Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план. Цель – дать будущим журналистам систему знаний о природе профессиональной морали, характере профессионально-нравственных отношений в журналистике




ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель – дать будущим журналистам систему знаний о природе профессиональной морали, характере профессионально-нравственных отношений в журналистике, их роли в профессиональной деятельности.

 

Задачи:

1. Помочь осознать, как действует мораль, понять особенности ее отражения в профессиональной этике. Познакомить с основными этапами и тенденциями в развитии профессиональной этики.

 

2. Раскрыть содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым журналистским сообществом в качестве стандартов профессионального поведения.

 

3. Формировать у студентов умения и навыки, необходимые для решения этических задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Студенты должны уметь проводить анализ печатных текстов, ради- и телепрограмм на выявление этических ошибок, создавать профессионально значимые высказывания (рефераты, реферативные сообщения).

 

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия    
Лабораторные работы    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля зачет  

 

 

№ п.п. Тема Аудит СР
1. Предмет и задачи курса.        
2. Мораль как социальный институт, система моральных норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения.      
3. Влияние СМИ на состояние общественной морали. Нравственные аномалии общества и роль СМИ в их освещении. Толерантность и агрессия в жизни и в СМИ.    
4. Кризис и распад прежней ценностно-нормативной системы, регулировавшей журналистику на идеологической основе. Побочные результаты этого процесса: трудности гражданского самоопределения, неопределенность принципов новой ценностно-нормативной системы и ее осуществления.      
5. Становление «бульварной» прессы и развитие характерного для нее профессионального поведения. Распространение данной системы ценностей и норм в журналистике в целом.   Общественная, групповая и индивидуальная мораль. Взаимосвязь и противоречия в существовании и функционировании этих форм морали в обществе. Причины возникновения и существования групповой морали. Цели групповой морали. Социально-историческое содержание групповой морали: кодекс чести дворянина, мещанская мораль, врачебная этика и пр. Общее и специфическое в разных видах групповой морали. Моральный аспект определенных видов деятельности. Мораль и этика в функционировании общественно значимых групп.      
6. Социально-профессиональные группы как предмет моральных отношений. Причины, побуждающие общество и группы к специальному, усиленному регулированию этих групп. Причины внешние и внутренние. Понятие профессиональной морали.      
7. Зарождение и развитие профессиональной этики журналистских сообществ разных стран. Международные принципы журналистской этики. Формирование профессиональных этических взглядов в российской журналистике. Кодексы профессиональной этики российских журналистов.      
8. Профессиональная этика как важный регулятор в процессе функционирования журналистики, обеспечивающий соответствие практики журналистики ее социальным и профессиональным обязанностям. Исходные составляющие профессиональной этики: общественные требования к данному социальному институту; требования, вытекающие из внутренних функционально-сущностных свойств журналистики; правила, установившиеся в ходе журналистской практики. Сущность журналистской этики. Отношение к социальной действительности, социальное понимание роли и задач журналистики. Функции журналистской этики.      
9. Современная морально-этическая ситуация в журналистике как следствие и результат общественных процессов, происходящих в России. Журналистика влияния: СМИ как «четвертая власть». Главные особенности журналистики влияния. Отношение журналистики влияния к аудитории.      
10. Журналистика соучастия. Журналистика как общественная служба, Социальная журналистика, гражданская журналистика. Взаимоотношения журналистики соучастия с аудиторией.      
11. Этические правила и нормы как основа профессионального поведения журналиста. Базовые профессиональные этические принципы журналистики: свобода слова и массовой информации; достоверность используемых сведений; получение информации законными способами; общественная значимость информации; минимизация вреда источникам, персонажам; оптимизация блага для большинства аудитории. Применение базовых принципов в повседневной практике журналистов для разрешения этических затруднений. Особые нормы и правила, касающиеся профессий репортера, журналиста-интервьюера, журналиста-исследователя.      
12. Требования, предъявляемые к журналисту в процессе создания текста: учет при создании текста всех значимых событий, мнений, оценок, полученных при изучении действительности. Присутствие основных из этих моментов в тексте; обязательное включение в текст разных точек зрения на событие или проблему; нейтральность собственно журналистского текста при описании фактов, при приведении в материале мнений и оценок действующих лиц; стилистическая нейтральность оценочных суждений журналиста относительно событий и людей; доказательность мнения и оценок самого журналиста.      
13. Регулирование отношений журналистов с аудиторией и контроль внутрипрофессиональных отношений. СМИ как медиабизнес. Массовизация и коммерциализация российских медиа. Позиция журналистики - медиабизнеса по отношению к аудитории    
14. Достоверность информации. Полнота информации. Непредвзятость (социальная позиция журналиста и плюрализм общественной и политической жизни). Реклама и редакционная независимость. СМИ и выборы: этические проблемы. Частная жизнь людей как предмет журналистского интереса. Этнические конфликты. Гражданские беспорядки. Массовые волнения. Катастрофы и стихийные бедствия. Преступления и террористические акты. Журналист на войне.    
15. Ценностные представления и целевые ориентации российских журналистов. Отношение к аудитории. Представления о подотчетности российского журналиста за результаты своей деятельности. Представления о степени профессиональной свободы, самостоятельности журналистов. Отношение к журналистским организациям и редакционным коллективам.    
16. Понятие социальной (гражданской) ответственности в журналистике, его смысл, содержание и место в работе журналиста. Различные трактовки понятия «социальная ответственность». Отношение к государству, обществу, нации, группе, личности. Социальная ответственность как ключевое понятие идеологии журналистики и основанного на ней профессионального поведения журналистов. Патерналистская, классовая, либеральная и другие трактовки понятия. Социальное партнерство как форма реализации социальной ответственности.    
17. Независимость и социальная ответственность журналистики как социального института – главное условие нравственного самоопределения журналистики. Правовая фиксация отношений государства и журналистики, собственников СМИ и журналистов, всех субъектов информационной деятельности – необходимое условие свободной и ответственной работы журналистов. Экономический, социальный и политический плюрализм общества как важное условие реализации профессиональных этических норм журналистики.    
  Тенденции государственного регулирования деятельности СМИ. Слабость журналистского сообщества. Отсутствие поддержки со стороны аудитории.    
  Итого:    

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.