КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Основные категории дидактики
I. Общее понятие о дидактике. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Лекция 7. I. Общее понятие о дидактике. II. Основные категории дидактики. III. Функции процесса обучения.
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Все же, как общественное явление обучение – это особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования. Для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителя и ученика; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся. Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов “didaktikos” - поучающий и “didasko”- изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке. Основоположником дидактики считается Я.А. Коменский, поскольку именно он впервые осуществил фундаментальную научную разработку дидактики в своей книге «Великая дидактика». В настоящее время дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организационных формах и достигаемых результатах.
Дидактика как наука имеет свой предмет – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения. Различают общую и частную дидактики. Предметом общей дидактики является сам процесс преподавания. Частные дидактики изучают закономерности, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.
Для понимания сущности процесса обучения важно разобраться в основных понятиях и категориях дидактики. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни. Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Образование –система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умение, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель – то, к чему стремится обучение, на что направлены все усилия. Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели. Результаты – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Основные дидактические категории тесно взаимосвязаны.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |