и дружбы. А души злодеев погружаются в ужасающую тьму и уныние. Осознавая, что ни их близкие, ни те материальные блага, которые они накопили, не в состоянии спасти их, они обрекают себя на жалкое, ничтожное существование. В Коране следующим образом описывается судьба злодеев и нечистых: "И постигло род фир'ауна злое наказание - Огонь, в который ввергаются, утром и вечером, а в тот день, когда наступит час..." "Введите род Фир'ауна в сильнейшее наказание!" (40:46).

В ходе битвы при Бадре некоторые вожди курайшитов были убиты, а тела их брошены в колодцы.[[32]] После победы мусульман Благороднейший Посланник, да пребудет мир и благословение с ним и его потомством, склонился над краем колодца и обратился к мертвецам со следующими словами: "Мы достигли всего, что нам было обещано Аллахом; убедились ли вы теперь в истинности обещаний Господа? Вы были плохим народом для своего пророка. Другие люди уверовали в меня, а вы сочли меня лжецом; другие люди приютили меня, а вы вывели меня из моего дома; другие люди помогали мне, а вы со мною воевали." Мусульмане спросили его: "Вы беседуете с мертвецами?" Пророк ответил: "Они слышат меня лучше вас, только отвечать не могут.[[33]]

Характерные черты промежуточной сферы.

В промежуточной сфере возможности сознания человека еще больше становятся, однако душевные муки и наслаждения, испытываемые человеком, ускользают от способностей описать их в земном мире. Особенность промежуточной сферы заключается в том, что там и радость и муки носят временный характер и завершаются в тот миг, когда наступает воскрешение. Промежуточная сфера стоит из трех частей:

1. Праведные и добродетельные люди, которые в промежуточной сфере чувствуют себя счастливыми. О них Коран говорит: "Сказано ему: "Войди в рай!" Он сказал: "О, если бы мои люди знали, за что простил мне Господь мой и сделал меня из почтенных!" (36:26-27).

2. Неверующие и безбожники: "Огонь, в который они ввергаются, утром и вечером, а в тот день, когда наступит час..." (40:46). Они жалеют о своих деяниях в прошлом и говорят: "Господи, верни меня, может я сделаю благое в том, что оставил" (23:99-100).

3. Которые не относятся ни к тем, ни к другим. Здесь речь идет о людях, которые в силу тех или иных причин были лишены возможности изучать ислам и постигать истину. О таких в Коране говорится: "Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: "В каком положении мы были?" И скажут они: "Мы были слабыми на земле" Они скажут: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?" У этих убежище - геенна, и скверно это пристанище! Кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть простит Аллах: ведь Аллах - извиняющий и прощающий!"

В промежуточной сфере люди сталкиваются друг с другом, встречают своих родных и близких. Неверующие и злые также собираются вместе. Отношения между благодетельными основываются на близости, теплоте, чистой любви. Что касается отношений между неверующими, то они характерны завистью, упрямством и злостью. Один из товарищей Повелителя правоверных, да пребудет мир с ним, сказал: "Как-то уезжал я из Куфы в сопровождении Имама и он остановился у кладбища близ Вади ас-Салама, словно собираясь, выступить с речью перед народом. Я оставался рядом, наблюдая за Имамом, пока, наконец, не устал и сел на землю. Прошло еще немало времени и теперь я устал сидеть. Тогда я встал и продолжал стоять до тех пор, пока вновь не устал сел на землю. Наконец, мне пришлось вновь встать на ноги и тогда я сказал Повелителю правоверных:

"Я боюсь за тебя, видя, как ты устал, отдохни немного". И я протянул Имаму свою мантию, дабы он мог сесть на нее. Он сказал: "О Хабба! Я стою здесь, занятый разговором с верующими". Тогда я спросил у него: "А между собой беседовать они могут?" "Да" - ответил он. "Когда завеса приподнимается, ты увидишь их сидящими в кружке и беседующими друг с другом". Я сказал:

"Ты говоришь об их телах или об их душах?" "Об их душах", - ответил он".[[34]]

Коранические стихи говорят, что как и любое другое существо, мир, который сейчас существует, также рухнет в бездну катастрофы. Небесные тела сойдутся и погибнут; ни света, ни тепла на небесах не останется; высокие горы обвалятся;

огонь вспыхнет подобно искре, упавшей на груду ваты; океаны вздьшятся и выйдут из берегов, затопив сушу; могилы разверзнутся, смешаются друг с другом; сама земля подчинившись божественному повелению, раскроет недра свои, скрывавшиеся в течение многих веков. Мир обратится в огромное облако пыли, словно истолченный в гигантской ступке. Коран напоминает человеку о том, что продолжительность мироздания ограничена временем: "Разве они не размыслили о самих себе: не создавал Аллах небес и земли и того, что между ними, иначе как во истине и на определенный срок. Но ведь много людей не верует во встречу с их Господом!" (30:8). Коран, указывая на неизбежность наступления того страшного дня, говорит: "О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа-вещь великая. В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но наказание Аллаха - сильно" (22:1-2).

О состоянии мироздания в этот час, Коран говорит: "Когда сотрясается земля сотрясением, когда сокрушатся горы сокрушением и станут рассыпающимся прахом" (56:4-6). "Он спрашивает, когда день воскресения. Вот когда ослепится взор, и затмится луна, скажет человек в тот день: "Где бегство?" (75:6-10); "Когда небо раскололось, и когда звезды осыпались, и когда моря перелились, и когда могилы перевернулись..." (82:2-4).

В Коране утверждается: "В тот день, когда Мы скрутим небо, как писец свертывает свитки: как мы создали первое творение, как Мы его повторим по обещанию от Нас. Поистине, Мы действуем!" (21:104). "И когда морья перельются..." (81:6);

"... в тот день, когда небо будет как медь расплавленная..." (70:8).

Известный астроном Фламмарион в своей книге "Конец мира" утверждает следующее: "Возникновение жизни есть результат подчинения солнечной системы универсальной силе тяжести и центробежному движению. Именно сила тяжести увязывает все части мироздания, от атома и до звезд, регулирует их движение с помощью центробежной силы. Таким образом, универсальный порядок воцаряется во всем мироздании. Однако, и этот порядок неизбежно рухнет, звезды погибнут, небесные тела рассьшятся подобно бусинкам разбитого ожерелья". Другой ученый Джордж Гэмофф утверждает: "Ожидается многократное увеличение диаметра солнца и достижение им размеров Венеры, и поскольку объем водорода на солнце сохранится, то энергия, излучаемая солнцем, возрастет в сотни раз и тогда на земле закипят моря и океаны."[[35]]

Как указывает Коран, воскресение начнется с могущественного звука с небес: "И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. Потом протрубят вторично, и вот -они стоя смотрят" (39:68). В другом стихе Корана говорится: "И когда дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля и горы, и раздроблены единым дроблением, вот в тот день падет падающее, и небо расколется, и будет оно в тот день слабым" (69:13-16).

Вторым трубным звуком станут внушающие трепет призывы к возвращению людей к жизни, воскрешению. Люди неожиданно встанут из могил и спросят, обуянные страхом: "Горе нам! Кто послал нас из места упокоения?" и услышат в ответ:

"Это-то, что обещал Милосердный, и правду говорили посланные!" (36:52); "Тот день, когда подуют в трубу, и придете вы толпами. И небо откроется и станет вратами" (78:17-18). Коранические стихи подробно описывают психическое состояние людей; мы видим полное преобразование и изменение всего сущего в природе, ужас и хаос. Небеса и земля, молодые и старые, люди и животные -все сотворенное будет разрушено; страх пронзает всю структуру отношений в природе, и люди будут думать каждый о своих интересах исключительно: "В тот день, как убежит муж от брата, и матери и отца, и подруги, и сыновей. У каждого мужа из них тогда - дело ему достаточное. Лица в тот день открытые, смеющиеся, веселые, и лица в тот день - на них пыль, покрыл их прах. Они -то - неверные и распутники" (81:34-42). Нечестивые и нечистые люди тщетно стремятся вернуться на землю, дабы замазать грехи свои перед Аллахом и Его посланниками. Но будет слишком поздно. Разве пророки и посланники не предупреждали об этом страшном и неизбежном дне? Коран с удивлением спрашивает грешников: "О человек, что соблазняет тебя в Господе твоем щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил! Но нет! Вы считаете ложью день суда!" (82:6-9). Далее Аллах Всевышний предупреждает человечество: "Отвечайте вашему Господу, прежде чем наступит день, которому нет возврата от Аллаха. Нет вам убежища в тот день, и нет у вас отречения!" (42:47).

 

ЛЕКЦИЯ 31

ВОСКРЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; КАК ОНО ПРОИСХОДИТ?

Существует два мнения о сущности жизни в потустороннем мире. По мнению большинства философов, вечная жизнь будет протекать исключительно в сфере духа, без какой-либо связи с телом; дух, который играет основную роль в жизнедеятельности человека, прощается с телом в момент смерти, тем самым прекращается функция тела, а душа остается вечно и входит в промежуточную сферу. Следовательно, воздаяние и наказание также носит сугубо духовный характер.

Второе мнение, поддерживаемое многими теологами и философами прошлого и настоящего, основывается на том принципе, что воскресение представляет собой полное и окончательное возвращение к жизни. Человек возобновляет свою жизнь в мире ином, сохраняя все свои качества и свойства. Единственное различие состоит в том, что его возобновленная жизнь протекает в более возвышенном по сравнению с земным, мире. На этой ниве материя и дух сохраняют присущие им отличительные свойства, но при этом становятся столь тесно взаимосвязанными, что их существование проявляется как единое целое.

Ни один аргумент не может доказать сущность жизни после смерти; можно лишь доказать неизбежность и необходимость воскресения, философия и интеллект не обладают тем ключом, который бы позволил раскрыть тайну того, что конкретно произойдет в потустороннем мире. Вместе с тем, с помощью коранических стихов, рассказов и здравого разума можно сделать несколько заключений. Коранические стихи, поддерживающие идею о телесном воскресении, можно классифицировать на несколько групп:

1. Говорящие о сборе костей тела человека:

"Разве думает человек, что Мы никогда не соберем его костей?" (75:3); "Скажи: "Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ во всяком творении" (36:79).

2. Говорящие о воскрешении мертвых и сборе разбросанных костей тела. В Коране приводится пример телесного воскрешения, связанный с именем пророка Ибрахима, да пребудет мир с ним! В нем повествуется о том, как Ибрахим собственными глазами убедился в том, что из разбросанных частиц можно сконструировать тело: "И вот сказал Ибрахим: "Господи! Покажи мне, как ты оживляешь мертвых". Он сказал: "А разве ты не уверовал?" Тот сказал: "Да! Но чтобы сердце мое успокоилось". Сказал Он: "Возьми же четырех птиц, собери их к себе, потом помести на каждой горе по части их. А потом позови их: они явятся к тебе стремительно, и знай, что Аллах велик и мудр!" (2:260).

В истории Узайра, да пребудет мир с ним, он однажды верхом на осле набрел на селение, которое разрушено до основания. Он здесь увидел зрелище гниющих останков людей. Погрузился он в глубокое размышление и сказал: "Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?" И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он спросил у пророка: "Сколько ты пробыл?" Тот ответил: "Пробыл я день или часть дня". Тогда Аллах сообщил Узайру о том, что в этом состоянии пробыл он сто лет, безжизненно покоясь на траве, в том месте, где упал он. Повелено было ему взглянуть на осла, и увидел он, что тело животного полностью разложилось. И Аллах вернул его к жизни: "И посмотри на своего осла-для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, - посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом". И когда стало ему ясно, он сказал: "Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!" (2:259).

3. Говорящие о воскрешении мертвых в могилах. Естественно, что в могилах содержатся тела умерших, а не души. Об этом в Коране говорится: "Разве он не знает, когда будет изведено то, что в могилах" (100:9). "И что час наступит, - нет сомнения в том! - и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах" (22:7).

4. Говорящие о беседе друг с другом членов тела человека и их свидетельствовании за правду:

"А когда пришли они к Нему, свидетельствовали против них слух, зрение и кожа о том, что они делали." И сказали они своим кожам: "Почему вы свидетельствуете против нас?" Они сказали: "Внушил нам речь Аллах, который внушил речь всякой вещи, и Он создал вас в первый раз, и к Нему вы вернетесь" (41:20-21). В других стихах встречается упоминание о том, что тело, которым человек будет обладать при воскресении, окажется сходным с его земным телом: "Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания" (4:56). Некто однажды спросил у имама ас-Садика, да пребудет мир с ним, о смысле коранических слов: "Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказание" и сказал: "В чем провинилась другая кожа?" Имам ответил; "Горе тебе! Кожа та же самая, но и в то же время она другая кожа." Тогда человек попросил его объяснить суть дела на каком-нибудь примере из мирской жизни. Имам сказал: "Видел ли ты когда-нибудь, как никто ломает кирпич, потом ссыпает обломки обратно в форму для производства кирпича. Получается тот же кирпич, но в то же время это другой кирпич".[[36]]

5. Стихи, в которых описываются многочисленные материальные наслаждения и удовольствия в раю и наоборот, отмечаются разные телесные наказания, которым подвергаются грешники в аду:

"И плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают. А черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому - в воздаяние за то, что они делали" (56:20-24). "В самуме и кипятке, и тени черного дыма, не прохладной и не благой" (56:42-44); "Потом, поистине, вы заблудшие, обвиняющие во лжи, будете есть с дерева заккум, и наполнить им животы, и пить за этим кипяток, и пить, как пьют истомленные жаждой" (56:51-55). Все эти стихи Корана, со своей четкостью и ясностью не оставляют места иным толкованиям, кроме идеи о телесном воскресении.

Рационалистический аргумент. Человек состоит из тела и духа. Тело-лишь инструмент для деятельности духа, и оно играет решающую роль в обеспечении непрерывной деятельности духа. В правовом и уголовном отношениях человек несет ответственность за свои поступки в обеих его ипостасях - телесной и духовной. В таком случае, можно ли допустить возможность того, что в этом мире человек должен нести ответственность за поступки духа и тела, а в потустороннем мире вся ответственность падает на дух? Другими словами, полное совершенство человеком достигается в обоих его параметрах одновременно. Обещание людям бесконечной радости от духовного удовольствия либо предупреждение их об исключительно духовных муках остаются непонятными; эти пред-рекания неспособны контролировать чувства человека в минуты безысходности и отчаяния, препятствовать его вхождению в запретную зону греха. Священный Коран отмечает и блаженство и наказание как в материальном так и духовном планах:

"Обещал Аллах верующим мужчинам и женщинам сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там, - и благие жилища в садах вечности. А благоволение Аллаха - больше, это - великая удача!" (9:72).

Сомнения и ответы на них. Ограниченная вместимость земли. Сможет ли земной шар дать пристанище в день воскресения всем людям, когда-либо жившим на нем? Ответ Корана на этот вопрос ясен и лаконичен, ибо он говорит, что земля будет заменена другой землей.

Обновление клеток тела человека. Клетки человеческого тела постоянно обновляются и в связи с этим каждый индивидуум меняет свою физическую форму несколько раз в течение своей жизни. Получается, что тело человека на протяжении отпущенного ему срока проходит несколько жизненных этапов. На каждом из этих этапов оно осуществляет действия, заслуживающие награды или наказания. В этом случае какое именно тело должно будет держать ответ за свои деяния в день воскресения? Каждая новая клетка наследует особенности и характерные черты своей предшественницы и поэтому, конечная телесная форма человека представляет собой комплекс особенностей всех предшествовавших тел.

Недостаточность первичных материалов. Достаточно ли земных материалов, необходимых для конструирования заново такого огромного числа людей и их воскресения в день суда? Каждый квадратный километр земной поверхности вполне достаточен для того, чтобы вместить на ней сотни миллионов людей. Исходя из этого расчета, ничтожнейший участок земли может произвести достаточно материала для возобновления тел миллиардов новых людей.

Соотношение между численностью людей и имеющимися пищевыми продуктами. Вопрос связан с превращением частиц тел умерших в субстанции, потребляемые другими, при котором эти частицы смешиваются с телами других. Основой для формирования человеческого тела служит не больше одной клетки, потом эта клетка размножалась, на нашем теле появились различные части и конечности. Если частички одного тела будут поглощены структурой другого тела, частицы, принадлежавшие тому индивидууму, возвращаются в свои исходные места. Возвратив частички, заимствованные у чужого, второе тело фактически сохраняет свое оригинальное существование. В день воскресения будет возрождена основная часть, которая несет в себе телесные и духовные свойства человека, потом они увеличиваются и происходит восстановление его прежней структуры. С другой стороны, основной стержень личности человека составляет дух, поэтому, если кто совершил преступление и спустя десять лет умер, нельзя сказать, что он чист в силу изменения клеток его тела. Ему как виновнику предстоит стоять лицом к лицу с обвинением и нести наказание.

Отсутствие равновесия между преступлением и наказанием. Как бы ни прожил человек свою ближайшую жизнь, она ограничена временем и завершается в момент смерти. Отсюда возникает вопрос: представим, что человек прожил в мирской жизни двадцать лет и совершил определенные погрешности. Будет ли справедливым его вечное пребывание в аду? Или же должно существовать определенное соответствие между погрешностью и наказанием? Иначе говоря, если кто, сам не подозревая, оскорбит нас, справедливо ли будет конфисковать его имущество или вынести решение казнить его? При этом надо учесть, что Коран ясно предвещает вечное наказание злодеям и злоумышленникам: "Разве они не знали, что, кто противится Аллаху и Его посланнику, для того -огонь геенны на вечное пребывание в ней. Это -великий позор!" (9:63). "А те, которые не веровали и считали ложью наши знамения, они - обитатели огня, они в нем вечно пребывают" (2:39). Естественно, эти вопросы не возникают при вечном пребывании в раю, ибо чрезмерное воздаяние -это проявление благосклонности, щедрости и милостивости Аллаха. Вопрос возникает при рассмотрении проблемы вечного наказания. Отвечая на этот вопрос, мы должны заметить, что сами наказания делятся на две части:

1. Относительное взыскание. Такие взыскания применяются для поддержания общего порядка, типа оштрафования водителя, нарушившего правила уличного движения, хлестания употребившего спиртные напитки; при таком виде взыскания, наблюдается относительная связь между нарушением и взысканием.

2. Наказание. Это результат того действия, которое совершил человек. К примеру, каждый, кто употребит спиртные напитки пьянеет, теряет рассудок и становится предметом насмешек из-за его действия. Кто курит, тот вредит своему здоровью. При таких наказаниях наблюдается настоящая структурная связь между поступком и реакцией на него. При наличии такой связи нет места разговорам о соответствии между поступком и взысканием, ибо это не является относительным вопросом. Наказание того, кто уколол свой глаз ножом - это потеря им зрения. Никто не может оспорить это решение под предлогом того, что он совершил это в момент безумия. Результат исходит из конкретного вида поступка и не подлежит изменению. Или же некто водит машину в нетрезвом состоянии, совершает аварию и остается парализованным. Может ли кто нибудь сказать, что исход не соответствует поступку, ибо существующая между ними связь - не относительная, а структурная. А теперь рассмотрим связь поступка грешника с наказанием в потустороннем мире. Коран следующим образом описывает это обстоятельство: "И явились им мерзости того, что они творили, и постигло их то, над чем они издевались" (45:33); "И они нашли налицо все, что совершили. Твой Господь никого не обижает!" (18:49); "В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки зла увидит его" (99:6-8); "В тот день всякая душа найдет представленным то, что она сделала доброго и что она сделала злого" (3:30).

Если наказание адекватно самому поступку, то, естественно, не возникает никаких споров по этому поводу. Но не надо забывать, что наказание в потустороннем мире не является препятствием перед наказанием в мирской жизни. То есть, связь между преступлением и наказанием не временная, будь то в этом мире или в мире потустороннем. Преступник в состоянии ослепить двадцать человек и более за очень короткий промежуток времени и быть в итоге приговоренным к пожизненному заключению; существует ли какая-либо связь между преступлением и наказанием по их длительности и количеству? Разумеется, нет.

Наши поступки и поведение в земном мире обуславливают соответствующее наказание и воздаяние, зависающие над нашими головами подобно ливню до наступления дня воскресения. Мы несем исключительную ответственность за наши поступки, ибо человек волен поступать в этой жизни как ему заблагорассудится, не считая себя простым винтиком общества или истории. Имам ас-Садик, да пребудет мир с ним, говорит следующее о вечной сущности наказания: "Если одной группе людей, пребывающих на адском огне, предназначено оставаться на нем вечно, то происходит это от того, что они упорствовали в своем грехе, надеясь на бессмертие в земном мире. Равным образом, если людям рая предписано оставаться там вечно, то происходит это от того, что они упорствовали в своем стремлении покориться Аллаху и Его повелениям. Таким образом, вид вечного существования для каждой группы определяется ее собственными целями и намерениями".[[37]]

 


ЛЕКЦИЯ 32

ОСОБЕННОСТИ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА

Сравнение между земным миром и потусторонним миром. Когда мы хотим дать представление о некоторых зрелищах или показать определенные реальности, то слова и понятия, которыми мы пользуемся, оказываются недостаточными. С этой проблемой, в частности, сталкиваемся при представлении потустороннего мира. Мы обычно пользуемся терминами и выражениями, предназначенными для обозначения ограниченных понятий и явлений этого мира. Поэтому для осознания и понимания смысла вещей, находящихся в потустороннем мире, необходимы иная логика, иное видение мира. Жизнь в этом мире и жизнь в мире ином имеют общие черты - они обе действительны, в каждой из них есть счастье и страдание; но по многим параметрам они характеризуются глубокими различиями.

Одна из особенностей потустороннего мира заключается в том, что здесь существует четкое разграничение между трудом и его результатами. Здесь человек трудится и сажает, там - пожинает плоды. Как говорил Повелитель правоверных Али, да пребудет мир над ним: "Сегодня мы должны трудиться, а не отчитываться; завтра мы должны отчитываться, а не трудиться".[[38]]

В мирской жизни человека преследуют то невзгоды, болезни и нужда, то радость; мирская жизнь - это смесь удач и успехов, радостей и печали, в то время как в потустороннем мире эти явления как таковые отсутствуют. Здесь совершенство и счастье - участь жителей рая, а вечная печаль - участь жителей ада.

Вечность. В этом мире все обречено на завершение и исчезновение; в окружающем человека мире все ограничено временем; все носит временный характер, а в потустороннем мире -' все вечно. Счастье и благоденствие жителей рая длится бесконечно, о чем в Коране утверждается следующее: "Притча о рае, который обещан богобоязненным, где внизу текут реки: пища в нем постоянна и тень. Это - награда тем, которые богобоязненны, а наказание неверных - огонь" (13:35).

Одной из отличительных особенностей потустороннего мира является то, что пожелания обитателей рая исполняются без какой-либо физической нагрузки. Достаточно им возжелать какую-то вещь, ее бытие обеспечивается само по себе. Обитатели рая удостоены такой привилегии: "Для них - то, что они пожелают у их Господа. Это -воздаяние добродеющих" (39:34). Повелитель правоверных Али, да пребудет мир с ним, говорил:

"Плоды потустороннего мира срываются без каких-либо усилий; достаточно одного лишь желания и стремления заполучить их".

Уверенность и мир. Жизнь в ближайшем мире основана на конкуренции и борьбе, а жизнь в потустороннем мире отличается уверенностью, безопасностью и миром, ибо он более близок к Аллаху всевышнему. Чем ближе в иерархии существования сфера бытия расположена к возвышенному Началу всех вещей, тем выше степень единства и гармонии; чем дальше, тем глубже отделение, противоречие и противопоставление. О взаимосвязях, господствующих в потустороннем мире, в Коране утверждается следующее: "Поистине, богобоязненные - среди садов и источников:

"Входите сюда с миром в безопасности!" И изъяли Мы злобу, что в груди; братьями они на седалищах обращены друг к другу. Не коснется их там забота, и не будут они оттуда выведены" (15:45-48). В другом стихе Коран показывает, что согласно существующему в раю порядку, все обитатели существуют и взаимодействуют на основе мира:

"Для них жилище мира у их Господа: Он - их помощник за то, что они делали" (6:127).

Ужасные муки и страшное наказание. Человеческий разум неспособен в полной мере представить действительную природу мучений в потустороннем мире. Священный Коран говорит: "А что даст тебе знать, что такое "сокрушилище"? Огонь Аллаха воспламенный, который вздымается над сердцами!" (104:5-7). В другом стихе Корана говорится: "О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого - люди и камни. Над ним - ангелы, грубые, сильные - не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано" (66:6). "Позади его -геенна, и будут его поить водой гнойной. Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему смерть со всех мест, но он не мертв, а позади его-суровое наказание" (14:16-17). Из особых характерных черт Судного дня – это окончание всяких отношений и факторов воздействия, играющих какую-либо роль в мире земном;

это означает фальшивость внешних причинных связей и проявление действительных, структурных связей. Священный Коран говорит: "Вот те, за которыми следовали, будут отделяться от тех, которые следовали, и увидят наказание, и оборвутся у них связи" (2:166). В тот день все существа потеряют своих псевдоповелителей, которым они столь доверчиво, безусловно верили, останется только Аллах - обладатель абсолютной воли и независимостью: "В тот день, когда душа ничего не сможет для души, и вся власть в тот день - Аллаху" (82:19).

В земном мире сыны человечества живут общей судьбой и общими для всех заботами, словно пассажиры корабля. А в потустороннем мире каждый отвечает за свои деяния и поступки. В день воскресения никто, кроме Аллаха не имеет власть и могущество: "В тот день, когда они предстанут, не будет скрыто у Аллаха о них ничего. Кому царство в тот день? Аллаху, единому, могучему!" (40:16).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.