Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Связь педагогики с другими науками




Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четкую ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук.

Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с науками, изучающими человека. Например, с физиологией, которая изучает природу физического развития человека, закономерности жизнедеятельности организма в целом, функционирование его отдельных частей. Знание закономерностей функционирования системы высшей нервной деятельности позволяет педагогике моделировать развивающее обучение, обеспечивать оптимальность целостного педагогического процесса.

Педагогика развивается в органичном единстве с психологией. Обе эти науки имеют общий объект изучения – развивающегося человека, но каждая имеет свой предмет исследования. Психология изучает закономерности и механизмы развития психических процессов и личных свойств человека. Педагогика пользуется психологическими знаниями для описания и объяснения фактов, явлений учебно-воспитательного процесса. Педагогика исследует процесс целенаправленного преобразования свойств, состояний человека, процесс воспитания личности.

Педагогика тесно связана с науками, изучающими ребенка как индивида (биология, анатомия, антропология и медицина). Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Развитие педагогики тесно связано с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных отношений. Поэтому устанавливаются устойчивые взаимоотношения с социологией, экономикой, культурологией, политологией и др. социальными науками. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Педагогика связана с кибернетикой как наукой об управлении, так как управление процессом обучения и воспитания непременно требует знания общих законов и механизмов управления любым процессом.

Связь с математикой так же неизбежна. Определяя критерии эффективности, оптимальности обучения, педагогика не может обойтись без математики.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим ее наиболее длительную и продуктивную связь с философией. Связи с философией сложились в числе первых. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления педагогического поиска. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем: проблемы цели воспитания, проблемы формирования сознания, взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания и ученического познания действительности. Философские идеи продуцировали создание педагогических концепций, теорий и служили ее методологическим основанием. Философия является теоретической базой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Философские знания необходимы для понимания самого воспитания как общественного, социального явления, его сущности.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных детей.

В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

- творческое использование педагогикой основных идей, положений других наук;

- заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (моделирование, опрос);

- применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии;

- участие педагогики в комплексных исследованиях.

 

Педагогика использует материалы и данных смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической обработки.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества.

Вопросы для самоконтроля:

Дайте полную характеристику педагогики как науки:

  1. Что изучает педагогика?
  2. Что должно считаться предметом педагогической науки – воспитание или образование? Аргументируйте свой выбор.
  3. Какие функции осуществляет педагогика?
  4. Охарактеризуйте систему педагогических наук.
  5. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Проиллюстрируйте их примерами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.