Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм присвоения природной ренты в России




 

Для определенности будем говорить о нефтяной ренте, хотя сказанное относится ко всем природным ресурсам. Механизм присвоения природной ренты очень сложен, так было всегда и везде, такое положение и сейчас в России. Казалось бы, все просто. Нефтяная рента – стоимость нефти в земле. Устраивается аукцион, продается полезное ископаемое в земле. Кто предложил большую цену, тот и выиграл. Как и при всякой сделке, уплатил цену, получил в свое распоряжение нефть в земле, качай, транспортируй, продавай, возмещай издержки, получай нормальную прибыль и свою ренту. Природная рента уже уплачена или будет уплачена собственнику (государству) по результатам аукциона и входит в издержки предприятия. На самом деле все гораздо сложнее и так просто быть не может. Причин тому несколько.

Первая – неизвестно, какое количество нефти будет извлечено из земли.

Вторая – неизвестна цена нефти в земле, она определяется по остаточному принципу в зависимости от цены на рынке за минусом нормальных, а не фактических издержек на добычу и транспортировку.

Третья – никто не в состоянии уплатить стоимость нефти сразу, даже если бы цена в земле была известна.

Четвертая – за время добычи мировая цена изменяется и может колебаться весьма значительно.

Мировая практика выработала различные приемы определения и изъятия природной ренты в пользу собственника. Главный из этих приемов – разделение платежей на две части: разовый платеж при заключении соглашения и текущие платежи по мере добычи полезного ископаемого.
Деление может идти и дальше, но это – главное.

Рассмотрим, из каких элементов состоит стоимость нефти, доставленной на рынок.

1. Природная рента.

2. Издержки на геологоразведку.

3.Трансакционные издержки государства (содержащие администрации фонда природных ресурсов, проведение аукциона, выдача лицензий, контроль выполнения контрактов, администрирование налогообложения).

4. Издержки добывающих компаний.

5. Рента добывающих компаний (капитала и труда).

6. Издержки транспортировки на рынок.

7. Рента транспортных компаний.

8. Экспортные таможенные платежи, которые являются частью природной ренты, изымаемой государством.

9. Ущерб, наносимый окружающей среде.

10. Ущерб, наносимый малочисленным народам, проживающим на территории добычи.

Так как все виды рент дополняют фактические издержки до стоимости, в совокупности все издержки, включая ренты, в точности равны рыночной стоимости. А это значит, что выручка от реализации должна возместить фактические издержки, а остаток – это совокупная рента всех факторов, участвовавших в добыче и доставке нефти на рынок, и она должна быть распределена между собственниками факторов пропорционально их вкладу в производство.

Действующий механизм присвоения природной ренты образуют законы Российской Федерации: Об охране окружающей среды, Бюджетный кодекс, О недрах, гл. 26 Налогового Кодекса: (Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ), О соглашениях о разделе продукции.

По закону “Об охране окружающей среды” платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде отнесены к числу основных требований к природопользованию. В работе Е.А. Юдина35 приводится прогноз поступления платежей за пользование природными ресурсами на 2002 - 2010 гг.
По закону “О недрах” создается Государственный фонд недр, в который вносятся разведанные участки недр. Закон устанавливает следующие платежи за пользование недрами (статья 39. Система платежей за пользование недрами).
“При пользовании недрами устанавливаются следующие платежи:

1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2. Регулярные платежи за пользование недрами;

3. Плата за геологическую информацию о недрах;

4. Сбор за участие в конкурсе (аукционе);

5. Сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Пользователи недр, выступающие стороной соглашения о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством РФ”36.

Разовые платежи за пользование недрами уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Размер разовых платежей устанавливается по результатам аукциона. Их размер – основной предмет конкурса, т.к. остальные платежи установлены законодательно и изменению не подлежат. Разовый платеж – первая часть природной ренты, которую присваивает государство. Как видим, его величина определяется рыночным методом (на аукционе). Стартовый размер разового платежа не должен быть менее 10% суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей устанавливаются по результатам конкурса или аукциона по заявке победителя и фиксируются в лицензии.
Регулярные платежи за пользование недрами устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом (гл. 26).

Геологическая информация о недрах – самостоятельный товар и продается отдельно, в ренту природных ресурсов не входит. Размер платы и порядок ее взимания определяются Правительством РФ.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий – возмещение соответствующих трансакционных издержек государства и к природной ренте отношения не имеют.

По закону “Налог на добычу полезных ископаемых” объектом налогообложения являются полезные ископаемые, добытые из недр и извлеченные из отходов добывающего производства. Указываются стандарты, которым должна отвечать продукция добычи. Перечисляются виды добытого полезного ископаемого. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2. исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого;

3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субвенций из бюджета) без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории РФ и в государствах – участниках СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий доставки. В сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, а также расходы по обязательному страхованию грузов.

В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого оценка производится исходя из расчетной стоимости, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета в том же порядке, который он применяет при расчете налога на прибыль.

Для некоторых перечисленных полезных ископаемых налоговая ставка принимается нулевой. Также равна нулю ставка при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки участка недр не превышает 15 лет.

Налоговая ставка учитывает степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр.

Налоговый кодекс устанавливает налоговые ставки в процентах на различные виды полезных ископаемых. Для некоторых видов полезных ископаемых налоговая ставка устанавливается в рублях на единицу продукции (нефть, газ). При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка (Кв). Напр., ставка налога за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной равна 419 · Кц · Кв.

Пусть Ц – средняя ежемесячная цена нефти сорта “Юралс” в долларах США за баррель, Р – курс доллара к рублю, установленный ЦБ РФ. Тогда .
Порядок вычисления коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов (Кв) на конкретном участке недр. Обозначения: N – сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, V – утверж-денные запасы нефти на участке. Тогда
.
Государство удерживает природную ренту тремя частями:

1. разовый платеж за пользование недрами при наступлении событий, оговоренных в лицензии; это предмет торга и конкуренции на аукционе по распределению участков;

2. налог на добычу полезных ископаемых;

3. экспортные таможенные платежи при поставке нефти и газа на внешние рынки.

Закон “О соглашениях о разделе продукции” предусматривает следующий порядок присвоения государством природной ренты. Государство заключает соглашение о разделе продукции с инвестором – юридическим лицом или объединением юридических лиц, осуществляющим вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья, и являющегося пользователем недр на условиях соглашения. Продукция делится между государством и инвестором. По соглашению продукция состоит из двух частей:

1. Компенсационная – часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90%, передаваемая в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов.

2. Прибыльная – произведенная за отчетный (налоговый) период за вычетом части продукции, стоимостной эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции. Прибыльная продукция делится между государством и инвестором в соответствии с соглашением. По закону доля государства составляет не менее 32% произведенной продукции.

Инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организации;

единый социальный налог;

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

водный налог;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

земельный налог;

акциз.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов. Сумма уплаченных инвестором налогов, перечисленных выше, подлежит возмещению за счет компенсационной продукции. Таким образом, государство по соглашению о разделе продукции присваивает природную ренту следующими частями:

1. Разовый платеж за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2. Государственная доля прибыльной продукции.


______________________
1. Политическая экономия. Словарь / Под. ред. О.И. Ожерельева М.: Политиздат,
1990. С. 435.
2. Там же. С. 115 3. Там же. С. 116 4. Там же. С 117. 5. Там же. С 6.
6. Медведев В.А и др. Политическая экономия. М.: Политиздат, 1990.
7. Там же. С. 207.
8. Экономический строй социализма / Руков. авт. кол. Е.И. Капустин. В 3 т. М.: Экономика, 1984 С. 596.
9. Токарев А.П. Теоретические вопросы земельной ренты при капитализме и социализме М.: изд. ВПШ в АОН, 1968. С 33.
10. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред.В.И. Видяпина в Т.П. Журавлевой М.: ИНФРА 1997. С. 197.
11. Там же. 12. Там же. 13 Там же.
14. Яковец Ю. Россия в системе рентных отношений/ Экономист. 2001. №3.
15. Большой экономический словарь. М.: Фонд “Правовая культура”. 1994.
С. 175.
16.Ю. Яковец. Россия в системе рентных отношений.
17.Там же.
18.Рентоспособность и налогообложение земель (обзор материалов круглого стола) // Экономист. 1997. №
19.Там же.
20.Булатов А. Рыночные отношения в АПК: особенности и проблемы становления // РЭЖ. 1996. №11-12.
21.Там же.
22.Ослунд А. Рентоориентированное поведение в российской экономике// Вопр экономики. 1996. №4 8
23.Там же.
24.Есоnоmiс Rеview: Russian Federation. Washington.: International Моnеtагу Fund, 1992. P. 132-133, 140.
25.Granville B. The Success of Russian Economic Reforms. L,: The Royal Institute of International Affairs. 1995. P. 57.
26.Ослунд А. Указ. соч.
27. Конституция Российской Федерации. Ст. 9, п. 1.
28.Там же. п. 2.
29.Закон РФ “О недрах”. ст. 1.2.
30.Комсом. Правда, 2002. 17 сент.
31.Там же. 32.Там же. 33.Там же. 34.Там же.
35.Юдин Е.А. Платежи за пользование природными ресурсами и состояние правовой базы. Финансы, 2003. №4.
36.Закон РФ от 21.02. 92 № 2395 (редакция от 06.06. 03 “О недрах”)

37.ФЗ от 30.12. 95 № 225 (редакция от 06.06.03) “О соглашениях, о разделе продукции”.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.