Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Н. А Бердяева




В философских воззрениях Бердяева преобладают экзистенциальная и религиозная направленность. В своих работах мыслитель противопоставлял человека обществу, воспевал одинокую, замкнутую личность, ушедшую в самопознание, утверждал, что личность первичнее бытия, что ей должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Критикуя «традиционное христианство», он выступает за «обновленное, универсальное христианство», основанное на «творческом откровении» личности. Источником философии он объявлял «интуицию бытия», утверждая, что «религиозное откровение для философа есть интуиция философа», что «философия имеет жизненно-религиозное питание» (Н. А. Бердяев. Смысл творчества. М., 1999, с.47). Философ доказывал, что «тайна личности невыразима», что «окончательное преодоление одиночества происходит лишь в мистическом опыте» (Там же, с.46). По его мнению, существуют два мира – «высший» (или Бог) и «низший» (физический мир), что не только человек нуждается в Боге, но и Бог в человеке, что высшее назначение человека заключается в «откровении творчества» и в обращении к вечному Богу - нравственному символу, примеру для человека. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли господина, а человек в роли его раба. Человек должен стремиться к Богу, но не заменить Бога самим собой. Окружающую нас реальность мыслитель объявлял «символической», «отраженной» от Божественного бытия, продуктом грехопадения. Существующий мир Бердяев рассматривал как «зло», от которого надо избавиться. «Смысл истории - в искуплении греха», через «творчество», через страдания, жертвы и мистическое совершенствование личности. Если под «рациональной свободой» Бердяев понимал исполнение человеком морального долга, то под «иррациональной свободой» он подразумевал свободу «несотворенную», которая извечно заложена в бытии, предшествует Богу и бытию и несет в себе как добро, так и зло. Ответственность за зло как проявление иррациональной свободы всецело несет личность, а не Бог. Высшей ценностью в окружающем мире является свобода. Свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека. При этом сама личность истолковывалась им как спиритуалистическое явление. Свобода человека подвергается угрозе извне. Данную угрозу несут в себе, прежде всего, общество и государство, которые являются объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; они стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность. Личность, по мнению философа, имеет большую ценность, чем общество и государство, она должна защищать свою духовную свободу и от общества, и от государства, и от семьи, и от церкви. Всемирно-исторический процесс, согласно Бердяеву, есть действие трех сил – Бога, судьбы и человеческой свободы, где личность представляет собой арену иррациональных сил истории. С этих позиций философ критиковал марксистское учение о революционном преобразовании мира, считая, что материализм и атеизм уничтожают индивидуальность, превращают человеческое общество в «муравейник». В своих работах Бердяев значительное место уделяет проблеме исторической судьбы России и русского народа. По его мнению, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (привычка к общности, взаимовыручке, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна следовать ни Западу, ни Востоку, оставаясь «великим евроазийством». Историческая миссия России – построить «Царство Божие» (т. е. общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем). Он оказал большое влияние на развитие экзистенциальной философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.