Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Имя прилагательное




Е

И

I. работать 1. в поликлиник… 2. в киоск… 3. на экскаватор… 4. на комбайн… 5. в учреждени.. II. беседовать 1. о литератур… 2. о музык… 3. об архитектур… 4. об акварел… 5. об иллюстраци... III. побывать 1. на Кубан… 2. на солнц… 3. в институт… 4. на курорт… 5. в музе… IV. петь 1. о счасть… 2. от радост… 3. на площад… 4. о свобод… 5. о Мари…
V. сверкать 1. в неб… 2. на солнц… 3. на ладон… 4. на пальц… 5.на витрин… VI. решить 1. на собрани… 2. в министерств… 3. на съезд… 4. на конференци… 5. в стать… VII. находиться 1. в сберкасс… 2. в дом… 3. в магазин… 4. на отдых… 5. в деревн… VIII. разговаривать 1. о жизн… 2. о работ… 3. о погод… 4. об искусств… 5. на лекци…
I. стоять 1. на остановк… 2. в алле… 3. на площад… 4. в вестибюл… 5. в коридор… II. быть 1. в ярост… 2. в гнев… 3. без шапк… 4. в шинел… 5. в сарафан… III. строить 1. в район… 2. в Заволжь… 3. в пустын… 4. в город… 5. в Сибир… IV. победить 1. в чемпионат… 2. в соревновани… 3. на дистанци… 4. в матч… 5. в многоборь…
V. стремиться 1. к побед… 2. к свобод… 3. к власт… 4. к встреч… 5. к слав… VI. употреблять 1. в реч… 2. в доклад… 3. в текст… 4. в выступлени… 5. в словосочетани… VII. упрекать 1. в черствост… 2. в эгоизм… 3. в бесчестност… 4. в нерешительност 5. в лен… VIII. спросить 1. о матер… 2. о дочер… 3. о преподавател… 4. о правильност… 5. об олимпиад…

Задание 23. Используя отвлеченные существительные, напишите рассуждение на тему: «Моя будущая профессия».

Качество, работа, повышение, воспитание, внимание, продуктивность, использование, опыт, инициатива, сущность, забота, любовь, трудолюбие.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Дайте определение:

Имя прилагательное – это __________________________________________

______________________________________________________________________.

Задание 2. Сколько имен прилагательных в предложении?

Видя лица служащих, чиновников и даже рабочих, я находил в них то, что не раз замечал раньше, когда был моложе: какое-то идеальное и естественное отсутствие мысли можно было увидеть на их лицах, и потом, присмотревшись, я начал думать, что это спокойное отсутствие мышления объяснялось, по-видимому, последовательностью нескольких поколений, вся жизнь которых заключалась в почти сознательном стремлении к добровольному душевному убожеству, к здравому смыслу, к боязни новой идеи.

1) 7 3) 11

2) 9 4) 13

Задание 3. Выпишите имена прилагательные (см. задание 2).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Распределите словосочетания в зависимости от разряда прилагательных.

Летний день, тюлевые занавески, бесстрашный солдат, лебединый пух, медвежья шуба, беспринципный человек, голубые глаза, громоздкий багаж, беличье дупло.

Качественные Относительные Притяжательные ______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________

______________ _______________ _______________

______________ _______________ _______________

Задание 5. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относятся к разряду относительных?

1) Каменный забор, деревянная беседка, заячья душа.

2) Тряпичная кукла, валютная операция, вечерний рейс.

3) Кольцевая дорога, рязанский картофель, прекрасные отношения.

4) Тюлевые занавески, пиратская видеокассета, вдумчивый вопрос.

Задание 6. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относятся к разряду качественных?

1) Каменное сердце, навязчивые вопросы, цементный завод.

2) Прерывистое дыхание, грязевой поток, городской парк.

3) Уютный уголок, кокетливый взгляд, эмалевая посуда.

4) Храбрый воин, завистливый характер, опрометчивый поступок.

Задание 7. Образуйте словосочетания с данными прилагательными. Употребите каждое качественное прилагательное в прямом и переносном значениях.

Мягкий, крутой, грязный, черный, тихий, высокий, чистый, прозрачный, свежий, розовый, теплый, слабый, седой, трудный, яркий.

Прямое значение Переносное значение ________________________ _____________________

_______________________ _____________________

_______________________ _____________________

 

Задание 8. От данных прилагательных образуйте простые и сложные формы сравнительной и превосходной степени.

богатый ____________________

дорогой ____________________

красивый ___________________

резкий _____________________

дешевый ___________________

яркий ___________________

короткий ___________________

сладкий ____________________

звонкий ____________________

глубокий ___________________

 

хлесткий ___________________

широкий ___________________

страшный __________________

скверный ___________________

честный ____________________

Задание 9. Образуйте от указанных прилагательных (если возможно) их краткую форму.

хороший ___________________ светлый ____________________ умный _____________________ ясный ______________________ мудрый _____________________ бодрый _____________________ маленький __________________ звонкий ____________________ красный ____________________ буланый ____________________   родной ___________________ обыкновенный ____________ робкий ___________________ мягкий ___________________ старинный ________________ интересный _______________ злой ______________________ рыжий ___________________ острый ___________________ неизменный _______________  

Задание 10. От следующих существительных образуйте прилагательные, обозначьте в них суффиксы.

Октябрь ____________________ Ноябрь _____________________ Январь ____________________ Царь ______________________ Монастырь _________________ Латыш ____________________ Посол _____________________ Татарин _________________ Чуваш ____________________ Шеф _____________________ Киргиз _____________________ Черкес ___________________ Матрос ___________________ Немец __________________ Индус ____________________ Кузнец ___________________ Горняк ____________________ Середняк ___________________   Сибирь __________________ Тверь ___________________ Дания ___________________ Неаполь __________________ Баку ____________________ Финляндия _______________ Уфа _____________________ Волга ____________________ Тула _____________________ Суздаль _________________ Урал ___________________ Казак _________________ Турок __________________ Бедняк __________________ Рига _________________ Керчь _______________ Сочи _________________ Секретарь _______________

Задание 11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) о нынешн… молодеж…, в последн…м предложени…

2) к осенн…й свадьб…, за строящ…йся башн…й

3) в высш…й степен…, в звучащ…й реч…

4) о главнейш…м услови…, на бреющ…м полет…

Задание 12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) чарующ…м звучани…м, о пробудивш…йся совест…

2) о выдающ…мся деятел…, о волнующ…м впечатлени…

3) в строящ…йся здравниц…, о блестящ…м талант…

4) о всеобщ…м признани…, на задн…м сидень…

Задание 13. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) с верхн…й полк…, в будущ…м времен…

2) перед древн…м здани…м,спеющ…й пшениц…й

3) в разваливш…йся избушк…, на свеж…м воздух…

4) на высохш…й полын…, в утренн…м туман…

Задание 14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) в лучш…м сочинени…, в последн…й рецензи…

2) в окружающ…м мир…, о дремуч…м лес…

3) после вчерашн…й поездк…, о нависш…й угроз…

4) о пошатнувш…мся здоровь…, о средн…м образовани…

Задание 15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) о весенн…м ветр…, в син…м костюм…

2) к пахнущ…й лили…, в летн…м зно…

3) о нержавеющ…й стал…, о свеж…й рыб…

4) в ваш…й секци…, о проигравш…й команд…

Задание 16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) к улыбающ…йся девочк…, в подъехавш…м автобус…

2) в зимн…м сияни…, о новогодн…й елк…

3) в работающ…м планетари…, о блестящ…м талант…

4) в соседн…й провинци…, о состоявш…мся экзамен…

Задание 17. Образуйте по 5 прилагательных следующими способами: 1) только прибавлением приставки; 2) с помощью суффиксов; 3) приставочно-суффиксальным способом; 4) сложением основ. Выделите все морфемы в словах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18. Укажите собственно притяжательное, относительное и качественное значения прилагательных. Составьте с данными словосочетаниями по предложению.

Волчьи зубы. ____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Волчьи нравы. ________________________________________________________
____________________________________________________________________
Волчья шапка. _________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Лисий выводок. _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Лисий воротник. ________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Лисья повадка. ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Задание 19. Объясните различия в значениях между прилагательными в парных сочетаниях. С каждыми прилагательными составьте словосочетания, раскрывающие значение данного прилагательного.


Стариков _____________________

Старухин _____________________

Стариковский _______________

Старушечий ________________

 


Человечий ____________________ Человеческий ________________

Отцов ________________________ Отцовский __________________

Лебяжий ______________________ Лебединый __________________

Дедов ________________________ Дедовский __________________

Ребячий _______________________ Ребяческий __________________

Задание 20. Найдите ошибку в предложении.

А.С. Даргомыжский был первым русским композитором, который смело пошел по пути, начертанным великим Глинкой.

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 21. По «Фразеологическому словарю русского языка» (под ред. А.И. Молоткова) объясните значения устойчивых словосочетаний с притяжательными прилагательными. Выпишите примеры употребления этих словосочетаний.

Танталовы муки _________________________________________________
______________________________________________________________________
Авгиевы конюшни _________________________________________________
______________________________________________________________________
Антонов огонь ___________________________________________________
________________________________________________________________________
Ноев ковчег _______________________________________________________
______________________________________________________________________
Крокодиловы слезы ________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сизифов труд ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ахиллесова пята _____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дамоклов меч _____________________________________________________
________________________________________________________________________

Задание 22. Используя качественные и относительные прилагательные, напишите небольшой рассказ на тему: «Утро в лесу».

Лунный свет, весеннее тепло, воздушное пространство, молодая поросль, весенний паводок, деревянный мост, весенняя улыбка, весенние дни, весеннее настроение, свинцовые тучи, весенняя одежда.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.