Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские воззрения А. Н. Радищева




Александр Николаевич Радищев – зачинатель революционной мысли в России, борец против крепостного права и самодержавия, мыслитель – материалист. За оду «Вольность» и «Путешествие и Петербурга в Москву» был приговорен сенатом к смертной казни, замененной на ссылку в Сибирь на десять лет. В ссылке написал философский трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». В «Путешествии из Петербурга в Москву» критикует крепостное право и самодержавие, предсказывал восстание народа против угнетателей, свержение власти царей и помещиков, осуществление социального равенства, уничтожение сословного деления, крупной частной собственности, уничтожения тунеядства и праздности верхов. В будущем обществе, по мнению Радищева, жизнь будет строится на принципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и имущественном равенстве. Для облегчения участи народа Радищев не отказывался использовать реформы.

Материализм Радищева в основе своей был механистичным и метафизическим, сочетался с идеалистическими воззрениями на общественную жизнь и не был свободен от деизма. Вслед за французскими материалистами и Ломоносовым, Радищев рассматривал природу как проявление разных форм «телесности» (материи). К проявлениям «телесности» относятся свет, магнетизм, электричество, возникновение жизни. Природа состоит из материальных предметов, обладающих протяженностью, образом (формой), делимостью, твердостью, движением, притяжением и отталкиванием. Движение – постоянное свойство материи и без нее не мыслимо. Радищев признавал закон сохранения вещества и считал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе» (А.Н. Радищев. Избранные философские и общественно – политические произведения. М., 1952, с.315). Человека он рассматривал как высшее проявление телесности, «совершеннейшей из тварей»,отличающуюся от растительного и животного мира прямохождение, речь, наличие более изящных и изощренных чувств, нравственных принципов, изобретательности, разума, склонности к общественной жизни. Речь связана с мышлением, развивает и расширяет мыслительные способности. Наконец, человек является существом общественным и немыслим вне общества. Но главное отличие – разум и способность к познанию. Познание совершается через опыт и рассуждение. С исчезновением человеческого тела исчезают ум и душа. Сама идея бессмертия души, по мнению мыслителя, порождена бедствиями и страданиями людей. Главной силой общественного прогресса Радищев считал человеческий разум, просвещение. Большое значение в развитии общества играет труд, который в обществе распределен не равномерно, но в будущем это положение должно быть исправлено. На исторический процесс, по его мнению, влияет также географическая, «жизненные потребности», форма государственного устройства. Радищев не согласен с теми, кто считал, что одни народы более одарены, чем другие, что одни призваны развивать науку. Совершенствовать знания, двигать прогресс, другие – постоянно оставаться в младенческом состоянии; он утверждал, что «развержение народного разума зависит от стечения счастливых обстоятельств» Признавая активную роль народа в истории, Радищев не отрицал роли и значения выдающихся личностей, которые порождаются историческими потребностями. Он отстаивал как самую лучшую форму государственного правления республиканско-демократическую. Острой критике подвергал Радищев колониализм и работорговлю Англии, Америки и других капиталистических стран. Говоря о США, он осуждал строй, при котором «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мороза крова» (Там же, с.402).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.