Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие занятости и трудоустройства




Содержание коллективного договора

Закон называет примерные взаимные обязательства сторон, которые необходимо включить в коллективный договор. Среди них ст. 41 ТК РФ упоминает положения о формах, системах и размерах оплаты труда; пособиях и компенсациях; учете реальных потерь в связи с ростом цен, проявлением инфляционных процессов; занятости, переобучении и условиях высвобождения работников; рабочем времени и времени отдыха; охране труда и технике безопасности, производственной санитарии; правовых последствиях приватизации имущественного комплекса и ведомственного жилищного фонда; охране здоровья работников на производстве с учетом экологической безопасности и т.д.

Закон оговаривает, что срок действия коллективного договора не должен превышать трех лет, но в нем может устанавливаться и менее продолжительный срок его действия.

Он сохраняет свою силу при кадровых изменениях, включая руководящий состав организации, а также при изменении наименования организации, ее реорганизации в пределах срока, на который он рассчитан. При прекращении деятельности организации коллективный договор продолжает действовать на протяжении всего периода ликвидационных процедур.

Помимо трудового законодательства положения о коллективных договорах содержатся в других нормативных правовых актах.

Согласно п. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, осуществляют права и обязанности, вытекающие из коллективных договоров, действовавших в унитарных предприятиях до приватизации их имущественных комплексов.

Но работники, их представители, дирекция, либо иной исполнительный орган созданного на базе унитарного предприятия открытого акционерного по истечении трех месяцев со дня госрегистрации ОАО вправе инициировать процесс пересмотра условий прежнего коллективного договора либо заключение нового.

Ответственность за нарушение условий коллективного договора выражается в форме штрафа и носит административно–трудовой характер, охватывает уклонение от участия в переговорах, нарушение и невыполнение коллективного договора, непредоставление информации для коллективных переговоров (ст. 54 и 55 ГК РФ).

Наиболее распространенным видом ответственности руководителей предприятий и должностных лиц является дисциплинарная. Но при отдельных нарушениях может одновременно применяться административная и дисциплинарная ответственность.

Как отмечается в многочисленных публикациях, в условиях перехода к новым экономическим условиям хозяйствования в России коренным образом изменился характер социально–трудовых отношений. Труд стал наемным, возник рынок труда – это обуславливает введение новых правил регулирования социально- трудовых отношений.

 

Тема: Занятость и трудоустройство

Состояние занятости и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико–правовой категории.

Проблемы занятости носят межрегиональный межгосударственный характер. Как отмечалось на XV заседании консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения СНГ, состоявшемся в Кишиневе в 2002 г., в Армении каждый десятый человек трудоспособного возраста ищет работу, на Украине не работают 3,6% активного населения, в Кыргызстане – 3,1%, в Белоруссии, России – 2,3 %. Но в России безработица характеризуется резкими диспропорциями. Если в крупных городах и промышленных центрах она сравнительно невысокая, то в регионах Северного Кавказа, Севера она составляет 30 -40 % трудоспособных граждан.

Явление безработицы по–разному оценивается учеными и специалистами. Наряду с оценкой ее в качестве социального зла она рассматривается и как цена рыночной экономики.

Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. № 568 – р одобрена Концепция действий на рынке труда на 2003 – 2005 годы. Она определяет основные направления и приоритеты деятельности по проведению государственной политики в сфере занятости населения, направленной на повышение мобильности рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы ее управления, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

По официальной статистике в 2000 – 2002 гг. общая численность безработных возросла до 1,94 млн. человек (на 4,3 %), а число безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, достигло 455,9 тыс. человек (возросло на 40, 1 %).

Приоритетными направлениями в развитии рынка труда являются:

-обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу;

-повышение конкурентоспособности рабочих кадров;

-разграничение полномочий и функций в сфере занятости между РФ, муниципальными образованиями.

-разработка прогнозных проектов по использованию рабочих кадров и увязка их с потребностями производства и т.д.

Издание Закона РФ «О занятости населения в РФ» вызвало необходимость приведения деятельности по трудоустройству безработных граждан в соответствие с правилами лицензирования. По этому было разработано Положение о лицензировании деятельности по содействию занятости населения.

Законодательство определяет занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящую трудовой доход в виде заработка.

Перечень занятых граждан дает Закон о занятости. К ним в частности, относятся: работающие по трудовому договору, действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие подрядные работы и т.д.

В Законе о занятости находит свое проявление принцип свободы трудового договора. В соответствии со ст.9 этого нормативного акта граждане в праве реализовать право на выбор место работы и характер трудовой деятельности в соответствии с профессией, квалификацией путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с помощью службы занятости.

 

2. Правовой статус безработного.

Трудовое право придает большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работы, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска ими подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.

Однако не считаются безработными: лица, не достигшие 16 летнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы; впервые ищущие работу; единожды отказавшиеся от профобучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу, исправительным работам без лишения свободы и наказанные в виде лишения свободы.

Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:

1) первичная регистрация;

2) регистрация в целях поиска подходящей работы;

3) регистрация в качестве безработных;

4) перерегистрация.

Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.

Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.д. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.

Все эти документы необходимы гражданину для постановки на учет и подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профподготовки или оплачиваемой работы.

Если подходящей работы не находится, то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная работа.

Отношения, связанные с привлечением к общественным и временным работам безработных, несовершеннолетних, граждан, зарегистрированных органами службы занятости в качестве ищущих работу, нуждающихся в социальной защите и материальной поддержке, регулируются не только на федеральном, но и на региональном уровне. Например, в Москве такие отношения урегулированы распоряжением премьера правительства Москвы от 22 апреля 1996 г. № 395–рп «Об организации оплачиваемых общественных и временных работ».

Регистрация в качестве безработных является следующим этапом оказания социально – правовой помощи безработным гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы.

Перерегистрация осуществляется органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных раннее документов.

Законодательство устанавливает основания для снятия безработных граждан с регистрационного учета. К ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профпереподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые другие. В каждом случае этот орган выносит соответствующее решение.

Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до 3 месяцев) и сокращении размера пособия на четверть (до одного месяца).

Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной службой занятости, за виновные действия; нарушение сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольного прекращения обучения по направлению органа занятости.

Второй вид ответственности применим за неявку, без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней со дня направления безработного службой занятости для получения направления на работу или профобучение.

Гарантии материальной и социальной поддержки безработного заключается в том, что безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам, находящимся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная и иная помощь.

Основной вид социальной поддержки безработных - выплата пособий по безработице. Кроме этого, социальной поддержкой является выплата стипендии в период профподготовки; участие в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые иные.

Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за последние 3 месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

В первые 3 месяца безработицы размер пособия составляет 75% среднемесячного заработка за последние 3 месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца – 60%, в последующем – 45%, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня средней заработной платы в субъекте РФ.

Приказом Минтруда и социального развития Минфина РФ от 25 марта 2003 г. № 57/21н утверждено Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2003 г. № 670 – р Минтруда и Социального развития РФ своим постановлением от12 августа 2003 г. № 62 утвердило Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

 

Тема: Трудовой договор




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.