Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерное распределение учебного материала по годам обучения




Место предмета в базисном учебном плане

На литературное чтение отводится всего 472 часа, из которых 10% от общего объема учебных часов на четыре года обучения составляет резерв свободного учебного времени. Резерв может быть использован для реализации регионального содержания.

Интегрирование федерального и регионального содержания начального образования позволяет показать учащимся взаимосвязь общероссийской и региональной культур и взаимозависимость человека, природы и культурной среды, научить детей продуктивному и бережному взаимодействию с этим миром.

Данная программа и хрестоматия «Морянка» могут быть использованы применительно к любому варианту основного учебника начального общего образования, рекомендованного Министерством образования и науки.

1-й класс (10 ч.)

Цель: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами северного края.

Знания, умения, навыки: иметь представление о северных загадках потешках, считалках. Знать 1-2 из них наизусть, уметь воспроизводить их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор! Загадки. Прибаутки, потешки: «Трушки-потрушки…», «У лисы боли…», «Ладушки-ладушки…», «Чей нос?» – «Савин».

Пословицы и поговорки: «И март на нос морозом садится», «Апрель сидит да дует, а ты погляди, что будет». Колыбельные песни: «А баюшки-баиньки…», «Лю, лю, лю, спать велю…». Считалки: «Ехала телега…», «Суп варили курочки». Скороговорки: «На горе у пригорки…», «Сшит колпак…». Дразнилки: «Сергей-воробей…», «Таня-баня шла по броду…», «Борис-барбарис…», «Катя, Катя, Катерина…». Заклички, приговорки: «Божья коровушка…», «Уродись, репка…», «Коровушка – буренушка…», «Весна-красна». Северные народные сказки: «Как медведь хвост потерял».

2-й класс (14 ч.)

Цель: Знакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами северного края, особенностями северной речи, творчеством писателей Русского Севера; обогащать образные представления; воспитывать чувство любви к малой родине.

Знания, умения, навыки: различать малые фольклорные формы – заклички, загадки, считалки, знать 1-2 из них наизусть; знать и называть северных писателей и поэтов (Ф. Абрамов, Б. Шергин, Н. Рубцов); уметь находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений Русского Севера.

Славные поморы. О. Тихомиров «В Москву».

Вырастешь большой, будешь хороший и баской. В. Аушев «У Генки так заведено».

Мой Север, скупой чародей! Ф. Абрамов «Комары», «Осина», «Соловей», «Жаворонок», «Ржаное поле», «Сентябрь», «Первый снег», «Январь», «Утренняя заря», «Где лето с зимой встречается». В. Белов «Тунеядец». И.оПолуянов «Без парашюта», Н. Рубцов «Про зайца», Д. Ушаков «Морошка».

Смолоду сказками да песнями душу питаю. Б. Шергин «Рифмы», «Шиш и трактирщица», «Тили-тили».

И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор! Колыбельные песни: «Баю-баю, баю-бай…», «Баю-бай, баю-бай, рыбка сёмга, приплывай…». Считалки: «Зимний вечер». «Под горою у реки». Дразнилки: «Николай-басалай», «Лёнчик-пончик», «Степанушка-Степан». Заклички, приговорки: «Кораблик плывёт». Частушки: «Хоть малы наши ребята…». Северные народные сказки: «Петушок задавился».

3-й класс (10 ч.)

Цель: развивать интерес к истории, культуре, традициям и быту северного края; формировать национальное самосознание, воспитывать черты национального характера; воспитывать гордость за свой край.

Знания, умения, навыки: знать и называть северных писателей и поэтов (С. Писахов, В. Аушев, М. Попов), их произведения (1-2);

уметь находить и объяснять в текстах северных авторов слова и выражения, характерные для населения Севера.

Славные поморы. О. Тихомиров «Держись, Михайло!».

Вырастешь большой, будешь хороший и баской. Б. Шергин «Плотник думает топором», «Одно дело делаешь – другого не порть». Ф. Лев «Морянка задула», «Поморы».

Мой Север, скупой чародей! Ф. Абрамов «На мартовском солнышке», «Зелёная весна», «Одуванчики», «Лесная дорога», «Сосны», «Жара», «Осеннее солнце», «Серебряные сполохи». И. Полуянов «Тёплая земля». В. Шелыгин «Осень», «Рябина», «Северные цветы». Д. Ушаков «Север-батюшко».

Смолоду сказками да песнями душу питаю. С. Писахов «Как купчиха постничала», «Как поп работницу нанимал». М. Попов «Иванова кочка».

И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор! Колыбельные песни: «Сон шёл по нитке», «Бай-побаюшки». Считалки: «Шалуны-балуны», «Вышла Машенька гулять». Северные народные сказки:

«Глиняный парень», «Почему вода в море солёная».

4-й класс (10 ч.)

Цель: ознакомить учащихся с героями - северянами, изображёнными в художественных произведениях; продолжить работу по воспитанию черт русского национального характера; формировать интерес и желание самостоятельно читать произведения писателей и поэтов Архангельского Севера.

Знания, умения, навыки: знать и называть северных писателей и поэтов (И. Полуянов, О. Фокина), называть их произведения (1-2), знать наизусть 1-2 стихотворения; уметь рассказать о жизни и деятельности земляков (по материалам прочитанного); уметь рассказать о природе, истории родного края, используя прочитанные литературные произведения; уметь находить в тексте характерные для Севера слова и выражения, при необходимости употреблять их при пересказе текста.

В глубь веков. В. Пикуль «Соловки».

Славные поморы. По Е. Коковину «Иван Рябов». В. Пикуль «Юнги Северного флота». По С. Андрееву-Кривичу «Жить надо не начерно, а набело».

Мой Север, скупой чародей! Б. Шергин «Двинская земля», Ф. Абрамов «И день не день, и ночь не ночь», «Дождались», «Погожим летом», «Пинега», «Закат», «Тишина». И. Полуянов «Шепот снегов», Д. Ушаков «Мечу я сено». О. Фокина «Я в лесу была сегодня…».

Смолоду сказками да песнями душу питаю. С. Писахов «Северно сияние», «Своя радуга».

И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор! Былины: «Илья Муромец».

Реализация направлений, цели и задач, поставленных в программе, осуществляется с помощью следующих учебных пособий, допущенных областным экспертным советом Архангельской области в качестве учебных пособий для учащихся начальных классов средних общеобразовательных школ:

1. Морянка: хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / Науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. –

2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

2. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. ред. Э.И. Николаева; отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.