Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская религиозная философия




Основные направления русской философии конца 19 – начала 20 вв.

Основоположником русской религиозной философии считается Владимир Сергеевич Соловьев – виднейший русский философ-идеалист. Мыслитель протестовал против реакционной деятельности царизма, религиозных преследований и насильственных насаждений казенного православия среди народов-иноверцев в России. Он решительно осуждал цензурные преследования литературы. Философ является создателем оригинальной идеалистически-религиозной философской системы, оказавшей сильное воздействие на последующее развитие религиозно-мистической философии в России и за рубежом. Мыслитель критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие духовную природу человека. Сам Соловьев высказывался за «универсальный синтез науки, философии и религии». Он требовал от философии разработки поставленных теологией вопросов «цельного знания», или живого общения человека с «абсолютом», стать наукой христианского вероучения. Начало всего сущего, согласно его учению, абсолютное, Бог. Божество следует отличать от идеального космоса - божественной идеи. Абсолютное, содержащее в себе вечные идеи, воспринимается только через веру. Видимый, физический мир условен, порожден миром идеальным и связан с абсолютным началом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями. С точки зрения философа, развитие мира, живых организмов шло не от низшего к высшему, а наоборот. Каждое появление высшего типа бытия есть творение Бога, положительное содержание этого бытия существует от века в форме идей. Следовательно, высшее предшествует низшему, идеальное – материальному. Он говорил о наличии «гармонии» в природе, предустановленной Богом в силу его любви к существам и любви существ к Богу, проповедуя идею всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия. В гносеологии мыслителя принижалось значение чувственных восприятий и опытных данных в познании действительности. Ни рационализму, ни сенсуализму истина, как таковая, недоступна. Истина, рассуждал Соловьев, находится в абсолюте (в Боге). Она может быть познана только через веру, через мистическую интуицию. Большое место в теории познания философа отводилось мистически толкуемой «Софии» как «Божественному Логосу», всеобщей «Божественной мудрости». Люди, по его мнению, должны руководствоваться христианским учением любви к ближнему. Нравственность – главный аспект жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь). Поскольку Бог есть выражение добра, то жизненный путь личности должен быть путем следования Богу (путь богочеловека). Этот же принцип должен быть положен в основу отношений между отдельными народами (государствами), и легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы воплотить в жизнь эти принципы и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церквам необходимо слиться воедино под эгидой римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию. Прогресс понимался им как всеобщая связь поколений. Спасение человечества мыслитель связывал с эсхатологическим исходом (и идеей воскрешения всех, как живых, так и мертвых – духовным воскресением), со свободной вселенской христианской теократией. Вслед за Достоевским он выдвигал учение о народе-«богоносце», который призван преодолеть действующие в обществе «центростремительную» и «центробежную» силы божественной силой. Такими народами он объявляет славянские народы, и особенно русский народ; они останутся равнодушными к земным делам и положатся всецело на божественную премудрость. Русская идея состоит, по Соловьеву, из трех: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I), «Свободной Руси» (дух декабристов, Пушкина). В области эстетики Соловьев проповедовал символизм, доказывая, что писатель, художник тогда творит, когда он охвачен мистическим экстазом («теургией»), когда его творения воплощают божественное откровение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.