Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы дознания




Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные функции (пункт 24 статьи 5 УПК). К органам дознания действующее уголовно-процессуальное законодательство относит широкий круг органов, указанный в статье 40 УПК. Это:

органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (см. статью 13 Закона об ОРД);

Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В области уголовного процесса органы дознания призваны решать две самостоятельные и важные задачи:

производство предварительного расследования в форме дознания по тем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

выполнение неотложных следственных действий по тем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Как нами уже было отмечено, по большинству уголовных дел обязательно производство предварительного следствия (см. статью 150 УПК), которое производится следователями. Что касается органов дознания, то для них расследование преступлений не является единственной (или даже основной) функцией. В силу этого дознание по общему правилу направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторым категориям дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью преступлений, заменяет собой предварительное следствие. При этом полномочия органа дознания возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя (статья 41 УПК).

Особо подчеркнем, что согласно части 3 статьи 151 УПК, из числа всех вышеуказанных органов предварительное расследование в форме дознания уполномочены производить лишь дознаватели:

органов внутренних дел;

пограничных органов федеральной службы безопасности;

органов службы судебных приставов;

таможенных органов;

органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (часть 2 статьи 41 УПК). Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель осуществляет и иные полномочия, предусмотренные УПК. Однако он не обладает такой же процессуальной самостоятельностью как следователь. Указания прокурора и начальника подразделения дознания не только обязательны для дознавателя, но и обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения.

Вообще, начальник подразделения дознания, статус которого определяется статьей 40¹ УПК, наделен важными контрольными полномочиями в отношении дознавателя. В частности, он вправе изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи, а также проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Материалы оконченного производством уголовного дела направляются дознавателем с обвинительным актом (статья 225 УПК) прокурору для передачи в суд.

Как уже было отмечено, помимо осуществления расследования в форме дознания на органы дознания возлагается выполнение неотложных следственных действий по тем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Закон не содержит перечня конкретных следственных действий, которые следует считать неотложными. В то же время в пункте 19 статьи 5 УПК сказано, что неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Теорией уголовного процесса к числу неотложных традиционно относят такие следственные действия как, например, осмотр, обыск, выемка, допросы подозреваемых, потерпевших, свидетелей, освидетельствование.

Значимые правила производства неотложных следственных действий установлены статьей 157 УПК. То, какие именно органы дознания уполномочены производить неотложные следственные действия по конкретному делу, определяется с учетом правил, установленных частью 2 названной статьи. Особо отметим, что после производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания направляет такое дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 УПК.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (части 3, 4 статьи 157 УПК).

На органы дознания возлагается также выполнение письменных поручений следователя и указаний прокурора. Так, следователь вправе поручить органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий, производство отдельных следственных действий, исполнение постановлений о задержании подозреваемого, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также может получать содействие при их осуществлении. В то же время, здесь уместно напомнить, что, к примеру, проведение оперативно-розыскных мероприятий может быть поручено не всякому органу дознания, а только тем из них, которые уполномочены на это законом (статья 13 Закона об ОРД).

Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания осуществляет прокурор (часть 1 статьи 37 УПК). Так, прокурор вправе требовать от них устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

Достаточно эффективен и судебный контроль за дознанием, проявляющийся как в необходимости получения судебного решения для производства целого ряда процессуальных действий, а также в возможности судебного обжалования действий и решений органа дознания.

Помимо собственно органов дознания, о которых было сказано выше, закон возлагает возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий на:

капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (часть 3 статьи 40 УПК).

Приведенные положения закона вполне естественны и оправданны. Действительно, в ситуации, когда ни следователь, ни дознаватель не могут незамедлительно приступить к расследованию преступления в силу большой территориальной удаленности от места его совершения, эту функцию временно берет на себя соответствующее должностное лицо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.