Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Ф. М. Достоевского




Ортодоксально-монархическая философия.

Русская философия воторой половины 19 века.

 

Лозунгом ортодоксально-монархической философии в 19 в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ней играло религиозное направление, представителями которого были Федоров и Леонтьев. Основными темами философии Н. Ф. Федорова были: проблема единства мира, проблема жизни и смерти, проблема морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек, природа являются одним целым и взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи – победы над смертью. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления, а путем нахождения способов воспроизведения жизни, оживления. По Федорову, надежду на оживление дал Иисус Христос. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно ему, в поведении человека недопустимы как эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».

Главное в философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни, развивающегося капитализма. По его мнению, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России – отказ от капитализма, превращение ее в замкнутый православно-христианский центр, изоляция от Западной Европы. Ключевыми факторами жизни новой России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. История каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремиться к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства – внутреннее деспотическое единство. Сохранение государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми – желание Бога, естественно и оправдано.

Достоевский прошел эволюцию от кружка петрашевцев до «почвенничества» и религиозной философии. Свои взгляды он изложил в художественных произведениях, проникнутых идеями гуманизма, сочувствия к «униженным и оскорбленным», протестом против социальной несправедливости. Там он показывает противоречия общественной жизни, ужасающее разложение старого строя и утверждение жестоких буржуазных порядков. Однако он считает бессмысленной революционную борьбу, противопоставляя ей христианскую мораль. Он готов признать пользу социальных преобразований, но его отталкивает революция. Будущее России мыслитель видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - традиции и религию. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий нас от зла. Причины, порождающие неравенство и социальное зло, он видел не в социальных условиях, а в «двойственной природе» человека, извечно несущей в себе «темное» и «светлое» начала, добра и зла. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути: путь человекобожества и путь богочеловека. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека и отвержения всяких авторитетов, в т.ч. Бога, веры в свои безграничные возможности, и в право делать все. Он сам пытается стать Богом, вместо Бога. Данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему. Такой путь писатель считал наиболее верным и спасительным для человека. Достоевский развенчивал теорию культа великих личностей. Отвергая классовую борьбу, он отстаивает мысль о христианском народе - «богоносце», который должен принести спасение человечеству,т. е. русском народе, «исконными» национальными чертами которого являются смирение, покорность, аскетизм, всепрощение. Писатель критиковал революционных демократов, обвиняя их а «беспочвенности», в непонимании ими «исконно» русских народных начал, усматривая зло в материализме и атеизме, будто бы ведущих к безнравственности, эгоизму и анархии, к подавлению личности и превращению ее в «штифтик».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.