Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Характеристика практических методов исследования




Все многообразие методов педагогического исследования условно подразделяют на теоретические и практические.

Теоретические методы позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, установить взаимоотношения между различными понятиями. К теоретическим относят следующие методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.

К практическим методам относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические); методы оценивания (самооценка, рейтинг); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение). Рассмотрим некоторые методы.

Наблюдение – целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Это наиболее распространенный и доступный метод (восприятие исследуемого объекта в естественных условиях). Оно может быть как основным методом накопления научного материала, так и вспомогательным. Научное наблюдение отличается от житейского тем, что:

- определяются задачи и разрабатывается схема;

- результаты фиксируются;

- полученные данные обрабатываются.

Эффективное наблюдение длительно, систематично, разносторонне, массово. Существуют как позитивные, так и негативные стороны использования данного метода.

Достоинства:

­ Позволяет изучить предмет в целостности;

­ Позволяет изучить в естественных условиях;

­ В многогранных связях.

Недостатки этого метода:

­ Не позволяет охватить большое количество лиц, явлений; активно вмешиваться в изучаемый процесс;

­ Требует много времени;

­ Существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

­ Возможность недоступность наблюдения некоторых явлений.

Изучение опыта – организованная деятельность, направленная на познание исторических связей, вычленение общего в различных воспитательных и учебных системах. С помощью этого метода можно сделать заключение о целесообразности использования прежнего опыта в новых исторических условиях.

Изучение документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс (журналы, книги протоколов собраний, планы работы педагогов, конспекты и т.д.). В этих документах содержится масса информации, позволяющей установить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, например, связь между состоянием здоровья и успеваемостью, как составлено расписание и работоспособностью учеников.

Изучение творчества детей -домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества о многом может рассказать опытному исследователю. Древние говорили, что творение указывает на творца. Используя этот метод, можно определить индивидуальные способности, уровень старательности, мотивы деятельности ребенка.

Беседа. Именно с помощью этого метода выявляются отношения, чувства, оценка людей. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами не получить. Но это очень сложный и не всегда надежный метод, поэтому чаще всего он применяется как дополнительный для получения разъяснений по поводу того, что не понятно после получения информации другими методами. Требования к беседе:

­ Предварительная подготовка;

­ Умение вызвать собеседника на откровенность;

­ Нецелесообразность постановки вопроса «в лоб»;

­ Четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников (анкет). Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников и родителей. Главное в анкете – хорошо сформулированный вопрос, который не является прямым.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Педагогический тест – испытание (англ.). От других способов исследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Виды педагогических тестов:

- тесты элементарных умений;

- тесты для диагностики уровня обученности;

- тесты успеваемости;

- итоговый тест контроля знаний.

Педагогический эксперимент – это научный опыт по изменению педагогического процесса. Является основным исследовательским методом. При эксперименте исследователь сам создает необходимые условия, чтобы вызвать интересующие его процессы. Любой эксперимент требует научной гипотезы. Гипотеза – предположение, подвергающееся проверке с помощью эксперимента. Существует два вида эксперимента: лабораторный, который проводится в искусственных условиях и естественный, который проводится в обычной для испытуемого обстановке. Требования к эксперименту:

­ Не допускать риска для здоровья детей;

­ Не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

При проведении педагогического эксперимента организуются две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности тех нововведений, которые включены в педагогический процесс.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова методология педагогического исследования?
  2. Охарактеризуйте этапы педагогического исследования.
  3. Перечислите и охарактеризуйте методы практического исследования.
  4. В чем сущность педагогического наблюдения и педагогического эксперимента? Проведите их сравнительный анализ.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 9369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.