Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные исследования




Краткие сведения по математической статистике

В обработке эмпирических данных

Применение методов математической статистики

 

На заре развития экспериментальной психологии Эдвард Торндайк как-то с сожалением сказал, что математика входит в общую культуру человека, но психолог может проработать всю жизнь, так никогда с ней и не столкнувшись. Прошедшие с тех пор почти сто лет были постоянной попыткой внедрения математики в психологию, и уже в следующем веке поставят под сомнение горькое высказывание известного ученого.

Современная практика показывает, что психолог должен не только оперировать методами математической статистики, но и представлять предмет своей науки с точки зрения «царицы наук», в противном случае он обречен быть «антропотехником», носителем тестов, выдающих готовые результаты без их осмысления в рамках того направления, в котором они были созданы.

В данном пособии мы попытались вычленить из всего многообразия вопросов, связанных с математико-статистической обработкой психологических исследований, тот минимум знаний, который необходим студенту психологического факультета для решения исследовательских задач, которые ставятся в курсовых и выпускных квалификационных работах. По этой причине многие важные теоретические вопросы были опущены, и можно порекомендовать для ознакомления с ними обратиться к более полным и объемным руководствам [7, 12, 13, 14, 21, 25, 26, 27, 28, 31. 33, 34].

Выявление различий:

· сравнение зависимых выборок до и после экспериментального воздействия (формирующие эксперименты, коррекционные программы, тренинги);

· сравнение независимых выборок по каким-либо признакам (выявление различий между показателями контрольной и экспериментальной групп в рамках формирующего эксперимента, между различными группами в рамках констатирующего эксперимента, например, различия в характеристиках эмоциональной устойчивости в группах врачей и учителей.)

Примечание: выборка зависима, если одному случаю из выборки X соответствует один и только один случай из выборки Y и, наоборот, для каждого случая в двух выборках. Примеры зависимых выборок: пары близнецов, мужья и жены, одна и та же группа до и после формирующего или развивающего воздействия и т.п.

Выборка независима, если указанная выше связь отсутствует. Примеры независимых выборок: мужчины и женщины, физики и химики и т.п.

Статистические задачи и соответствующие им методы:

Статистические задачи, решаемые в рамках исследовательской работы, направлены на доказательство или опровержение гипотезы, выдвинутой в работе, с помощью статистических (параметрических и непараметрических) критериев.

Параметрические критерии (используют параметры распределения генеральной совокупности, такие как среднее, дисперсия и т.п.):

· различия в средних значениях (t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок);

· различия в дисперсиях (F-критерий Фишера).

Примечание: измерения должны быть проведены в шкале интервалов или отношений, при этом необходимо доказать, что значения признаков распределены нормально.

Непараметрические критерии (не используют параметры распределения генеральной совокупности), применимые для независимых выборок:

· различия в уровне выраженности признака (Q-критерий Розенбаума и U-критерий Манна-Уитни).

Примечания: для Q-критерияn1 и n2≥11; для U-критерияn1 и n2≥3 (или n1=2 и n2≥5) и n1 и n2≤60, где n1 и n2 – численное значение первой и второй выборок. Измерения должны быть проведены в шкале интервалов или отношений.

Непараметрические критерии (не используют параметры распределения генеральной совокупности), применимые для зависимых выборок:

· оценка достоверности сдвига значений исследуемого признака (G-критерий знаков, который лучше применять вместе с T-критерием Вилкоксона для оценки интенсивности типичного сдвига).

Примечание: измерение может быть проведено в шкале порядка, интервалов и отношения. Выборки должны быть количественно равны. Для G-критерия5≥n≥300, для T-критерия5≥n≥50, где n – численное количество выборки.

Многофункциональный критерий (измерения могут быть проведены в любой шкале):

· различия между процентными долями, которые соответствуют присутствию или отсутствию какого-либо эффекта (φ*–критерий углового преобразования Фишера. Очень удобный критерий, поскольку можно самим устанавливать границу проявления эффекта).

Примечание: n1 и n2≥5 (n1=2 и n2≥30), где n1 и n2 – численное значение первой и второй выборок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.