Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чув­ством и представлением создает




Включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чув­ством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде все­го с появлением у него новых интересов, мотивов и потребнос­тей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступа­ет возникновение общественных мотивов, уже не обусловлен­ных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовав­шие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменени­ям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие пере­живания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминут­ным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому со­держанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его пере­живать по поводу возможных результатов деятельности, пред­видеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил же­лаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его по­ступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей дея­тельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей по­дарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в до­школьном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрес­сии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого челове­ка, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обуслов­лено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчи­нение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удает­ся. Старший дошкольник в известной степени начинает управ­лять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

 

Приведем пример.

Взрослый смазывает Максиму Д. (5 лет 10 мес.) царапину йодом. Маль­чик отворачивается, морщится и плотно сжимает губы. Взрослый: Максим, тебе больно? Максим: Мужчины не плачут!

 

Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмо­ции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальней­шему развитию симпатии, сочувствия, формированию товари­щества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравствен­ные, эстетические, познавательные.

Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый зало­жил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмо­циональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского обще­ства. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравствен­ных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружаю­щих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя оби­жать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же стар­ше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внеш­них требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным по­ступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссо­здания действий и внешнего характера взаимоотношений к пере­даче их эмоционально-выразительного содержания, они учат­ся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение ре­зультата, полезного для окружающих, возникают новые эмо­циональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполне­ния своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формирует­ся любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количе­ство негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не при­водит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу рез­ко снижается.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызы­вает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испы­тывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уров­ня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испыты­вает в ситуации сравнения себя с положительным литератур­ным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение до­школьник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

 

Так, Лена А. (6 лет) встает в угол радом с братом, которого наказали, и объясняет маме: «Раз Сашу наказали, и я буду стоять. Когда его освободят, тогда и я выйду». В другой ситуации, когда мама в магазине предложила ку­пить мороженое, девочка сказала: «И Саше. Если Саше не купишь, то и мне не надо».

Даша Н. (5 лет 4 мес.) сшила рубашку для подружки, чтобы доставить ей удовольствие, а Лена (5 лет) сшила Даше носовой платок. И пусть рубашка подошла лишь Леночкиной кукле. Важно, что ребенок действенно выражает свою привязанность, демонстрирует доброжелательное отношение к сверстни­ку, стремится сделать приятное для другого.

 

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок вы­полняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как раз­вивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления пер­воначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчи­вы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарож­дается моральное сознание, он способен понимать смысл предъ­являемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при соверше­нии им достойных поступков и огорчение, возмущение, недо­вольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценоч­ным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и по­ступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испы­тывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребе­нок осознает необходимость и обязательность правил общест­венного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

 

Приведем пример.

Мама забирала Максима Д. (5 лет 9 мес.) из детского сада. Воспитатель рассказала ей о непослушании мальчика. По дороге домой состоялся такой диалог.

Мама: Максим, как же тебе не стыдно! Мне же неприятно за тебя крас­неть! Почему ты плохо себя вел?!

Максим заплакал: Оставь меня! Зачем тебе такой сын?! Лучше я тут за­мерзну! Чтобы тебе за меня не было стыдно!

 

К 7 годам чувство долга не основано только на привязан­ности и распространяется на более широкий круг людей, с ко­торыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Пережи­вания достаточно глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобла­дает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколь­кими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многи­ми детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на ос­нове интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вмес­те играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие до­школьники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

 

«...Я так рад, что он мой друг!» - воскликнул Максим Д. (6 лет), когда Максим С. (6 лет 1 мес.) помог ему найти потерявшуюся деталь от конструктора.

 

Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время возрастает избира­тельность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положи­тельные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит пе­ред ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается ре­шить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

 

«Чьи следы на дороге в снегу?» - интересуется Даша Н. (5 лет 5 мес.) и на протяжении 30 мин рассматривает следы. Однажды увидела, как из норки вы­глянула мышь, очень удивилась, воскликнула: «Ой, мышка!» Присев на кор­точки, 20 мин сидела рядом с норкой, заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следующий день рисовала мышиную норку, стро­ила для мышки домик.

 

Развитие эстетических чувств связано со становлением соб­ственной художественно-творческой деятельности детей и ху­дожественного восприятия.

 

Приведем пример.

Даша Н. (5 лет 5 мес.) любит рассматривать драгоценные камни в музее, которые «блестят, золотые и серебряные». С удовольствием смотрит истори­ческие фильмы и балет, где много красивых платьев. Считает, что красивые девушки - это «в пышных длинных платьях, золотых и серебряных, бальных, ярких, с пышными рукавами». Рассматривает на улице выставки картин, восклицая: «Ой, как красиво», предпочитает пейзажу натюрморты. Любит розы в саду, особенно розовые, восторгается: «Ой, я их обожаю! Ой, какие неж­ные лепестки!» Постоянно отмечает краски в природе: «розовый закат», «сиреневый восход», любимый цвет - розовый, но определенного оттенка.

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

 

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственны­ми. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобраз­ное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писа­ла: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирова­ния у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, доб­ра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формиру­ется эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщенными, ра­зумными, произвольными, внеситуативными;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.