Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Теории развития личности




РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Лекция 5.

I. Теории развития личности.

II. Характеристика факторов, влияющих на развитие личности.

 

Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. В данной теме выделяют четыре основных понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.

Личность – человеческий индивид как продукт труда, общения и познания, определенный конкретно-историческими условиями жизни.

Индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает социальных и психологических характеристик.

Индивидуальность - совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Итак, человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Следует также различать следующие понятия: развитие, формирование и социализация личности.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими; физиологическими изменениями.

Социальное развитие связано с психическими, духовными, интеллектуальными изменениями.

Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление как биологического вида и социального существа.

Процесс морфологических, физиологических, психологических изменений называют развитием, тогда как нравственных и духовных - формированием. Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление к ней. Социализация длится на протяжении всей жизни, а происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существует три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов, а также внешних требований, к которым человек вынужден приспосабливаться. Воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Представители социальной концепции считают:

- человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды;

- среда является определяющим фактором формирования личности;

- воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

- чем ниже по уровню развития личность, тем ярче проявляются у неё биологические черты.

Представители биосоциальной концепции считают:

- человек – существо и биологическое и социальное;

- психические процессы (ощущение, восприятие, мышление) имеют биологическую природу;

- направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате воздействий социальной среды.

Движущими силами развития личности являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия выражаются на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, противоречия, предъявляемые учебным заведением, и желанием учащегося).

Общие противоречия обуславливают развитие каждого человека и всех людей (например, противоречия между материальными потребностями и реальными возможностями).

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

В случае удовлетворения потребности человека противоречие снимается и человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую, более высокого уровня. Таким образом одно противоречие сменяется другим и развитие продолжается.

Изучая развитие человека, ученые установили ряд закономерных связей между процессом развития, его результатами и причинами, влияющими на них:

  • Развитие человека определено внутренними и внешними условиями;
  • Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности;
  • Развитие человека определено типом ведущей деятельности; зависит от мотивов данной деятельности;
  • Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития личности.

 

II. Характеристика факторов, влияющих на развитие личности.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относятся собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в узком и широком смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы, наследственность – это биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди ученых о соотношении биологических и социальных факторов. Одни утверждают, что человек, его сознание, интересы, способности, определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д.Дьюи). Они отрицают роль воспитания и среды в развитии личности. Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния среды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). «Ребенок от рождения – чистая доска, на которой можно все написать». Третья группа ученых полагает, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания. Й. Шванцара утверждает, что взаимодействие всех трех факторов может быть оптимальным (одинаковым), либо при переоценке одного из компонентов негармоничным (преобладание одного из факторов). В результате ученый делает вывод, что ни один из факторов не действует самостоятельно, результат развития человека зависит от их согласованности.

Наследственностьсвойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены. По наследству могут передаваться: речь, особенности телосложения, цвет кожи, резус крови, характер, а также заболевания. В структуре гена существует свободное пространство, которое природа дает человеку для того, чтобы он мог приспосабливаться к изменению условий существования, заполняя ее при помощи дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Человек наследует интеллектуальные, специальные и моральные качества. Что наследуют дети – готовые способности или только предрасположенность, задатки? Исследования доказывают, что наследуются не способности, а только задатки.

Задаток – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся потенциальной возможностью для развития способностей. Задатки могут реализоваться в способности, могут остаться на прежнем уровне.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Остро стоит вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной деятельности. Материалисты считают, что все нормальные люди имеют от природы высокие интеллектуальные задатки и способны к неограниченному духовному развитию. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. В то же время педагоги признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (алкоголизм, наркомания, психические заболевания). Идеалисты считают доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной интеллектуального неравенства признается биологическая наследственность. Отсюда вывод, что человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

К специальным задаткам (художественные, музыкальные, математические) более спокойное отношение, особых разногласий нет: дети, обладающие этими способностями, достигают более высоких результатов, которые могут проявляться в раннем возрасте. Специальные задатки наследуются.

Особенно интересны исследования, изучающие наследование моральных качеств. Долгое время господствовало утверждение, что все психические качества личности не наследуются, т.е. в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении, они приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. В то же время другие видные ученые утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки. Поведение человека в ряде случаев является инстинктивным, основываясь не на высшем сознании, а на простейших инстинктах. Значит, моральные качества могут наследоваться.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. взаимодействия с другими людьми. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется «средой». Педагоги ее разделяют на два вида – социальную и домашнюю. Социальная – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Домашняя – семья, друзья.

Огромную важность влияния среды признают педагоги всего мира, но нет единства при оценке степени влияния. Среды абстрактной не бывает, она всегда конкретна. Ребенок обычно является довольно точным отражением той семьи, в которой он растет и развивается, семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ориентаций.

Что же оказывает большее влияние среда или наследственность?

Мнения специалистов лишены единства. Приверженцы биогенного направления в педагогике отдают предпочтение наследственности, а социогенного – среде. Многие пытались установить количественные пропорции, но получены противоречивые результаты. Одно можно сказать точно – доля участия исследуемых фактов в развитии разных людей неодинакова.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Такое взаимодействие называется социализацией.

Влияние наследственности и среды корректируются воспитанием. Именно оно может дать обществу полноценную личность. Роль воспитания тоже оценивается по-разному: от полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человека. Истина же в том, что воспитанием можно добиться многого, но полностью человека изменить нельзя.

Сила воспитания в его целенаправленности и систематичности. Слабость – в сознательности, необходимости человеческого участия, тогда как два других фактора, среда и наследственность, бессознательны. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Поэтому одной из важных задач воспитания является выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

Личность формирует воспитание, ведущее за собой развитие, ориентируясь на процессы, которые не созрели, но находятся в стадии становления.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания еще дополняется деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, формируется его отношение к окружающему миру. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд.

Деятельность может быть активной и пассивной. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Трудовая активность стимулирует быстрое формирование духовного и нравственного мира личности. Все проявления активности имеют один источник – потребности. Развитие личности происходит под воздействием тех влияний, которые выражают потребности человека.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Она способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, её гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите основные теории развития личности и дайте им краткую характеристику.
  2. Что такое развитие личности?
  3. Каковы движущие силы развития личности?
  4. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
  5. Какими факторами обуславливается развитие личности?
  6. Как влияет деятельность на развитие личности?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.